№ 2-1154/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» мая 2016 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шегидевичь Е.Ю.,
при секретаре Болдыревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ростовской таможне о признании денежных требований об оплате сверхурочной работы, работы в ночное время, работы в нерабочие праздничные дни обоснованными и возложении обязанности по выплате задолженности по заработной плате, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд иском к Ростовской таможне о признании денежных требований об оплате сверхурочной работы, работы в ночное время, работы в нерабочие праздничные дни обоснованными и возложении обязанности по выплате задолженности по заработной плате, указав следующее.
Истец ФИО1 проходил службу вРостовской таможне.
19 октября 2015года начальником Ростовской таможни было принято решение об увольнении ФИО1 со службы по окончании срока действия контракта 23.12.2015г
С целью проверки полноты предполагаемого расчета ФИО1 ознакомился с документацией, касающейся количества фактически отработанного им служебного времени и учетного времени. В процессе ознакомления истец установил факт привлечения его к сверхурочной работе, однако, в табель учета рабочего времени внесено меньшее количество часов, чем фактически отрабатывалось за смену согласно журнала приема - сдачи дежурства и книгам выдачи оружия и боеприпасов; в табеле учета рабочего времени внесено меньшее количество занятий по боевой и специальной подготовке, чем фактически отражено в журналах; отработанное за год рабочее время в рамках суммированного учета рабочего времени превышает норму рабочего времени. Истец полагал, что Федеральным законом от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах» (далее Федеральный закон от 21.07.1997г. №114-ФЗ), Федеральным законом от 30.06.2002г. №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее – Федеральный закон от 30.06.2002г. №78-ФЗ), приказом ФТС РФ от 11.01. 2005г. №1 «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» (далее – приказ ФТС №1) его отношения с ответчиком не урегулированы. К отношениям, возникшим между истцом и Российской таможней необходимо применять правила ст.ст. 99, 104, 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец обратился к ответчику с заявлением о добровольном порядке выплаты задолженности по заработной плате, однако получил отказ, из которого следует, что ответчик не считает требования истца обоснованными, поскольку расчет по заработной плате произведен правильно.
Обращаясь в суд с иском, истец просил обязать Ростовскую таможню произвести выплату задолженности по заработной плате, образовавшуюся за период с 01.01.2010г по 23.12.2015г за 600часов 56 минут сверхурочной работы, 3326 часов работы в ночное время, 336 часов работы в нерабочие праздничные дни.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2, принимавший участие в деле по основаниям ч.6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали. Представитель истца полагал, что отношения между истцом и ответчиком не могут регулироваться специальными законами, а в данном случае подлежат применению нормы трудового законодательства. Требования о пропуске срока исковой давности для применения к настоящему спору полагали необоснованными.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенным к материалам дела, в которых в частотности, указывается. В соответствии с заключенными с ФИО1 контрактами ему был определен режим служебного времени и временами отдыха – работа по графику дежурства (сменности). За специальный режим службы истцу в период прохождения службы с 2010г. по 31.12.2012г. ежемесячно выплачивалась максимальная надбавка к дополнительному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы. С 01.01.2013г. по 23.12.2015г. истцу ежемесячно выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия службы. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные дни на основании приказа начальника таможенного органа, за что, согласно локальных актов, с которыми ФИО1 был ознакомлен, могли предоставляться дополнительные дни отдыха или компенсация в денежной форме. За оспариваемый период истцом на имя начальника таможни не направлялись заявления о компенсации за исполнение обязанностей сверх установленного служебного времени. Несение же службы ФИО1 в условиях, выходящих за рамки нормативных, то есть в ночное время, сверхурочное время, несение службы в праздничные дни было установлено в рамках его сменного режима рабочего времени согласно графикам дежурств и, как сотруднику таможенных органов, компенсировалось ежемесячной надбавкой.
Ответная сторона не согласилась с расчетом количества часов переработок (недоработок), представленным ФИО1, представив свой расчет, при этом указав, что факт начисления часов службы сверх установленного служебного времени у истца не предполагает денежную компенсацию. Ссылаясь на положения ст. 392 ТК РФ, ответчик заявил о пропуске ФИО1 срока для обращения в суд с настоящим иском.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 27 мая 2003года № 58-ФЗ "О системе государственнойслужбыРоссийской Федерации" (п. 3 ст. 8) предусмотрена возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственнойслужбыразличных видов: гражданской, военной и правоохранительной.Таможенныеорганы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых личный состав законодательно разделен на три категории: сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, работники таможенныхорганов.
В соответствии состатьей 2Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» порядок прохождения службывтаможенныхорганах и основы правового положения должностных лицтаможенныхорганов регулируются Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ о таможенномделе, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд установил, истец ФИО1 проходил службу вРостовской таможне в статусе сотрудника таможенных органов по контракту в различных должностях в период с 03.05.2006г по 23.12.2015г.
В период с 01.01.2010г по 23.12.2015г ФИО1 проходил службу в должностях главный инспектор оперативно-дежурного отдела службы силового обеспечения, главный инспектор, ведущий инспектор отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы таможни, ведущий инспектор, инспектор, младший инспектор-дежурный поста охраны отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Ростовской таможни был издан приказ об увольнении ФИО1 со службы по окончании срока действия контракта согласно заявления истца с 23.12.2015г.
Служба ФИО1 проходила согласно контрактам, которыми был определен режим служебного времени и времени отдыха – работа по графику дежурств (смежности), что подразумевает работу в ночное время и в нерабочие праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком дежурства.
Из представленных копий контрактов, заключенных с истцом усматривается. За специальный режим службы ФИО1 в период прохождения службы с 2010г. по 31.12.2015г. ежемесячно выплачивалась максимальная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. С 01.01.2013г. по 23.12.2015г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации» выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия службы.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательствомРоссийской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
На основании п.п. 9, 10 приказа Федеральной таможенной службы от 18 сентября 2006г. N892 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации" для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяется правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа и графиками дежурства (сменности). График дежурства (сменности) составляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа (если он создан в таможенном органе) и после утверждения начальником таможенного органа доводится до сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие. Запрещается оставлять место дежурства до прихода сменяющего сотрудника. В случае неявки сменяющего, сотрудник докладывает об этом соответствующему начальнику, который должен незамедлительно принять меры по замене сотрудника, окончившего дежурство (смену). Запрещается работа в течение двух смен подряд. Компенсация сотрудникам таможенного органа, исполнявшим должностные обязанности по независящим от них обстоятельствам сверх времени, установленного графиком дежурства (сменности), осуществляется согласнопункту 10Типовых правил.
В соответствии с пунктом 3 приказа Ростовской таможни от 14.03.2011 №231 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников таможни к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени», в отношении сотрудников, которые привлекаются к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, ответственность за учет фактически отработанного времени за пределами установленной продолжительности служебного времени, возложена на начальников структурных подразделений. Учет фактического служебного времени ведется в «Табеле учета использования служебного (рабочего) времени расчета заработной платы».
В соответствии с пунктом 19 приказа таможни от 20.12.2006г. №1096 «Об утверждении правил внутреннего распорядка таможни», действовавшего до 29.01.2013г., сотруднику таможни за исполнение должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени предоставлялся дополнительный день отдыха в течение месяца. В случае если дополнительный день отдыха не мог быть предоставлен в течение месяца, то по письменному заявлению сотрудника исполнение им должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также выходные и праздничные дни могло компенсироваться в денежной форме, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приказа таможни от 30.01.2013г. №100 «Об утверждении правил внутреннего распорядка таможни», а также приказа таможни от 25.02.2015г. №128 компенсация сотрудникам, исполняющим должностные обязанности по независящим от них обстоятельств сверх установленного рабочего времени, установленного графиком дежурств (сменности), а также выходные и праздничные дни осуществляется в соответствии со ст. 152 и ст. 153 ТК РФ.
Со всеми локальными актами ФИО1 был ознакомлен под подпись. За период службы ФИО1 с заявлением к начальнику таможни о компенсации за исполнение обязанностей сверх установленного времени не обращался.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Перечень дополнительных выплат, утвержденный Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ имеет исчерпывающий характер и не подразумевает иных выплат. Составной частью дополнительных выплат является дифференцированная в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
Согласно приказу ФТС России от 11.01.2005 №1 данная надбавка устанавливается сотрудникам, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы. При установлении надбавки учитываются условия, в которых сотрудникам приходится выполнять служебные обязанности. Надбавка не является обязательной выплатой и корректируется в случаях изменения характера и режима службы, снижения (повышения) результатов служебной деятельности и т.д.
Статьей 149 ТК РФ установлено, при выполнении работ в условиях отличающихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику должны быть произведены доплаты, предусмотренные законодательством, а также договорами о труде.
В данном случае условия труда, отличающиеся от нормальных, определены на законодательном уровне, то есть условия труда подразделяются на нормальные, за которые доплата законодательно не предусматривается, и отличающиеся от нормальных – за них предусматривается в случае службы истца ежемесячная надбавка.
Таким образом, несение службы ФИО1 в условиях, выходящих за рамки нормальных, то есть ночное время, сверхурочное время, несение службы в праздничные дни, было установлено в рамках его смешанного режима рабочего времени согласно графикам дежурств (сменности) и как сотруднику таможенных органов компенсировалась данной ежемесячной надбавкой.
Следовательно, нормативными правовыми актами не предусмотрена выплата сотрудникам таможенных органов денежной компенсации за исполнение должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также при несении службы в ночное время и праздничные дни.
Суд не может согласиться с доводами истца о применении при рассмотрении настоящего спора положений статей 99, 104 и 152 ТК РФ, которыми регламентированы порядок проведения сверхурочной работы, суммированный учет рабочего времени и оплату сверхурочной работы.
С таким доводом суд не соглашается.
Положениями ст. 99 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа допускается по инициативе работодателя с письменного согласия работника при определенных случаях, либо без такового, связанных с экстремальными обстоятельствами.
Обосновывая свои требования истец сослался на то, что подпись об утверждении графика дежурств руководителем таможенного органа является приказом. Действительно, согласно п.5 Дисциплинарного устава Таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998г. №1396 письменное распоряжение начальника таможенного органа является приказом, обязательным для исполнения подчиненными сотрудниками, если он отдан в пределах должностных полномочий. Согласно п.6 при подтверждении приказа сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Таким образом, ознакомление сотрудника с графиком дежурств не может рассматриваться как согласие, так как неисполнение приказа влечет привлечение к дисциплинарной ответственности.
При этом, наличие графика дежурств установлено контрактом о службе как ее условие, а потому ознакомление сотрудника таможни с графиком дежурств не может расцениваться как получение согласия на работу в определенное время, поскольку носит характер оповещения.
Вместе с тем, статья 34 Федерального закона от 21.07.1997г. №111-ФЗ предусматривает издание приказа руководителя таможенного органа к привлечению сотрудника к сверхустановленному служебному времени и не предусматривает возможности неисполнения сотрудником данного приказа (то есть наличие согласия с его стороны не оговаривается). Также ст. 34 предусматривает и вид компенсации – в течение месяца дополнительные дни отдыха.
Таким образом, к спорным правоотношениям положения статей 99, 104 и 152 ТК РФ не применимы.
Не может суд согласиться и с требованиями истца о включении в отработанное им время периодов, включенных в журналы сдачи дежурств и книги выдачи оружия и боеприпасов.
Ответной стороной не оспаривается тот факт, что в записях в книге выдачи оружия и боеприпасов время в графе «дата и время приема», как правило, может не совпадать со временем начала и окончания дежурства, указанного в журнале.
Согласно Правил внутреннего распорядка таможни не включается в фактическое рабочее время то время, которое сотрудник затрачивает на проезд от места жительства до места работы, подготовку рабочего места для исполнения должностных обязанностей, получения оружия, прием дежурства (смены).
При обращении в суд с иском и в процессе слушания дела истцом и его представителем не был представлен материальный расчет заявленных требований, а лишь общий расчет в часах и минутах за сверхурочную работу, работу в ночное время и в праздничные дни с 2010 по 2015г.г. включительно.
При этом, истцовая сторона просила обязать ответчика произвести выплату задолженности именно в почасовом эквиваленте, тогда как это противоречит ст. 34 Федерального Закона от 21.07.1997 №114-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом установленного законом срока обращения с настоящими требованиями в суд.
Относительно указанного довода, суд приходит к следующему.
Согласностатье 37Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации вправе свободно выбирать род деятельности и профессию.
Юридическим оформлением выбора гражданина является, в частности, заключение контракта о прохождении службы или трудового договора (контракта).
Таким образом, прохождение службы в таможенных органах РФ является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего при рассмотрении дел по искам сотрудников таможенных органов, в том случае если последние обращаются с требованиями материального характера, подлежит применениюстатья 392Трудового кодекса Российской Федерации (трехмесячный срок обращения в суд).
В соответствии сост.392ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со днявыдачитрудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, онимогутбыть восстановлены судом.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года №-2 вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Истец на протяжении всего периодаработызнал размер своего ежемесячного заработка и объем фактически отработанного времени и этот факт никогда не оспаривал.
В данном случае пропуск срока истцом составляет за период с 2010г. по октябрь 2015г.
При этом, доводы истца о исчислении срока исковой давности с даты увольнения суд не может принять во внимание, поскольку истец, зная о нарушенном праве и осуществляя в спорные периоды свои трудовые функции, не был лишен возможности обратиться за восстановлением своего права.
Какие-либо доказательства, подтверждающие невозможность или затруднительность подачи иска в срок истцом в нарушение требований ст.56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании истец не просил о восстановлении срока для обращения в суд, а потому по требованиям за период с 2010 по октябрь 2015г. суд отказывает истцу в иске в связи с пропуском срока.
Что же касается требований, относящихся к периоду октябрь, ноябрь, декабрь 2015г., то они также не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения. При этом из представленных табелей учета рабочего времени истца за октябрь, ноябрь 2015г. (л.д. 91, 92) усматривается, что оплата заработка истцу в указанные периоды произведена с учетом фактически отработанного им времени.
По этим основаниям суд отказывает ФИО1 в иске в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в иске к Ростовской таможне отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2016 года.
Судья: