Майнский районный суд Ульяновской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Майнский районный суд Ульяновской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1155/10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 июля 2010 года р.п. Вешкайма
Майнский районный суд в составе судьи Живодеровой В.В.
При секретаре Военковой Г.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району о признании права на бесплатное жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением, возложении обязанности производить ежемесячную оплату за истцов услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, а не путем предоставления компенсаций истцам, взыскании расходов по оплате госпошлины
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Управлению Департамента Социальной защиты населения Ульяновской области по Вешкаймскому району ( реорганизованному в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району) о признании права на бесплатное жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением, возложении обязанности производить ежемесячную оплату за истцов услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, энергии, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, а не путем предоставления компенсаций истцам, взыскании расходов по оплате госпошлины, указывая, что он работает учителем в МОУ Ховринская основная общеобразовательная школа с 2003 года, а она- в МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 им. Б.П.Зиновьева с 1992 года. Как педагогические работники, работающие в сельской местности, в соответствии со ст.55 Закона «Об образовании» имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. До 1 июня 2010 года такая льгота им предоставлялась. Отопление, техническое обслуживание и освещение за них оплачивало Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Вешкаймскому району. Однако, с 1 июня 2010 года предоставление такой льготы им прекращено. Ответчик требует оплаты отопления, технического обслуживания и освещения, а затем обещает предоставить ежемесячную денежную компенсацию, ссылаясь на Закон Ульяновской области от 30.12.2005 года №167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих в сельской местности». Считают действия Управления Департамента социальной защиты Ульяновской области по Вешкаймскому району неправомерными, так как бесплатное жилье с освещением и отоплением и компенсация за него, предоставленная через какое-то время – разные вещи. Полагают, что ответчик нарушает нормы Федерального закона «Об образовании». На основании изложенного, истцы просят признать за ними право на бесплатное жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением, обязать ответчика производить ежемесячную оплату за истцов услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, энергии, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, а не путем предоставления компенсаций истцам, а также просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании истец ФИО1, выступая от своего имени и от имени истицы ФИО2, действуя по доверенности, поддержал исковые требования и пояснил, что предоставление им, как педагогам, работающим в сельской местности, льготы в натуре в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением предусмотрено законом «Об образовании». С 01.06.2010 года ответчиком ухудшены условия предоставления им этих льгот, так как для получения льгот он должен сначала оплатить стоимость жилья и коммунальных услуг, а лишь потом ему возместят компенсацию, хоть и полную. Полагает, что замена ответчиком натуральных льгот денежной компенсацией нарушает их (истцов) права. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме и обязать ответчика с 01.06.2010 года производить за ФИО2 и за ФИО1 ежемесячную оплату услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, а не путем предоставления компенсаций истцам, также просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
Истица ФИО2 в судебное заседание не прибыла, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика, Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району, являющегося правопреемником Управления Департамента Социальной защиты населения Ульяновской области по Вешкаймскому району, ФИО3 исковые требования истцов не признал и пояснил, что с 1 июня 2010 года согласно Закону Ульяновской области от 02.06.2010 года №69-ЗО меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и потребленной электроэнергии предоставляются педагогическим работникам в сельской местности в форме ежемесячной денежной компенсации в размере, равном 100 процентам фактических расходов педагогических работников на оплату указанных услуг. В соответствии с Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения педагогическим работникам, работающим и (или) проживающим в сельской местности на территории Ульяновской области (Утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области №174-П от 02.06.2010 года) определен механизм предоставления ежемесячной денежной компенсации. Указанным нормативным актом предусмотрен перечень документов, необходимых для получения компенсации. При наличии в территориальном органе сведений и документов о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, указанная компенсация по оплате ЖКУ педагогическому работнику предоставляется с 01.06.2010 года без истребования заявления. Истцам в июле текущего года выплачена компенсация за расходы, понесенные ими на оплату жилищно-коммунальных услуг за июнь месяц 2010 года. Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району создано для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере социальной поддержки населения на территории муниципального образования «Вешкаймский район». На основании изложенного просит истцам в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО4 исковые требования истцов не признал, просил отказать в иске, и пояснил, что утверждения истцов о противоречии закона Ульяновской области №167-ЗО от 30.12.2005 года «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности» нормам закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года являются ошибочными. Пунктом 5 ст. 55 Закона «Об образовании» прямо указано, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. При этом, тот же пункт гласит, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким законом на территории Ульяновской области является закон Ульяновской области №167-ЗО от 30.12.2005 года «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности». Основываясь на вышеуказанные законы ответчик правомерно производит замену льгот денежной компенсацией в рамках федеральной программы «О монетизации льгот».Денежная компенсация должна полностью покрывать расходы истцов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Следовательно, ответчик не нарушает права истцов, предоставленные им Законом РФ «Об образовании».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Общества с ограниченной ответственностью «РИЦ- область», ФИО5 просил отказать истцам в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что нет никакого противоречия между ст.55 закона РФ «Об образовании» и законом Ульяновской области №167-ЗО от 30.12.2005 года «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности», поскольку последний закон принят во исполнение Закона РФ «Об образовании». При этом ответчик, Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району, не нарушает прав истцов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, поскольку истцам возмещаются такие расходы в полном объеме. В июле 2010 года истцам уже возмещены расходы по оплате за жилое помещение, отопление и освещение за июнь 2010 года, но не по их фактическим расходам, а по показаниям за предыдущий месяц –май, так как сведений об объемах фактически потребленных истцами в июне 2010 года услуг не было.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Вешкаймского района» и ООО «Комфорт» ФИО6 исковые требования не признала и пояснила, что между МУП ««Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Вешкаймского района» и УДСЗН Ульяновской области по Вешкаймскому району ранее был договор о компенсации выпадающих доходов за предоставление педагогам услуг по отоплению жилья. С 1 июня 2010 года этот договор расторгнут, так как в соответствии с изменениями, внесенными в закон Ульяновской области №167-ЗО от 30.12.2005 года «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности», с 01.06.2010 года компенсация расходов по оплате услуг по теплоснабжению производится ответчиком непосредственно педагогам. Аналогичная ситуация и с ООО «Комфорт».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, муниципального учреждения Управления образования Администрации МО «Вешкаймский район» ФИО7 исковые требования ФИО1 и ФИО2 не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что права истцов не нарушены, поскольку законом Ульяновской области №167-ЗО от 30.12.2005 года «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности», предусмотрена полная компенсация расходов истцов на жилье, отопление и освещение, их право на получение мер социальной поддержки как педагогов, работающих в сельской местности, участниками процесса не оспаривается.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона, принят Закон Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО (ред. от 02.06.2010)"О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области".
Статья 3 указанного закона предусматривает, что педагогическим работникам образовательных учреждений Ульяновской области, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставляется право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что истцам предоставляется полная компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и энергоснабжения, на что педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством.
Суд признает несостоятельными доводы истца ФИО1 о том, что нарушены требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при замене льгот на денежные компенсации. Фактически истцам сохранен прежний уровень мер социальной поддержки- с 01.06.2010 года предусмотрена полная компенсация расходов по оплате жилья, освещения и отопления.
Довод истца о том, что льготы в натуральном выражении им с ФИО2 должны быть предоставлены в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" не основано на законе, поскольку данная норма не предусматривает условия, размер и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
В соответствии с названной нормой размер, условия, и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Права истцов на получение мер социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (бесплатного жилого помещения с бесплатным отоплением и освещением) никем не оспариваются, ответчиком не нарушаются.
Ответчиком истцам предоставляются меры социальной поддержки, педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности, в порядке, предусмотренном Законом Ульяновской области от 30.12.2005 N 167-ЗО (ред. от 02.06.2010)"О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области". Это обстоятельство не оспаривается истцами и подтверждается выписками из лицевых счетов ФИО1 и ФИО2
Законных оснований для возложения на ответчика, Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району, обязанности производить за истцов ежемесячную оплату услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, энергии, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, нет.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2
Поскольку требования истца не удовлетворены, то нет оснований для взыскания с ответчика госпошлины.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 и ФИО2 отказать в удовлетворении иска к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Вешкаймскому району о признании права на бесплатное жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением, возложении обязанности с 01.06.2010 года производить за истцов ежемесячную оплату услуг по электроснабжению, техническому обслуживанию жилья, по теплоснабжению юридическим лицам, оказывающим эти услуги, а не путем предоставления компенсаций истцам, взыскании расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд.
Судья В.В. Живодерова
Решение изготовлено 29 июля 2010 года
Судья В.В.Живодерова