ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1155/13 от 02.10.2013 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1155/13 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2013 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Наумова С.Н,

при секретере ФИО1,

с участием старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Краснодарского края - Макаренко И.В. и председателя Совета муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края ФИО2,

         рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснодарского края, действующего в интересах РФ об оспаривании решений Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 и от 26.04.2013 г. № 239,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснодарского края в интересах РФ обратился в суд с заявлением о признании решения Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», от 26.04.2013 г. № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края» незаконными.

В обоснование заявленных требований указал, что 08.04.2013 г. прокуратурой края принесен протест на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», которым дано поручение депутатской комиссии Совета муниципального образования Апшеронский район внести изменения в муниципальный нормативный правовой акт, влекущие наделение представительного органа местного самоуправления полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью уполномоченного органа по вопросам распоряжения земельными участками, а также возложены обязанности на Контрольно-счетную палату муниципального образования Апшеронский район по осуществлению контроля за соблюдением действующего законодательства при подготовке правовых актов администрации муниципального района по предоставлению в собственность земельных участков. Решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.04.2013 г. № 239, в удовлетворении протеста отказано. Считая отказ неправомерным, просит признать решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», от 26.04.2013 г. № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края» незаконными.

В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Краснодарского края - Макаренко И.В., заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Председатель Совета муниципального образования Апшеронский район ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора Краснодарского края пояснив, что согласно п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с                    ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Совет муниципального образования Апшеронский район в соответствии с уставом муниципального образования Апшеронский район является органом местного самоуправления. 26.12.2012 года Советом было принято Положение № 212 «Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Апшеронский район». Согласно п. 1.3 указанного Положения, администрация муниципального образования Апшеронский район определена как орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Апшеронский район. Исходя из правил осуществления нормотворчества, орган, принимающий (издающий) правовой акт, имеет право осуществлять контроль за его исполнением. Контроль со стороны представительного органа муниципального образования за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования также вытекает из ст. 77 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется представительным органом самостоятельно. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган вправе создать Контрольно-счетный орган муниципального образования. Регламентом работы Совета муниципального образования Апшеронский район, утвержденным решением Совета от 22.07.2011 года №100, устанавливается порядок деятельности Совета муниципального образования Апшеронский район, полномочия депутатов Совета, порядок принятия решений, осуществления контрольных функций и другие вопросы организации работы Совета. Главой 10 указанного Регламента определяется осуществление Советом контрольных функций. Согласно п. 2 ст. 27 Устава муниципального образования Апшеронский район полномочия и организация работы депутатских комиссии определяется Регламентом Совета. В соответствии с п. 4 ст. 33 Регламента к основным задачам постоянных комиссий относятся осуществление контроля за исполнением решений Совета по поручению Совета, участие в осуществлении контроля за деятельностью администрации муниципального образования Апшеронский район. Статьей 103 Регламента установлены полномочия Совета при осуществлении контроля за использованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Таким образом, полномочия, установленные п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», раскрыты Регламентом работы Совета муниципального образования Апшеронский район, в связи с чем оснований для признания решения Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», от 26.04.2013 г. № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края» незаконными не имеется.

Выслушав старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Краснодарского края - Макаренко И.В. и председателя Совета муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 08.04.2013 г. прокуратурой края принесен протест на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», которым дано поручение депутатской комиссии Совета муниципального образования Апшеронский район внести изменения в муниципальный нормативный правовой акт, влекущие наделение представительного органа местного самоуправления полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью уполномоченного органа по вопросам распоряжения земельными участками, а также возложены обязанности на Контрольно-счетную палату муниципального образования Апшеронский район по осуществлению контроля за соблюдением действующего законодательства при подготовке правовых актов администрации муниципального района по предоставлению в собственность земельных участков.

Решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236, информационное письмо первого заместителя прокурора Краснодарского края от 20.02.2013 г. № 86-29-2013 принято к сведению.

Решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.04.2013 г. № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», протест, внесенный первым заместителем прокурора Краснодарского края на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238, отклонен.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Как следует из ч.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст.21 Устава муниципального образования Апшеронский район, принятого решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 03.07.2012 г. № 181, структуру органов местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район составляют: представительный орган муниципального образования - Совет муниципального образования Апшеронский район, глава муниципального образования - глава муниципального образования Апшеронский район, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального образования Апшеронский район.

Согласно п. 1.3 решения Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.12.2012 года № 212 «Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Апшеронский район» администрация муниципального образования Апшеронский район определена как орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Апшеронский район.

Частью 3 статьи 77 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Как следует из ст. 38 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 7.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется представительным органом самостоятельно. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган вправе создать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Кроме того, Регламентом работы Совета муниципального образования Апшеронский район, утвержденным решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 22.07.2011 года №100, устанавливается порядок деятельности Совета муниципального образования Апшеронский район, полномочия депутатов Совета муниципального образования Апшеронский район, порядок принятия решений, осуществления контрольных функций и другие вопросы организации работы Совета муниципального образования Апшеронский район.

В соответствии со ст. 95 Регламента, Совет муниципального образования Апшеронский район в соответствии с уставом муниципального образования Апшеронский район, с иными решениями Совета муниципального образования Апшеронский район осуществляет свои контрольные функции непосредственно, а также через образуемый им контрольно-счетный орган муниципального образования, через постоянные и временные комиссии.

Согласно п. 2 ст. 27 Устава муниципального образования Апшеронский район полномочия и организация работы депутатских комиссии (комитетов) определяется Регламентом Совета.

В соответствии с п. 4 ст. 33 Регламента основными задачами постоянных комиссий Совета являются: осуществление контроля за исполнением решений Совета по поручению Совета, участие в осуществлении контроля за деятельностью администрации муниципального образования Апшеронский район.

Также, ст. 103 Регламента установлены полномочия Совета муниципального образования Апшеронский район при осуществлении контроля за использованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

С учетом изложенного, Совет муниципального образования Апшеронский район Решением от 26.03.2013 г. № 236, правомерно поручил председателю Контрольно-счетной палаты муниципального образования Апшеронский район в рамках предоставленных полномочий усилить контроль за управлением имущественных отношений Апшеронского района в части соблюдения действующего законодательства при подготовке муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Апшеронский район по предоставлению в собственность земельных участков.

Доводы прокурора о том, что протест прокурора фактически не рассмотрен, не соответствуют действительности, поскольку решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.04.2013 г.                  № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края» данный протест был рассмотрен, и Совет муниципального образования Апшеронский район принял решение его отклонить.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления прокурора Краснодарского края, действующего в интересах РФ, не имеется.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198,                               258 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Краснодарского края, действующего в интересах РФ о признании решения Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 236 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края», от 26.04.2013 г. № 239 «О рассмотрении протеста, внесенного первым заместителем прокурора Краснодарского края, на решение Совета муниципального образования Апшеронский район от 26.03.2013 г. № 238 «О рассмотрении информации первого заместителя прокурора Краснодарского края» незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд в течение одного месяца.

     Судья: