РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
23 апреля 2014 год г. Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего федерального судьи Шевелёва Л.А.,
при секретаре судебного заседания Павловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1155/14 по иску Леонтьева В. В., Карюкиной Р. М. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд, выдвигая следующие требования:
снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровыми номерами 26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.;
исключить сведения на земельный участок с кадастровыми номерами
26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.;
обязать ответчика поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1,33 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Леонтьев В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь п.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Леонтьева В.В.
Присутствующие в судебном заседании истица Карюкина Р.М. и представитель истца Леонтьева В.В. по доверенности Удалова Т.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме, в обоснование заявленных требований пояснили суду нижеследующее.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ существующее застройки на земельные участки и постройки на которых находятся сооружения входящие в состав общего имущества здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общедомовую собственность владельцев.
Статья 36 Жилищного кодекса говорит о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в числе прочего имущества прилегающий земельный участок с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса», если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до введения Жилищного кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, земельный участок должен иметь установленные границы и должен быть поставлен на кадастровый учет, в этом случае земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений без какой-либо процедуры предоставления, т.к. такая процедура законом не предусмотрена.
Статьей 23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на квартиру (комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество в многоквартирном доме, куда входит земельный участок. Право на общее имущество дома, куда входит земельный участок, возникает в силу закона, а не после государственной регистрации.
Это подтверждается письмом Министерства Финансов РФ от дата N 03-06-02-02/65.
Таким образом, земельный участок по адресу: <адрес>, уже сформирован. Раньше ни один дом не строился без землеотводов под строительство. Архитектурно планировочное управление на основании решения исполкома об отводе застройщику земельного участка составляло акт о предоставлении этого участка в бессрочное пользование.
Без этого акта застройщик не имел право на использование участка. Архитектурно - планировочного управления составлял строительный паспорт, который включал в себя межевой план участка, в котором были указаны границы этого участка, т.к. было запрещено приступать к использованию земельного участка до установления его границ. Аналогичные положения были закреплены в Земельном кодексе Р. 1970 года. К акту о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование прикладывался межевой план участка. Без акта бессрочного пользования земельным участком не выдавалось разрешение на строительство, а также не могло быть принято в эксплуатацию построенное здание. Таким образом, под строительство выделялся земельный участок в установленных границах на праве бессрочного пользования, т.е. земельный участок был уже сформирован еще до начала строительства.
На данный земельный участок имеются правоустанавливающие
документы:
Решение исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от дата № (предоставить Дирекции строящегося завода «Нептун» земельный участок площадью 1,33 в условных границах в квартале 72 по <адрес> (позиция по генплану № 3) под строительство 9-этажного 216-квартирного жилого дома);
Решение Ставропольского Г. С. Н. Депутатов /Исполнительный Комитет/ от дата г., № (предъявленный акт государственной комиссии (назначено решением исполкома горсовета Н. депутатов № от дата) по приемке 4-х подъездов 216-квартирного 9-этажного жилого дома);
Акт в эксплуатацию государственной приемочной комиссией от 31.12.1981г.;
Акт об отводе границ участка в натуре от дата;
Решение Ставропольского Г. С. Н. Депутатов /Исполнительный комитет/ от дата № 296;
Акт об отводе границ участкам в натуре от дата;
Типовой акт № о представлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от дата;
Государственный акт на право пользование землей от дата А-1№ 426102.
Согласно Приказу Министерства коммунального хозяйства Р. от дата № 83., согласно п.7 Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих и дачных и курортных поселках Р.», утвержденной вышеуказанным Приказом, регистрации подлежали строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации.
В то время земельные участки не регистрировались отдельно от строений, единицей учета было домовладение (дом и земельный участок, как единый объект).
Согласно п.8 Инструкции Минкомхоза от дата основными документами, устанавливающими право собственности на строение, являлись в том числе и акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации.
Таким образом, земельные участки были не только сформированы, но и проходили правовую регистрацию, существующую на тот момент, которая в настоящее время, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.
Следующий вопрос, который имеет значение для собственников помещений в многоквартирном доме: поставлен ли земельный участок на кадастровый учет.
С 1977 года был введен государственный земельный кадастр (постановление Совета М. Р. от дата № 417, которое было отменено только в 1992 году.).
Постановление СМ Р. № было издано во исполнение постановления Совета М. С. от 10.06.77г. № «О порядке ведения государственного земельного кадастра», которым было установлено ведение государственной земельно-кадастровой книги района (города). В этой земельно-кадастровой книге указывались правообладатель земельного участка, площадь земельного участка, основание пользования земельным участком, а также другие сведения.
Таким образом, все земельные участки в установленных границах проходили кадастровый учет в соответствии с указанным постановлением.
Постановлением Правительства РФ от дата № было отменено постановление Совета М. Р. № 417.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № Роскомземом было разработано и утверждено дата «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», которое определяло основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (населенных пунктов).
Согласно У. П. РФ от дата № ведение государственного земельного кадастра, начиная с конца 1993 г. и до 1999 года, было возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, учет земель велся в поземельных книгах, выписки из которых, а также дела правоустанавливающих документов впоследствии были переданы в - Главное управление Федеральной регистрационной службы.
Следовательно, земельный участок, на котором стоит дом истцов по адресу: <адрес> ранее проходил кадастровый учет.
дата был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» N 28-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
Статьей 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре» были установлены сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах (следовательно, и в архивах БТИ).
Таким образом, земельный участок, выделенный для строительства дома по адресу: <адрес> до вступления в силу ФЗ «О земельном кадастре РФ» являются «ранее учтенным земельным участком», и сведения о нем являются юридически действительными в силу ст.7 ФЗ «О земельном кадастре», несмотря на то, что эти сведения могут отсутствовать в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ).
Учитывая сложившеюся практику, в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления сведений о ранее учтенных земельных участках Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости было подготовлено письмо от дата за № ВС/1345, которым было разъяснено, что ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от дата № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», по которым вне зависимости от места хранения документов имеются: записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР); оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, договоры аренды и т.п.); соответствующее решение о предоставлении земельного участка; записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы; сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России дата г.; сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном «Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 105; записи в книгах выдачи «Свидетельств о праве собственности на землю», ведение которых осуществлялось в соответствии с «Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю», утвержденным Роскомземом дата г.
Федеральная служба земельного кадастра России издала приказ от дата за № П\119 «Об утверждении документов земельного кадастра», которым утвердило «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел «Земельные участки».
Раздел «Земельные участки» предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе внесения сведений о ранее учтенных земельных участках.
При этом сведения о ранее учтенных земельных участках вносились на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям Росземкадастра от дата о проведении инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, т.е. на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Никакого проекта межевания не требуется, т.к. земельные участки были предоставлены для строительства и дальнейшей эксплуатации нашего дома уже в установленных границах, которые не подлежали пересмотру.
Согласно ст.22 ФЗ «О земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка. Таким образом, поскольку земельные участки, на которых стоит дом, имеют установленные границы, прошли кадастровый учет уже давно (являются ранее учтенными земельными участками), то в силу ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса», ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельные участки принадлежат на праве собственности собственникам помещений дома.
По смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе».
ФЗ «О ТСЖ» было определено, что собственники помещений в доме, а не ТСЖ, имеют право на земельный участок в нормативных размерах. Таким образом, законодательство не предусматривало пересмотра границ земельного участка (перемежевания).
В ГКН отсутствуют сведения о праве собственности на данный земельный участок.
Согласно Перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:12:01 11 02, утвержденному дата комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, а также документам, полученным из государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером 26:12:011102:10 предоставлен в аренду Шульгинову А.В. (1/700), ООО ТПФ «Шенеста» (132/700), Шейкину Н.И. (1/14000), ООО «Монтажно-технологическое управление Телеком-С2» (42/14000), МУП ЖКХ «Коммунальник» (11279/14000) со ссылками на Постановление главы <адрес> от дата № 4068, от дата № 2621, аренда данных земельных участков закончилась еще в 2010 году.
Документы в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011102:5,26:12:0111021:10, 26:12:0111021:21 в орган кадастрового учета в установленном порядке не поступали.
Однако наличие указанных земельных участков нарушает прав собственников, и не позволяет собственникам помещений многоквартирного дома по <адрес> в полной мере реализовать свои права собственников земельного участка и нарушает нормы благоустройства придомовой территории.
На основании изложенного истцы просят: снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровыми номерами 26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.; исключить сведения на земельный участок с кадастровыми номерами 26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.; обязать ответчика поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1,33 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сулименко И.А. иск не признал, просил в удовлетворении требований оказать в полном объеме, в обоснование своей позиции пояснил суду нижеследующее.
По сведениям государственного кадастра недвижимости ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 26:12:011102:10 был поставлен на государственный кадастровый учет дата в соответствии с Постановлением главы <адрес> от 08.11.2000г. №4068.
Земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - «для ин.целей», площадь земельного участка- 5590 кв.м. В ГКН отсутствуют сведения о праве собственности на данный земельный участок.
Согласно Перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:12:01 11 02, утвержденному дата комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, а также документам, полученным из государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером 266126011102610 предоставлен в аренду Шульгинову А.В. (1/700), ООО ТПФ «Шенеста» (132/700), Шейкину Н.И. (1/14000), ООО «Монтажно-технологическое управление Телеком-С2» (42/14000), МУП ЖКХ «Коммунальник» (11297/14000) со ссылками на Постановления главы <адрес> от дата № 4068, от дата № 2621.
Документы в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 26:12:011102:10 в орган кадастрового учета в установленном порядке не поступали.
Так же в ГКН имеются сведения о земельном участке площадью 505 кв.м, с кадастровым номером 26:12:011102:5, расположенном: <адрес>, поставленном на государственный кадастровый учет дата г., находящемся в аренде у ООО «Шенеста» в соответствии с Постановлением главы администрации <адрес> от дата №8880.
Документы в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011102:10, 26:12:011102:5 в орган кадастрового учета в установленном порядке не поступали.
По исковому требованию об обязании исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:011102:10, обязании осуществить кадастровый учет изменений относительно площади 1, 33 Га, в соответствии с государственным актом на право пользования землей A-I № от дата хотелось бы пояснить следующее.
Государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления (до дата) в силу Федерального закона от дата №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от дата №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).
Таким образом, положения ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применяются.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления государственного кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.
Земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:011102:10, 26:12:011102:5 являются ранее учтенными земельными участками и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, оснований для внесения в государственным кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данного земельного участка нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Таким образом, в настоящее время спорные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета:
- в результате образования из него новых земельных участков по правилам гл.
1.1 Земельного кодекса Российской Федерации с даты государственной регистрации
прав на образуемые земельные участки (ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре);
- на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии
земельного участка с государственного кадастрового учета.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие наличие ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011102:10, 26:12:011102:5. На основании вышеизложенного, ФГБУ «ФКП Росреестра» считает требования истца необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Присутствующий в судебном заседании представитель третьего лица ТСЖ «Надежда» по доверенности Семенова Д.А. поддержала требования истцов и пояснила суду, что ТСЖ «Надежда» образована в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и является некоммерческой организацией и добровольным объединением собственников помещений, какими является Леонтьев В.В. и Карюкина Р.М.
ТСЖ создано для управления имуществом многоквартирного дома для осуществления деятельности, которая прежде всего направлено на достижение цели управления домом, также защиты прав и интересов собственников.
Товарищество полагает, что уточненное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку представлены необходимые доказательства, правоустанавливающие документы и нормативная база.
Присутствующий в судебном заседании представитель Администрации <адрес> по доверенности Якимов А.А. пояснил суду, что считает исковые требования незаконными и необоснованными, в обоснование своей позиции пояснил нижеследующее.
Истцами выбран неправильный способ защиты права. Снять с кадастрового учета, это уже возложения обязанностей, если кого-то чем-либо обязать, то необходимо осуществить какой-то досудебный порядок, получить отказ или что-то еще, это касается по первому, второму и в особенности по третьему требованию. Земельный участок является ранее учтенным, и снятию с кадастрового учета он не подлежит. Необходимо найти какие-либо нарушения при постановки его на кадастровый учет, тогда это возможно. Но по данному делу никаких таких действий мы не видим. Все доводы истцов по их общедолевой собственности по участку в 1.33га не соответствует действительности, поскольку земельная реформа проводилась поэтапно земельные участки под многоквартирными земельными участками стали закрепляться в обще долевую собственность жильцов с момента введения ЖК РФ. Земельный участок приобрел площадь 5590 кв.м. до введения ЖК РФ, соответственно это распоряжение земельным участком и правоустанавливающие документы которые нашли истцы 70-80 годов не имеют никакого отношения к настоящему моменту. На тот момент они являлись законными, потому, что орган местного самоуправления имел все основания по разделу, выделению земельных участков на территории <адрес>. Жильцы получили такую возможность только с введения ЖК РФ. Требования являются не законными и необоснованными, просим в иске отказать.
Третьи лица Тимошенко И.М. и Тимошенко Н.И. в судебное заседание не явились. О времени месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Суд, руководствуясь п.3 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Тимошенко И.М. и Тимошенко Н.И.
Присутствующий в судебном заседании представитель Тимошенко И.М. и Тимошенко Н.И. по доверенности Аракелян А.А. заявил о том, что исковые требования являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции пояснил суду нижеследующее.
Иск заявлен лицами, не имеющими права на подачу иска.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона все собственники помещений в <адрес>, в том числе владельцы квартир и нежилых помещений, имеют право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под данным домом.
Согласно статьям 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
Таким образом, действия, направленные на изменение площади участка, являющиеся распорядительными, (в том числе, обращение с настоящим исков в суд) должны осуществляться по соглашению всех участников долевой собственности.
Представленный истцами в материалы дела протокол № от 30.04.2013г. не содержит сведений о наличии соглашения между участниками долевой собственности на земельный участок о совершении действий, направленных на изменение площади участка, внесения
изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении данного земельного участка и не может, с точки зрения закона, заменить подобное соглашение.
Кроме того, согласно протоколу № было принято решение о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка <адрес>. Вместе с тем, предметом настоящего иска является требование о снятии с кадастрового учета двух земельных участков и о постановке (без формирования !) земельного участка площадью 1,33га.
Также следует отметить, что в собрании приняли участие только собственника жилых помещений (об этом указано в регламенте общего собрания) и лишь 60,33% голосов. Таким образом, считать данный протокол соглашением участников общей долевой собственности не возможно и не допустимо. В собрании не принимали участие собственники нежилых помещений и не все собственники жилых помещений, что является грубейшим нарушением статей 36 Земельного кодекса РФ и статьей 246, 247 Гражданского кодекса РФ для принятия подобных решений.
Таким образом, истцы не были уполномочены всеми участниками общей долевой собственности на подачу настоящего иска, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований и притязаний истцов на земельный участок большей площади.
Постановлением Главы <адрес> № от 30.11.1998г. под жилым домом со строено-пристроенными помещениями по <адрес> был закреплен земельный участок площадью 5590 кв.м. по фактическому пользованию. Данное постановление было издано органом местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством, никем не оспорено и не отменено.
18.04.2001г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об указанном земельном участке и присвоен кадастровый номер 26:12:011102:10.
В силу статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указанный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости.
Ссылка истцов в обоснование своей позиции на Государственный акт на право пользования землей A-I № от 08.01.1982г. не обоснована и недопустима. Согласно указанному Акту участок площадью 1,33 га не был закреплен за домом 299 по <адрес>, он был предоставлен управлению капитального строительства горисполкома лишь для строительства 9 этажного дома со встроенным промтоварным магазином. О закреплении участка в целях дальнейшей эксплуатации дома в Акте речи нет. Кроме того, застройщику всегда на период строительства предоставляется участок больший, чем необходимо для эксплуатации дома. В данном случае это связано еще и с тем, что для строительства дома со встроенно-пристроенными помещениями были снесены 12 жилых домов и хозяйственных строений, выравнивалась «красная линия», осуществлялись работы по благоустройству и созданию пешеходной зоны с зелеными насаждениями по <адрес>, что не относится к внутридворовой территории. В дальнейшем эксплуатацию и обслуживание мест общего » пользования осуществлял и продолжает осуществлять муниципалитет.
Впервые участок под жилым домом 299 по <адрес> был сформирован в 1998г. и поставлен на кадастровый учет в 2001г., площадь участка составляет 5590 кв.м.
Согласно статье 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме имеют права
исключительно на земельный участок площадью 5590 кв.м.
Истцы применяют норму права, не подлежащую применению.
В обоснование своей позиции истцы ссылаются на ФЗ «О земельном кадастре». Однако данный закон утратил силу в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. Таким образом, ссылки на нормативный акт, утративший силу не допустимы.
Истцами заявлены требования, удовлетворение которых возложит на лиц, не привлеченных к участию в деле, дополнительные обязанности.
В случае постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1,33 га и оформления прав на него участники долевой собственности будут обязаны нести бремя содержания всего участка, включая эксплуатацию и обслуживание дорожного покрытия, уличного освещения пешеходной зоны по <адрес>, зеленых насаждений и газонов, уборку и чистку в зимнее время всех тротуаров и т. <адрес> более чем в два раза возрастет налог на землю. Участники общей долевой собственности своей воли на увеличение площади земельного участка не изъявляли, о последствиях такового истцами извещены не были.
Присутствующий в судебном заседании представитель третьего лица ООО «Глобус и компания – В» по доверенности Кудрявцев С.В. заявил о том, что исковые требования являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции пояснил суду нижеследующее.
Истцы не оспаривают ненормативный акт органа местного самоуправления, на основании которого за спорным многоквартирным домом № закреплен земельный участок площадью 5590 кв.м. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Права и обязанности собственников многоквартирного дома по отношению к земельному участку, на котором он расположен, возникли и существуют в связи с изданием соответствующего постановления органа местного самоуправления.
Снятие данного земельного участка с кадастрового учета возможно только в том случае, если в процессе судебного разбирательства по заявлению заинтересованных лиц с соблюдением установленного законом порядка (ст. 13 ГК РФ, гл. 25 ГПК РФ) будут установлены нарушения закона и прав заинтересованных лиц в момент издания постановления.
Так как названное постановление не оспорено, в случае принятия судом решения об удовлетворении искового заявления, немедленно возникнет ситуация существования правового основания для постановки земельного участка площадью 5590 кв.м. на кадастровый учет на основании постановления администрации <адрес> и, соответственно, распространения прав собственников многоквартирного дома на него, и, одновременно, судебное решение о снятии его с кадастрового учета. Возникновение и существование такой ситуации не допустимо.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «0 государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Частью 3 указанной статьи установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или] изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как следует из искового заявления, фактически, требования истцов основаны на несогласии с конфигурацией границ и размером площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, а не с его существованием вообще.
При этом, истцы признают, что в орган, уполномоченный рассматривать заявления о внесении изменений в уникальные характеристики объектов недвижимого имущества, они перед подачей искового заявления не обращались.
Таким образом, истцы не указывают на конкретный вид и размер своих прав, которые они считают нарушенными, а также лиц, которые допустили такое нарушение.
Само по себе снятие земельного участка с кадастрового учета не влечет восстановление прав истцов, более того, собственники помещений в данном многоквартирном доме, не обратившиеся совместно с истцами в суд с настоящим исковым заявлением, будут поставлены в положение лиц, лишенных соответствующей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, существующий в настоящее время.
Данное обстоятельств указывает на то, что истцами избран неверный способ защиты нарушенного права.
Законодательное описание способов защиты права обусловлено существованием специального административного или судебного порядка, соблюдение которых направлено на обеспечение прав всех заинтересованных лиц и предоставление им возможности их полноценного использования.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным полноценным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Дополнительно ООО «Глобус и компания - В» поясняет, что ему принадлежит на праве собственности строение № по <адрес> в <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:12:011102:21. Данный земельный участок принадлежит обществу на основании договора аренды № от дата г., зарегистрированного Управлением Росреестра по СК дата в соответствии со статьями 35 Земельного Кодекса РФ и 652 Гражданского Кодекса РФ, и действующего в настоящее время с неопределенным сроком в силу статьи 621 Гражданского Кодекса РФ.
Указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании соответствующих распоряжений уполномоченных органов, ни кем не оспоренных и не признанных недействительными.
Данный земельный участок расположен в непосредственной близости от многоквартирного <адрес>. Земельный участок под указанным многоквартирным домом, как признано истцами в судебном заседании, имеет общую границу с принадлежащим 000 «Глобус и компания - В» земельным участком.
Как следует из согласно представленной в материалы дела схемы, требуемый истцами земельный участок на момент рассмотрения дела не имеет уточненных границ и, в случае удовлетворения исковых требований, как следует из пояснений истцов, принадлежащий ООО «Глобус и компания - В» земельный участок окажется внутри земельного участка, восстановление сведений о котором требуют истцы.
Согласно статье 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
ООО «Глобус и компания - В» считает, что отсутствие границ требуемого к восстановлению земельного участка является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований истцов.
Согласно положениям гражданского процессуального законодательства РФ судебное решение имеет целью разрешать споры, а не создавать их.
Присутствующая в судебном заседании в качестве третьего лица Карданова В.Г. заявила о том, что исковые требования являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь п.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>.
В материалах дела имеется отзыв Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, из которого следует нижеследующее.
Ознакомившись с вышеуказанным исковым заявлением, комитет считает требованиям истцов незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В своих пояснениях истцы указывают, что на земельный участок имеются правоустанавливающие документы, такие как, решение исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от дата № 519, решение Ставропольского Г. С. Н. Депутатов от дата № и другие ненормативные правовые акты.
Однако истцы не берут во внимание, что постановлением главы <адрес> Ставропольского края «О закреплении земельного участка под жилым домом со встроено - пристроенными помещениями по <адрес> в квартале 72 по фактически сложившимся границам и передачи в аренду пропорционально долям владения без выдела в натуре» (далее - Постановление) за жилым домом по <адрес> был закреплен земельный участок площадью 5590 кв.м.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
ЖК РФ вступил в законную силу 29.12.2004, таким образом, право на земельный участок у истцов возникло с 2004 года. То есть жильцы данного дома, имеют право осуществлять любые действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении своего имущества с 2004 года.
До принятия ЖК РФ данный земельный участок принадлежал муниципалитету. Муниципалитет распоряжался спорным земельным участком по своему усмотрению и имел право закрепить за жилым домом площадь необходимую для фактического использования.
На основании Постановления в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о спорном земельном участке с площадью 5590 кв.м.
Представитель третьего лица Комитета градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь п.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета градостроительства администрации <адрес>.
В материалах дела имеется отзыв Комитета градостроительства администрации <адрес>, из которого следует нижеследующее.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от дата №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данным законом установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещении в многоквартирном доме, Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой помещении в собственности у собственников многоквартирном доме не требуется.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собственников помещений в многоквартирном собрания собственников помещений в многоквартирном ломе любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового Вводного закона образования. Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 статьи 16 собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка.
В настоящее государственного время в сведениях объектов недвижимости имеются данные о земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 26:12:011102:10 площадью 5590 кв. м, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с видом разрешенного использования для иных целей. По данным государственного кадастрового учета границы данного земельного участка не установлены в соответствии с законодательством, сведения о земельном участке являются ранее учтенными.
Таким образом, имеющиеся в государственном кадастре объектов недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:011102:10 площадью 5590 кв. м лишают собственников многоквартирного жилого дома в реализации своего права формирования и владения земельным участком на праве общей долевой собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
То есть, настоящей статьей собственнику объекта недвижимости, который был поставлен на учет надлежащим образом, предоставлено право не осуществлять учет изменений этого объекта недвижимости. Основанием для предъявления соответствующих требований может служить только решение суда.
На основании изложенного считаем требования истцов в части снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером площадью 5590 кв. м и 26:12:011102:05 26:12:011102:10 площадью 505 кв. м обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В части удовлетворения требований истцов по обязанию ответчиков поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1,33 га, расположенный по адресу: <адрес> № согласно государственному акту на право пользования землей А-1 от дата сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правоустанавливающие документы являются первичным основанием для государственной регистрации права на землю. Их перечень приведен в ст. 17 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такие документы должны соответствовать законодательству, которое действовало на момент их составления в месте расположения земельного участка. В них должен быть указан правообладатель, вид права на землю, а также описание земельного участка, позволяющее однозначно истолковать и затем идентифицировать конкретный участок земли. Таким образом, правоустанавливающий документ - это первичный документ устанавливающий право определенного лица владением определенным объектом недвижимости.
Акт на право пользования землей А-1 от дата был № выдан управлению капитального строительства горисполкома <адрес> в бессрочное и бесплатное пользование земельным участком 1,33 га для строительства 9-этажного жилого дома. Таким образом, право было закреплено за горисполкомом <адрес>, но не собственниками многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Сведения в государственном кадастре недвижимости о вышеуказанном земельном участке отсутствуют, следовательно, запрашиваемый земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, и принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В имеющемся в материалах дела протоколе общего собрания о принятии решения о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадь формируемого земельного участка не указана.
Также следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством проведение кадастровых работ в отношении земельного участка, формируемого под многоквартирным домом, осуществляется в следующем порядке:
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме необходимо определить лицо, уполномоченное на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и проведении его кадастрового учета. Следует обратить внимание, что с данным заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться любое лицо, выбранное на собрании.
Вместе с тем, дата Конституционный суд постановил, что до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.
Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (Постановление Конституционного суда РФ от дата № 12-П).
В уполномоченный орган муниципального образования подается заявление о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома с копиями документов, заверенными надлежащим образом.
Администрация города на основании поступившего заявления и предоставленных документов обеспечивает формирование границ земельного участка, путем заключения контракта с кадастровым инженером и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
После формирования границ земельного участка необходимо обеспечить постановку земельного участка, на котором расположен жилой дом на государственный кадастровый многоквартирный учет.
В соответствии с приказом Росреестра от дата № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с дата полномочиями органа кадастрового учета наделено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата».
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости помимо собственников таких объектов недвижимости вправе обратиться любые иные лица.
В представленных документах об осуществлении кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна содержаться информация, позволяющая установить, что земельный участок занят многоквартирным домом.
Государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки. Сведениям о таких участках временный характер не присваивается. При этом в строке 15 «Сведения о правах» кадастрового паспорта, кадастровой выписки земельного участка указывается:
- вид права - «общая долевая собственность»;
- сведения о правообладателе - «собственники помещений многоквартирного дома».
Вышеуказанные мероприятия истцами во внесудебном порядке проведены не были.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Джанибекова З.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь п.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Джанибековой З.Д.
В материалах дела имеется отзыв Джанибековой З.Д. на иск, из которого следует, что она считает требованиям истцов незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции Джанибекова З.Д. указывает нижеследующее.
Иск заявлен лицами, не имеющими права на подачу иска.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона все собственники помещений в <адрес>, в том числе владельцы квартир и нежилых помещений, имеют право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный подданным домом.
Согласно статьям 246, 247 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Таким образом, действия, направленные на изменение площади участка, являющиеся распорядительными, (в том числе, обращение с настоящим иском в суд) должны осуществляться по соглашению всех участников долевой собственности.
Представленный истцами в материалы дела протокол № от 30.04.2013г. не содержит сведений о наличии соглашения между участниками долевой собственности на земельный участок о совершении действий, направленных на изменение площади участка, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости
в отношении земельного участка и не может, с точки зрения закона, заменить подобное соглашение.
Кроме того, согласно протоколу № было принято решение о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка <адрес>, Вместе с тем, предметом настоящего иска является требование о снятии с кадастрового учета двух земельных участков и о постановке (без формирования!) земельного участка площадью 1,33га.
Также следует отметить, что в собрании приняли участие только собственники жилых помещений (об этом указано в регламенте общего собрания) и лишь 60,33% голосов. Таким образом, считать данный протокол соглашением участников общей долевой собственности не возможно и не допустимо. В собрании не принимали участие собственники нежилых помещений и не все собственники жилых помещений, что является грубейшим нарушением статей 36 Земельного кодекса РФ и статей 246,247 Гражданского кодекса РФ для принятия подобных решений.
Таким образом, истцы не были уполномочены всеми участниками общей долевой собственности на подачу настоящего иска, что является основание отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований и притязаний истцов на земельный участок большей площади.
Постановление Главы <адрес> № от 30.11.1998г. под жилым домом со строено-пристроенными помещениями по <адрес> был закреплен земельный участок площадью 5590 кв.м. по фактическому пользованию. Данное постановление было издано органом местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством, никем не оспорено и не отменено.
18.04.2001г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об указанном земельном участке и присвоен кадастровый номер 26:12:011102:10.
В силу статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указанный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости.
Ссылка истцов в обосновании своей позиции на Государственный акт на право пользования землей А-1 № от 08.01.1982г. не обоснована и недопустима. Согласно указанному Акту участок площадью 1,33 га не был закреплен за домом 299 по <адрес>, он был предоставлен управлению капитального строительства горисполкома лишь для строительства 9 этажного дома со встроенным промтоварным магазином. О закреплении участка в целях дальнейшей эксплуатации дома в Акте речи нет. Кроме того, застройщику всегда на период строительства предоставляется участок больший, чем необходимо для эксплуатации дома. В данном случае это связано еще и с тем, что для строительства дома со встроено-пристроенными помещениями были снесены 12 жилых домов и хозяйственных строений, выравнивалась «красная линия», осуществлялись работы по благоустройству и созданию пешеходной зоны с зелеными насаждениями по <адрес>, что не относится в внутридомовой территории. В дальнейшем эксплуатацию и обслуживание мест общего пользования осуществлял и продолжает осуществлять муниципалитет.
Впервые участок под жилым домом 299 по <адрес> был сформирован в 1998г. и поставлен на кадастровый учет в 2001г., площадь участка составляет 5590кв.м.
Согласно статье 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме имеют права исключительно на земельный участок площадью 5590 кв.м.
Истцы применяют норму права, не подлежащую применению.
В обоснование своей позиции истцы ссылаются на ФЗ «О земельном кадастре». Однако данный закон утратил силу в связи с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. Таким образом, ссылки на нормативный акт, утративший силу не допустимы.
Истцами заявлены требования, удовлетворение которых возложит на лиц, не
привлеченных к участию в деле, дополнительные обязанности.
В случае постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1,33га и оформлении прав на него участники долевой собственности будут обязаны нести бремя содержания всего участка, включая эксплуатацию и обслуживание дорожного покрытия, уличного освещения пешеходной зоны по <адрес>, зеленых насаждений и газонов, уборку и чистку в зимнее время всех тротуаров и т.<адрес> более чем в два раза возрастет налог на землю. Участники общей долевой собственности своей воли на увеличение площади земельного участка не изъявляли, о последствиях такового истцами извещены не были.
Привлеченный в качестве третьего лица Шульгинов Ф.А. в судебное заседание не явился. О времени месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд, руководствуясь п.3 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Шульгинова Ф.А.
Выслушав стороны, лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании истцы Карюкина Р.М. и Леонтьев В.В. являются собственниками квартир 29 и 76 по <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ существующее застройки на земельные участки и постройки на которых находятся сооружения входящие в состав общего имущества здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общедомовую собственность владельцев.
Статья 36 Жилищного кодекса говорит о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в числе прочего имущества прилегающий земельный участок с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса», если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до введения Жилищного кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, земельный участок должен иметь установленные границы и должен быть поставлен на кадастровый учет, в этом случае земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений без какой-либо процедуры предоставления, т.к. такая процедура законом не предусмотрена.
Статьей 23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на квартиру (комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество в многоквартирном доме, куда входит земельный участок. Право на общее имущество дома, куда входит земельный участок, возникает в силу закона, а не после государственной регистрации.
Это подтверждается письмом Министерства Финансов РФ от дата N 03-06-02-02/65.
Таким образом, земельный участок по адресу: <адрес>, уже сформирован. Архитектурно планировочное управление на основании решения исполкома об отводе застройщику земельного участка составляло акт о предоставлении этого участка в бессрочное пользование.
Аналогичные положения были закреплены в Земельном кодексе Р. 1970 года. К акту о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование прикладывался межевой план участка. Без акта бессрочного пользования земельным участком не выдавалось разрешение на строительство, а также не могло быть принято в эксплуатацию построенное здание. Таким образом, под строительство выделялся земельный участок в установленных границах на праве бессрочного пользования, т.е. земельный участок был уже сформирован еще до начала строительства.
На данный земельный участок имеются правоустанавливающие
документы:
Решение исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от дата № (предоставить Дирекции строящегося завода «Нептун» земельный участок площадью 1,33 в условных границах в квартале 72 по <адрес> (позиция по генплану № 3) под строительство 9-этажного 216-квартирного жилого дома);
Решение Ставропольского Г. С. Н. Депутатов /Исполнительный Комитет/ от дата г., № (предъявленный акт государственной комиссии (назначено решением исполкома горсовета Н. депутатов № от дата) по приемке 4-х подъездов 216-квартирного 9-этажного жилого дома);
Акт в эксплуатацию государственной приемочной комиссией от 31.12.1981г.;
Акт об отводе границ участка в натуре от дата;
Решение Ставропольского Г. С. Н. Депутатов /Исполнительный комитет/ от дата № 296;
Акт об отводе границ участкам в натуре от дата;
Типовой акт № о представлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от дата;
Государственный акт на право пользование землей от дата А-1№ 426102.
Согласно Приказу Министерства коммунального хозяйства Р. от дата № 83., согласно п.7 Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих и дачных и курортных поселках Р.», утвержденной вышеуказанным Приказом, регистрации подлежали строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации.
В то время земельные участки не регистрировались отдельно от строений, единицей учета было домовладение (дом и земельный участок, как единый объект).
Согласно п.8 Инструкции Минкомхоза от дата основными документами, устанавливающими право собственности на строение, являлись в том числе и акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации.
Таким образом, земельные участки были не только сформированы, но и проходили правовую регистрацию, существующую на тот момент, которая в настоящее время, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.
С 1977 года был введен государственный земельный кадастр (постановление Совета М. Р. от дата № 417, которое было отменено только в 1992 году.).
Постановление СМ Р. № было издано во исполнение постановления Совета М. С. от 10.06.77г. № «О порядке ведения государственного земельного кадастра», которым было установлено ведение государственной земельно-кадастровой книги района (города). В этой земельно-кадастровой книге указывались правообладатель земельного участка, площадь земельного участка, основание пользования земельным участком, а также другие сведения.
Таким образом, все земельные участки в установленных границах проходили кадастровый учет в соответствии с указанным постановлением.
Постановлением Правительства РФ от дата № было отменено постановление Совета М. Р. № 417.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № Роскомземом было разработано и утверждено дата «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», которое определяло основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (населенных пунктов).
Согласно У. П. РФ от дата № ведение государственного земельного кадастра, начиная с конца 1993 г. и до 1999 года, было возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, учет земель велся в поземельных книгах, выписки из которых, а также дела правоустанавливающих документов впоследствии были переданы в - Главное управление Федеральной регистрационной службы.
Следовательно, земельный участок, на котором стоит дом истцов по адресу: <адрес> ранее проходил кадастровый учет.
дата был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» N 28-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 7 указанного Закона государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
Статьей 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре» были установлены сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах (следовательно, и в архивах БТИ).
Таким образом, земельный участок, выделенный для строительства дома по адресу: <адрес> до вступления в силу ФЗ «О земельном кадастре РФ» являются «ранее учтенным земельным участком», и сведения о нем являются юридически действительными в силу ст.7 ФЗ «О земельном кадастре», несмотря на то, что эти сведения могут отсутствовать в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ).
Учитывая сложившеюся практику, в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления сведений о ранее учтенных земельных участках Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости было подготовлено письмо от дата за № ВС/1345, которым было разъяснено, что ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от дата № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», по которым вне зависимости от места хранения документов имеются: записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР); оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, договоры аренды и т.п.); соответствующее решение о предоставлении земельного участка; записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы; сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России дата г.; сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном «Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 105; записи в книгах выдачи «Свидетельств о праве собственности на землю», ведение которых осуществлялось в соответствии с «Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю», утвержденным Роскомземом дата г.
Федеральная служба земельного кадастра России издала приказ от дата за № П\119 «Об утверждении документов земельного кадастра», которым утвердило «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел «Земельные участки».
Раздел «Земельные участки» предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, в том числе внесения сведений о ранее учтенных земельных участках.
При этом сведения о ранее учтенных земельных участках вносились на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям Росземкадастра от дата о проведении инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, т.е. на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Никакого проекта межевания не требуется, т.к. земельные участки были предоставлены для строительства и дальнейшей эксплуатации нашего дома уже в установленных границах, которые не подлежали пересмотру.
Согласно ст.22 ФЗ «О земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка. Таким образом, поскольку земельные участки, на которых стоит дом, имеют установленные границы, прошли кадастровый учет (являются ранее учтенными земельными участками), то в силу ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса», ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельные участки принадлежат на праве собственности собственникам помещений дома.
По смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе».
ФЗ «О ТСЖ» было определено, что собственники помещений в доме, а не ТСЖ, имеют право на земельный участок в нормативных размерах. Таким образом, законодательство не предусматривало пересмотра границ земельного участка (перемежевания).
В ГКН отсутствуют сведения о праве собственности на данный земельный участок.
Согласно Перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:12:01 11 02, утвержденному дата комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, а также документам, полученным из государственного фонда данных земельный участок с кадастровым номером 26:12:011102:10 предоставлен в аренду Шульгинову А.В. (1/700), ООО ТПФ «Шенеста» (132/700), Шейкину Н.И. (1/14000), ООО «Монтажно-технологическое управление Телеком-С2» (42/14000), МУП ЖКХ «Коммунальник» (11279/14000) со ссылками на Постановление главы <адрес> от дата № 4068, от дата № 2621, аренда данных земельных участков закончилась еще в 2010 году.
Документы в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:011102:5,26:12:0111021:10, 26:12:0111021:21 в орган кадастрового учета в установленном порядке не поступали.
Однако наличие указанных земельных участков нарушает прав собственников, и не позволяет собственникам помещений многоквартирного дома по <адрес> в полной мере реализовать свои права собственников земельного участка и нарушает нормы благоустройства придомовой территории.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от дата №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данным законом установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещении в многоквартирном доме, Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой помещении в собственности у собственников многоквартирном доме не требуется.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собственников помещений в многоквартирном собрания собственников помещений в многоквартирном ломе любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового Вводного закона образования. Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 статьи 16 собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка.
В настоящее государственного время в сведениях объектов недвижимости имеются данные о земельном участке по <адрес> с кадастровым номером 26:12:011102:10 площадью 5590 кв. м, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с видом разрешенного использования для иных целей. По данным государственного кадастрового учета границы данного земельного участка не установлены в соответствии с законодательством, сведения о земельном участке являются ранее учтенными.
Таким образом, имеющиеся в государственном кадастре объектов недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:011102:10 площадью 5590 кв. м лишают собственников многоквартирного жилого дома в реализации своего права формирования и владения земельным участком на праве общей долевой собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
То есть, настоящей статьей собственнику объекта недвижимости, который был поставлен на учет надлежащим образом, предоставлено право не осуществлять учет изменений этого объекта недвижимости. Основанием для предъявления соответствующих требований может служить только решение суда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований в части снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номерами 26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м. и исключения сведений на земельный участок с кадастровыми номерами
26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.
В части обязания ответчика поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1,33 га, расположенный по адресу: <адрес> суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правоустанавливающие документы являются первичным основанием для государственной регистрации права на землю. Их перечень приведен в ст. 17 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такие документы должны соответствовать законодательству, которое действовало на момент их составления в месте расположения земельного участка. В них должен быть указан правообладатель, вид права на землю, а также описание земельного участка, позволяющее однозначно истолковать и затем идентифицировать конкретный участок земли. Таким образом, правоустанавливающий документ - это первичный документ устанавливающий право определенного лица владением определенным объектом недвижимости.
Акт на право пользования землей А-1 от дата был № выдан управлению капитального строительства горисполкома <адрес> в бессрочное и бесплатное пользование земельным участком 1,33 га для строительства 9-этажного жилого дома. Таким образом, право было закреплено за горисполкомом <адрес>, но не собственниками многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Сведения в государственном кадастре недвижимости о вышеуказанном земельном участке отсутствуют, следовательно, запрашиваемый земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, и принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В имеющемся в материалах дела протоколе общего собрания о принятии решения о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадь формируемого земельного участка не указана.
Также следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством проведение кадастровых работ в отношении земельного участка, формируемого под многоквартирным домом, осуществляется в следующем порядке:
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме необходимо определить лицо, уполномоченное на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и проведении его кадастрового учета. Следует обратить внимание, что с данным заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться любое лицо, выбранное на собрании.
Вместе с тем, дата Конституционный суд постановил, что до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.
Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (Постановление Конституционного суда РФ от дата № 12-П).
В уполномоченный орган муниципального образования подается заявление о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома с копиями документов, заверенными надлежащим образом.
Администрация города на основании поступившего заявления и предоставленных документов обеспечивает формирование границ земельного участка, путем заключения контракта с кадастровым инженером и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
После формирования границ земельного участка необходимо обеспечить постановку земельного участка, на котором расположен жилой дом на государственный кадастровый многоквартирный учет.
В соответствии с приказом Росреестра от дата № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с дата полномочиями органа кадастрового учета наделено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата».
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости помимо собственников таких объектов недвижимости вправе обратиться любые иные лица.
В представленных документах об осуществлении кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна содержаться информация, позволяющая установить, что земельный участок занят многоквартирным домом.
Государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки. Сведениям о таких участках временный характер не присваивается. При этом в строке 15 «Сведения о правах» кадастрового паспорта, кадастровой выписки земельного участка указывается:
- вид права - «общая долевая собственность»;
- сведения о правообладателе - «собственники помещений многоквартирного дома».
Вышеуказанные мероприятия истцами во внесудебном порядке проведены не были.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Леонтьева В. В., Карюкиной Р. М. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить частично.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровыми номерами 26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.
Исключить сведения на земельный участок с кадастровыми номерами
26:12:011102:5 площадью 505 кв.м., 26:12:011102:10 площадью 5 590 кв. м.
В обязании поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1,33 га, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 299 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Шевелёв
Копия верна. Судья: Л.А. Шевелёв
Решение вступило в законную силу 26.05.2014г.
Судья: Л.А. Шевелёв