ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1155/19 от 30.10.2019 Коркинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1155/2019РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2019 года г. Коркино

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Юркиной С.Н.,

с участием прокурора Рязановой Н.Н.,

при секретаре Коротковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Еткульского района в интересах неопределённого круга лиц к Шмаудер В.В. о признании незаконными действия по ограничению свободного доступа к водному объекту, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Еткульского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Шмаудер В.В. о признании незаконными действия по ограничению свободного доступа к водному объекту, возложении обязанности.

В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в деятельности ИП Шмаудера В.В. в части ограничения доступа к оз. Еткуль для осуществления любительского рыболовства. Установлено, что между ИП Шмаудер и Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентсва по рыболовству 6 февраля 2017 заключён договор НОМЕР пользования рыбоводным участком, согласно которому ИП Шмаудер для осуществления пастбищной аквакультуры пернедан в пользование рыбоводный участок - оз. Еткуль, расположенный на территории Еткульского муниципального района, площадью 454 га. Срок договора 25 лет, до 6 февраля 2042 года. Пунктом 1.2 договора определён видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка: сиг, муксун, пелядь, рипус, гибриды сиговых рыб., сазан, карп, амур белый, толстолобик белый, толстолобик пёстрый, толстолобики гибридные, лещ, щука обыкновенная, налим. Согласно этому же пункту договора аквакультура в границах рыбоводного участка может осуществляться, как в отношении одного, так и нескольких видов объектов аквакультуры. Представителями ИП Шмаудер с лиц, желающих осуществлять на оз. Еткуль любительское рыболовство с 2018 взимается плата за разрешение на рыбалку в размере от 150 до 250 руб.. Рыбакам выдаются «Согласия на самовылов рыбы» с указанием сумм оплаты за разрешение на рыбалку. В случае отказа граждан от оплаты, представители ИП Шмаудер вызывают сотрудников полиции, ссылаясь на нарушение правиол рыболовства, тем самым принуждая рыбаков оплачивать любительское рыболовство на оз. Еткуль либо покидать водный объект. В период весна-лето 2018-2019 в ОМВД России по Еткульскому району зарегистрировано более 20 таких сообщений, по результатам рассмотрения которых в отношении рыбаков отказано в возбуждении дела об администартвином правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Пунктом 1.1 договора НОМЕР-Ч от 06.02.2017 на пользование рыбоводным участком - оз. Еткуль установлен вид водопользования - совместный. Таким образом, ИП Шмаудер незаконно ограничен доступ лиц к водному объекту общего пользования - оз. Еткуль для осуществления любительского рыболовства. В нарушение указанных требований Шмаудер на береговой полосе указанного водоёма установлены таблички с тестом: Рыбоводный участок оз. Еткуль. Площадь озера 454 га. Охранная зона 50 м. Лов рыбы запрещён. Тел. НОМЕР. Тем самым им не соблюдены условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Более того, в целях взимания платы с рыбаков ИП Шмаудер злоупотребил правом пользования рыбоводным участком оз. Еткуль, осуществив выпуск в озеро согласно акту от 07.06.2017 карася, как объект аквакультуры в количестве 5000 тыс. шт., несмотря на то, что карась не предусмотрен в п. 1.2 договора НОМЕР-Ч в видовом составе объектов аквакультуры, подлежащих выпуску в водный объект, а является аборигенным видом рыбы для оз. Еткуль. Вылов карася в данном случае не должен облагаться платой и зависеть от согласия пользователя рыбоводного участка на его вылов. В данном случае действия ИП Шмаудер по ограничению доступа к водному объекту для осуществления любительского рыболовства нарушают права неопределённого круга лиц, как жителей Еткульского района, так и жителей иных территорий, на благоприятную окружающую среду и пользование водным объектом. Просит: признать незаконными действия ИП Шмаудера В.В. по ограничению свободного доступа к водному объекту - оз. Еткуль для осуществления любительского рыболовства; возложить ИП Шмаудер В.В. обязанности: обеспечить свободный доступ к осуществлению любительского рыболовства на водном объекте - оз. Еткуль, прекратить чинить препятствия гражданам по вылову карася из оз. Еткуль в объёмах, предусмотренных правилами рыболовства; демонтировать расположенные на побережье оз. Еткуль таблички, запрещающие лов рыбы в срок до 1 декабря 2019 (л.д.2-5).

В судебном заседании прокурор Рязанова Н.Н. настаивала на удовлетворении иска, поддержала изложенные в нём доводы.

Ответчик Шмаудер В.В. и его представитель Шилов О.В. в судебном заседании требования прокурора не признали в полном объёме, поддержали доводы отзыва с имеющимися возражениями (л.д. 77-78,102-103).

Представитель третьего лица Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Скоробогатов Д.В. в судебном заседании иск прокурора не поддержал, выразил согласие с позицией ответчика на иск.

Выслушав объяснения прокурора, ответчика, его представителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 12 Закона об аквакультуре для осуществления пастбищной и индустриальной аквакультуры формируются рыбоводные участки (абзац первый).

В соответствии со статьёй 9 Закона об аквакультуре пользование рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору пользования рыбоводным участком, собственник которого обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Также данным законом предусмотрены существенные условия заключения договора пользования рыбоводным участком (абзац второй).

Исходя из вышеуказанных норм, рыбоводный участок не может являться местом общего пользования (абзац третий).

Также согласно статье 8 рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, право собственности на которые возникает в соответствии с гражданским законодательством и названным законом при осуществлении пастбищной аквакультуры (рыбоводства) (абзац четвёртый).

Таким образом, при предоставлении государством водного объекта или его части по договору пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры и в связи с тем, что объекты аквакультуры являются собственностью пользователя рыбоводного участка, невозможно в определённых границах осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка (абзац пятый).

В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в прудах, обводнённых карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников (абзац шестой).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства). С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росрыболовство имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к установленной сфере деятельности Агентства (пункт 6.9).

Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в статье 16 называет виды рыболовства, которые граждане и юридические лица могут осуществлять, среди них как любительское и спортивное рыболовство, так и рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).

В статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены некоторые объекты гражданских прав. Объекты аквакультуры также относятся к объектам гражданских прав.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьёй 26 указанного Федерального закона.

Статья 26 поименованного Федерального закона определяет перечень ограничений рыболовства, который является открытым: в пункте 13 части 1 данной статьи предусмотрена возможность установления иных ограничений в соответствии с федеральными законами.

Устанавливая правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (сокращённое наименование Закон об аквакультуре) в статье 2 определяет аквакультуру (рыбоводство) как деятельность, связанную с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры. Такой деятельностью могут заниматься юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также приравненные к ним и осуществляющие аквакультуру (рыбоводство) индивидуальные предприниматели, которые образуют рыбоводные хозяйства. Рыбоводному хозяйству предоставляется рыбоводный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и с ним заключается договор пользования рыбоводным участком (часть 1 статьи 9 названного Федерального закона). По договору пользования рыбоводным участком собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Водный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 6 предусматривает право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 2 части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) является основанием приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями.

Водное законодательство не исключает возможности обособленного водопользования на водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления рыбоводства (часть 2 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, рыбоводные участки не являются местом общего пользования и на них запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка, соответствует водному законодательству, законодательству о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, Федеральному закону "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не выходит за рамки адекватного истолкования действующего законодательства.

Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (статья 43.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Согласно разъяснениям Федерального агентства по рыболовству (письмо от 15.06.2016 № 3381-ВС/У14), рыбоводное хозяйство, осуществляя предпринимательскую деятельность, вправе на рыбоводном участке дополнительно выращивать иные виды объектов аквакультуры, не предусмотренные договором пользования рыбоводным участком. Карась является объектом аквакультуры, в соответствии с приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 № 452 «Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства»), соответственно выпуск карася, как объекта аквакультуры не противоречит законодательству РФ.

Что касается информации, указанной на аншлагах, размещённых вокруг рыбоводного участка, Управление отмечает, что такие формулировки, как «охранная зона», и «лов рыбы запрещён» законодательством РФ не предусмотрены. Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ предусмотрена водоохранная зона водного объекта, устанавливаемая в соответствии со ст. 65. Информацию об осуществлении любительского рыболовства на рыболовном участке рекомендует указывать, основываясь на нормативно-правовые акты РФ (в частности на п. 10.1 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 № 402).

В настоящее время законодательно не определён порядок предоставления гражданам согласия пользователя на осуществление добычи (вылова) объектов аквакультуры на рыбоводном участке, а также форма такого согласия, в связи с чем, пользователь вправе самостоятельно принимать решение о предоставлении своего согласия гражданам на добычу (вылов) объектов аквакультуры, а также определять его форму.

При добыче (вылове) такого объекта аквакультуры как карась, в журнал изъятия объекто аквакультуры необходимо заносить информацию об объёме изъятия объектов аквакультуры, в том числе изъятых гражданами (рыбаками-любителями), в порядке, предусмотренном приказом Минсельхоза России от 25.11.2014 № 471 «Об утверждении Порядка предоставления отчётности об объёме выпуска в водные объекты и объёме изъятия из водных объектов аквакультуры».

Согласно Правил рыболовства для западно-сибирского рыбохозяйственного бассейна (в ред. Приказов Минсельхоза России от 18.02.2016 № 62, 20.02.2017 № 72, от 28.06.2017 № 308, от 26.10.2018 № 476, от 03.04.2019 № 162) регламентировано следующее:

- п. 10.1 граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства. Гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств - пользователей рыбоводных участков;

- 10.2 любительское и спортивное рыболовство на рыболовных (рыбопромысловых) участках, предоставленных на основании договоров пользования рыболовным участком или договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства, гражданами осуществляется при наличии путёвки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства), выдаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В путёвке должен быть указан объём водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), район добычи (вылова) в пределах рыболовного (рыбопромыслового) участка, орудия добычи (вылова), срок её действия.

В силу ч.1 ст.24 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со ст.26 указанного Федерального закона.

Статья 26 поименованного Федерального закона определяет перечень ограничений рыболовства, который является открытым: в п. 13 ч.1 данной статьи предусмотрена возможность установления иных ограничений в соответствии с федеральными законами. Устанавливая правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст.2 определяет аквакультуру (рыбоводство) как деятельность, связанную с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры. Такой деятельностью могут заниматься юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также приравненные к ним и осуществляющие аквакультуру (рыбоводство) индивидуальные предприниматели, которые образуют рыбоводные хозяйства. Рыбоводному хозяйству предоставляется рыбоводный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и с ним заключается договор пользования рыбоводным участком (ч.1 ст.9 названного Федерального закона). По договору пользования рыбоводным участком собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Водный кодекс Российской Федерации в ч.2 ст.6 предусматривает право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.2 ч.4 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) является основанием приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями. Водное законодательство не исключает возможности обособленного водопользования водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления рыбоводства (ч.2 ст. 38 Водного кодекса РФ).

Также согласно ст.8 Закона об аквакультуре рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, право собственности на которые возникает в соответствии с гражданским законодательством и Законом об аквакультуре при осуществлении пастбищной аквакультуры (рыбоводства).

Согласно п.10.1 Приказа Минсельхоза России от 22.10.2014 N 402 "Об утверждении прав рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна", распространяющего своё действие на территорию Челябинской области, граждане вправе осуществлять любительское спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользован свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства. Гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбовода хозяйств - пользователей рыбоводных участков. Указанная норма ограничений и упорядочивания любительского рыболовства на акватории рыбоводных участков направлена на ликвидацию возможности возникновения социального напряжения и конфликтных ситуаций между пользователями рыбоводных участков, котоые осуществили зарыбление рыбоводных участков рыбопосадочным материалом и выращивают объекты аквакультуры, и рыболовами-любителями, которые могли вылавливать аквакультуры (собственность рыбоводных хозяйств, т.е. чужую собственность) под предлогом декларируемого свободного и бесплатного любительского рыболовства, совершая тем самым легально хищение чужого имущества.

Таким образом, Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна в редакции, действующей с 1 апреля 2016 года, позволяют в настоящее время владельцам рыбоводных участков законно вводить ограничения в осуществлении свободам беспрепятственного рыболовства иными лицами. Кроме того, при предоставлении государством водного объекта или его части по договору пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры и в связи с тем, что объекты аквакультуры являются собственностью пользователя рыбоводного участка невозможно в определённых границах осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка. Таким образом, рыбоводные участки не являются местом общего пользования, в них запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка.

Указанная правовая позиция изложена в Информации Росрыболовства от 16.03.2015 "Позиция Федерального агентства по рыболовству по вопросу пользования водными объектами, предоставленными для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и осуществления любительского рыболовства", в решении Верховного Суда РФ от 12.01.2018 НОМЕР, апелляционном определении Верховного Суда РФ от 12.04.2018 НОМЕР).

В суде достоверно установлено: на основании договора НОМЕР-Ч от 06.02.2017 г. пользования рыбоводным участком, заключённого между Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства порыболовству и ИП Шмаудер В.В. в пользование последнего предоставлен рыбоводный участок: озеро Еткуль, расположенное на территории АДРЕС, для осуществления пастбищной аквакультуры, сроком на 25 лет т.е. до 06.02.2042 г., границы рыбоводного участка площадью 454 га. определены по береговой линии оз. Еткуль. Рыбоводный участок - озеро Еткуль не является местом общего пользования и на нём запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя рыбоводного участка ИП Шмаудер. Согласие рыбоводного хозяйства (пользователя рыбоводного участка) на добычу (вылов) объектов аквакультуры гражданами предусмотрено Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждёнными приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 НОМЕР, и не будет являться нарушением условий договора пользования рыбоводным участков, а также норм действующего законодательства РФ, может выражаться как в устной, так и письменной форме, при этом оно не является документом строгой отчётности.

Пунктом 1.2 договора определён видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка: сиг, муксун, пелядь, рипус, гибриды сиговых рыб., сазан, карп, амур белый, толстолобик белый, толстолобик пёстрый, толстолобики гибридные, лещ, щука обыкновенная, налим. Согласно этому же пункту договора аквакультура в границах рыбоводного участка может осуществляться как в отношении одного, так и нескольких видов объектов аквакультуры. 07.06.2017 ИП Шмаудер осуществил выпуск в озеро Еткуль карася, как объект аквакультуры в количестве 5000 тыс. шт..

Эти обстоятельства подтверждаются доказательствами, находящимися в материалах дела: объяснениями (л.д.6,14-23,26-29,33,38,39,43,44), договором пользования рыбоводным участком (л.д.8-10), схемой (л.д.11), актом (л.д.12),87, согласием по самовылову рыбы (л.д.13,34), материалом об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.24,31,36,41), рапортом (л.д.25,32,37,42), определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.30,35,40,45), актом осмотра (л.д.46-47), фототаблицей (л.д.48-57), определением о возвращении искового заявления (л.д.58), выпиской из ЕГРИП (л.д.70-74), сообщением (л.д.75,104,107,111), запросом (л.д.76), отзывом (л.д.77-78,102-103), информацией (л.д.79), постановлением по делу об административном правонарушении (л.д.84-86), копией журнала (л.д.108), выпиской (л.д.109,110).

При этом, свидетель И.С.А. в суде подробно объяснил предпринимательскую деятельность ответчика по пользованию рыбоводным участком озера Еткуль, которая производится в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

Показания допрошенных в суде свидетелей А.А.С., М.А.С. не могут быть приняты судом в качестве прямых доказательств в подтверждение доводов прокурора о незаконности действий ответчика по ограничению свободного доступа к объекту озеру Еткуль - для осуществления любительского рыболовства.

Кроме того, установлено, что действия ИП Шмаудера В.В. по выдаче «согласия на вылов рыбы» соответствуют водному законодательству, законодательству о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, Федеральному закону «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ИП Шмаудер В.В. являясь пользователем рыбоводного участка и выдавая гражданам письменное согласие на самовылов рыбы, таким образом, выражал согласие на добычу (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводного участка, и не ограничивал доступ к объекту общего пользования.

ИП Шмаудер В.В. пользуясь рыбоводным участком на основании договора и занимаясь разведением объектов аквакультуры, разместил информационные таблички вокруг рыбоводного участка - оз. Еткуль с целью сохранения объектов аквакультуры, которые были запущены им в указанный водоём, а также с целью доведения информации о необходимости получать его согласие на самовылов объектов аквакультуры. Ответчик вправе доводить информацию о своём праве пользования рыбоводным участком - оз. Еткуль до других граждан любыми доступными способами, в том числе и путём размещения табличек, а также принимать все предусмотренные законом меры, направленные на защиту своего права собственности на объекты аквакультуры, в том числе и путём размещения информационных табличек.

Доводы прокурора о наличии со стороны ИП Шмаудер В.В. незаконного ограничения доступа лиц к водному объекту общего пользования - озеру Еткуль для осуществления любительского рыболовства не основан на нормах закона.

Более того, согласно Приказу Минсельхоза России от 15.06.2015 N 247 "Об утверждении справочника в области аквакультуры (рыбоводства)" к объектам аквакультуры (рыбоводства) отнесён карась обыкновенный - пресноводный вид, обитает в водных объектах европейской части России и Сибири (код 01.01.06.09. Объект аквакультуры (рыбоводства) - рыбы - Карповые виды рыб.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона об аквакультуре договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком. При этом, к осуществляемой рыбоводным хозяйством деятельности, исходя из существенных условий договора, определённых ст. 9 Закона об аквакультуре, следует отнести: мероприятия, которые относятся к рыбохозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством; обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчётность об объёме выпуска в водные объекты и объёме изъятия из водных объектов аквакультуры. Учитывая, что государством предоставляется для целей аквакультуры (рыбоводства) федеральный ресурс, а именно акватория водного объекта или его части, участка континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны РФ, представляющие собой рыбоводный участок, к существенным условиям договора отнесён и видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка.

В связи с чем, указываемый в договоре пользования рыбоводным участком видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка представляет собой обязательство, которое берёт на себя рыбоводное хозяйство по выращиванию определённых объектов аквакультуры (рыбоводства), получая рыбоводный участок. Вместе с тем, предоставляя рыбоводный участок, государство ставит целью, в том числе развитие аквакультуры (рыбоводства), поэтому основнойобязанностью рыбоводного хозяйства является его целевое использование. В связи с чем, рыбоводное хозяйство, осуществляя предпринимательскую деятельность, вправе на рыбоводном хозяйстве дополнительно выращивать и иные виды объектов аквакультуры (рыбоводства), не предусмотренные договором пользования рыбоводным участком, при условии соблюдения требования законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды.

Таким образом, ИП Шмаудер В.В. осуществив выпуск в озеро Еткуль объект аквакультуры - карась, соблюдая при этом требования законодательства в области охраны окружающей среды, а доказательств, подтверждающих обратное суду не представлено, занимался предпринимательской деятельностью. Ссылка прокурора о наличии со стороны Шмаудера злоупотребления правом пользования рыбоводным участком при выпуске объекта аквакультуры - карась в озеро Еткуль является несостоятельной, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска прокурора надлежит отказать, поскольку судом в действиях ответчика по пользованию водным объектом - озеро Еткуль нарушений законодательства, указанного выше в решении, не установлено. Ответчик не привлекался, ни к какому виду ответственности за нарушения по пользованию им водным объектом.

Судом не установлено о нарушении прав неопределённого круга лиц действиями ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Еткульского района в интересах неопределённого круга лиц к Шмаудер В.В. о признании незаконными действия по ограничению свободного доступа к водному объекту - озеру Еткуль для осуществления любительского рыболовства, возложении обязанности: обеспечения свободного доступа к осуществлению любительского рыболовства; прекращения чинить препятствия гражданам по вылову карася, демонтаже табличек, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н. Юркина

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2019 года.