ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1155/2012 от 19.07.2012 Кольского районного суда (Мурманская область)

  Дело №2-1155/2012 Мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    <дата> город Кола

 Кольский районный суд Мурманской области в составе

 председательствующего судьи Марущака С.А.,

 при секретаре Рыловой А.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кольского района Мурманской области о признании недействующим п.2 решения Совета депутатов муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области от <дата> №,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Кольского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Совета депутатов муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области от <дата> недействующим с момента опубликования в части признания положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования город Кола недействующим с <дата>. В обоснование заявленных требований указал на то, что оспариваемое решение противоречит требованиям действующего законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации и подлежит приведению в соответствие с ними. На оспариваемое решение заместителем прокурора Кольского района внесен протест №в-2012 от <дата>, который рассмотрен и отклонен решением Совета депутатов муниципального образования город Кола от <дата> №. По мнению прокурора, отмена решения Совета депутатов от <дата> № с <дата> противоречит требованиям действующего трудового законодательства, в части установления срока отмены «Положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» и подлежит приведению в соответствие с ним, поскольку нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, оспариваемое решение препятствует обеспечению законной деятельности системы управления муниципальным образованием, основная цель деятельности которого решение вопросов местного значения в силу удовлетворения нужд населения муниципального образования и принято за пределами компетенции представительного органа муниципального образования г.Кола. С учетом изложенного прокурор просит суд признать пункт 2 решения Совета депутатов муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области от <дата> № «О признании недействующим «Положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» и отмене решения Совета депутатов МО г.Кола от <дата> №» недействующим с момента опубликования.

 В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Егошин А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежаще.

 Суд, выслушав помощника прокурора Егошина А.В., исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Кольского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

 Согласно п.п.1,4,8 ст.4 указанного Федерального закона основными принципами муниципальной службы являются, в том числе приоритет прав и свобод человека и гражданина, стабильность муниципальной службы, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.

 Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Согласно п.1 ст.34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 На основании ст.47 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

 В соответствии с ч.ч.1,4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 ст. 36 этого закона в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, а также подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

 В силу ч.4.1 ст.36 указанного закона Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

 В соответствии с ч.ч.1,2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят в том числе Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

 В силу ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.

 В соответствии со ст.22 Закона Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО (ред. от 12.04.2012) "О муниципальной службе в Мурманской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), определенных настоящим Законом. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада и дополнительных выплат, а также порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом соответствующего муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. К дополнительным выплатам относятся, в том числе премии, за выполнение особо важных и сложных заданий.

 В силу ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие: в связи с истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

 В судебном заседании установлено, что на основании п.5 ст.44 Устава муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования город Кола от <дата> №, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальным служащим. Решением Совета депутатов устанавливается размер и условия оплаты труда Главы муниципального образования город Кола, муниципальным служащим администрации города Колы и устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

 Статьей 7 Устава муниципального образования г.Кола установлено, что к вопросам местного значения города Кола отнесено формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением.

 Согласно ст. 24 Устава Совет депутатов и Глава муниципального образования город Кола входят в структуру органов местного самоуправления города Кола и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Пунктом 6 указанной статьи установлено, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправленья осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета города Кола.

 К полномочиям Совета депутатов муниципального образования город Кола относится принятие общеобязательных правил по вопросам местного бюджета, утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении (ст.26 Устава).

 В соответствии с п.7 ч.4 ст. 31 Устава Глава муниципального образования город Кола подписывает и опубликовывает решения Совета депутатов.

 Решения Совета депутатов входят в систему муниципальных правовых актов города Кола (ст.40 Устава).

 Согласно ч.ч. 3,4,6 ст.40 Устава решения Совета депутатов, затрагивающие права, свободы человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в региональной газете прямо указанной в принятом правовом акте в качестве печатного органа для его опубликования и обязательны для исполнения на всей территории города Кола.

 <дата> Советом депутатов муниципального образования город Кола принято решение № об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области (л.д.11).

 <дата> Советом депутатов муниципального образования город Кола принято решение № которым постановлено: 1. Отменить указанное выше решение Совета депутатов № от <дата>. 2. Признать Положение о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области недействующим с <дата> 3. Решение опубликовать в информационном бюллетене «Вестник Колы».

 Оспариваемое решение опубликовано <дата> в № информационного бюллетеня «Вестник Колы» (л.д.30,31).

 На указанное решение заместителем прокурора Кольского района Мурманской области <дата> внесен протест №в-2012 (л.д.15-17).

 Решением Совета депутатов от <дата> № протест прокурора рассмотрен и отклонен (л.д.18,19).

 Установленные по делу обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

 Таким образом из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что оспариваемое решение Совета депутатов от <дата> № «О признании недействующим «Положения о премировании лиц, замещающих выборные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» и отмене решения Совета депутатов МО г.Кола Кольского района Мурманской области 36/17 от <дата>» является нормативно правовым актом, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение и прекращение существующих правоотношений в сфере трудового законодательства.

 Вместе с тем Советом депутатов города Кола при принятии <дата> решения о признании утратившим силу с <дата> «Положения о премировании лиц замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» не учтены требования ст.12 Трудового кодекса РФ, согласно которой нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

 Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт от <дата> в части признания «Положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» недействующим с <дата> противоречит требованиям ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, суд считает требования прокурора Кольского района подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 Признать п.2 решения Совета депутатов муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области от <дата> № «О признании недействующим «Положения о премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования г.Кола Мурманской области» и отмене Решения Совета депутатов муниципального образования г.Кола Кольского района Мурманской области 36/17 от <дата>» недействующим с момента опубликования.

 Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.

 Председательствующий – подпись

 .

 .