Дело № 2-1155/2022
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхняя Пышма 17 Июня 2022 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.
при секретаре – Полянок А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Водопроводно –канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, администрации городского округа Верхняя Пышма о возложении обязанности произвести работы по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, способных обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Водопроводно –канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, администрации городского округа Верхняя Пышма о возложении обязанности организовать и произвести работы по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, способных обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма, по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская- Петрова, и по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований ссылается на то, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты в отношении муниципального унитарного предприятия «Водопроводно – канализационного хозяйства» (МУП «Водоканал») городского округа Верхняя Пышма.
МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения и осуществляет сброс сточных вод в водный объект – реку Пышма (выпуск № с географическими координатами .).
В ходе проверки было установлено, что предприятие МУП «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, с превышениями допустимой концентрации веществ, что подтверждается результатами исследований сточной воды в месте сброса сточных вод после очистки.
Согласно отчетам лабораторных испытаний сточных вод предприятия за 2021 год на выпуске сточных вод № имеет место систематическое превышение допустимой концентрации, в частности, следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, азот аммонийный, нитрит- ион, нитрат –ион, фосфат-ион, нефтепродукты, БПК20, АПАВ, сухой остаток, хлорид-ион, сульфат-ион, ХПК, медь, железо, хром3+, хром 6+, цинк.
Данные факты имеют место, в связи с ненадлежащей работой очистных сооружений МУП «Водоканал».
Согласно информации, представленной МУП «Водоканал», сооружения для очистки и обезвреживания сточных вод построены и введены в эксплуатацию в 1978 году, последний раз подвергались реконструкции в 2001 году.
С учетом указанных обстоятельств, необходимо проведение реконструкции (модернизации) очистных сооружений по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, обеспечивающих достижение нормативных показателей загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект в составе сточных вод.
МУП «Водоканал» является предприятием, учрежденным и подведомственным администрации городского округа Верхняя Пышма. Очистные сооружения, эксплуатируемые МУП «Водоканал», являются собственностью муниципального образования и переданы МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения.
Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагоприятная санитарно – эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно – эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.
Отсутствие надлежащей очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, что может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.
Бездействие ответчиков, выражающееся в непринятии мер по надлежащей очистке сбрасываемой сточной воды в реку Пышма, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 11.05.2022 (протокольной формы) к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, МКУ «Комитет жилищно – коммунального хозяйства».
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма –Пахмуллова А.В. (в качестве представителя истца- Свердловского межрайонного природоохранного прокурора) исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные – указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Водоканал» - Космовская Н.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности № от 27.12.2018, исковые требования признала частично, возражая против удовлетворения исковых требований в части установления трехлетнего срока для проведения работ по реконструкции очистных сооружений, считая, что потребуется больший срок для проведения данных работ. Дала объяснения, аналогичные – указанным в письменном отзыве на исковое заявление, ссылаясь на то, что МУП «Водоканал», совместно с администрацией ГО Верхняя Пышма разработана инвестиционная программа МУП «Водоканал» городского округа Верхняя Пышма на 2022 – 2024 годы, реализуемая на счет платы за подключение к системе водоотведения. Одним из мероприятий программы, реализуемой в счет тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, является реконструкция и расширение очистных сооружений канализации города Верхняя Пышма – 1 этап. Мероприятие разработано в том числе, с целью увеличения мощности и появления возможности подключить новых абонентов, соблюдение экологического законодательства при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водный объект. Первый этап включает в себя строительство новых очистных сооружений (2 очереди). На сегодняшний день предприятие имеет проектно – сметную документацию на строительство второй очереди сооружений. Сметная документация в ценах на 2014 год. С учетом перерасчета с использованием индексов дефляторов: стоимость на 3 квартал 2014 года составляет – 534 033,52 рубля; стоимость с перерасчетом на новый НДС (20%) на 3 квартал 2014 года – 543 084,94 рубля. До момента проведения военной операции, работы планировалось провести в период 2023 -2027г.г., с учетом применения индекса- дефлятора. Стоимость работ на 01.01.2023 составляет 1 125 666,19 рублей. Доля собранных МУП «Водоканал» денежных средств составляет 19,89% от планируемых расходов. Стоимость работ на 01.01.2024 года составит 1 362 056,09 рублей. Стоимость работ на 01.01.2025 составит 1 579 985,07 рублей. Таким образом, предприятие не способно исполнить мероприятие по строительству новых очистных сооружений только за счет инвестиционной программы. Ранее планировалось выполнение за счет местного и областного бюджета.
Представитель ответчика администрации ГО Верхняя Пышма в судебное заседание не явился, хотя о времени, дате и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, судебной повесткой, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской об извещении, а также публично, путем заблаговременного размещения информации на официальном интернет- сайте Верхнепышминского городского суда Свердловской области, в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
С учетом требований ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд счел возможным и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации ГО Верхняя Пышма.
В ранее состоявшемся судебном заседании (11.05.2022) представитель ответчика администрации ГО Верхняя Пышма – Черемных Е.В., действующая на основании доверенности № от 01.12.2021, исковые требования в заявленном объеме, не признала, ссылаясь на неисполнимость заявленных требований. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», МУП «Водоканал» разработал и согласовал с администрацией ГО Верхняя Пышма инвестиционную программу МУП «Водоканал» городского округа Верхняя Пышма на 2022 – 2024 годы, реализуемую за счет платы за подключение к системе водоотведения. Одним из мероприятий программы реализуемой за счет тарифа на подключение к централизованным системам водоотведения, является реконструкция и расширение очистных сооружений канализации города Верхняя Пышма – 1 этап. Мероприятие разработано, в том числе, с целью увеличения мощности и появления возможности подключить новых абонентов, соблюдение экологического законодательства при сбросе вредных веществ в водный объект. Первый этап включает в себя строительство новых очистных сооружений (2 очереди). Первая очередь строительства очистных сооружений произведена на основании муниципального контракта № от 08.06.2015, заключенного по результатам аукциона в электронной форме от 07.04.2015 между МКУ «Комитет жилищно – коммунального хозяйства» и ООО «Урал процесс Инжиниринг Компания». Указанный контракт заключен за счет средств городского округа Верхняя Пышма. Сумма контракта составила 614 879 550 рублей. Стороной контракта является МКУ «Комитет ЖКХ», поскольку полномочия по реализации программ водоснабжения и водоотведения возложены на данную организацию с участием МУП «Водоканал». На сегодняшний день МУП «Водоканал» имеет проектно – сметную документацию на строительство второй очереди очистных сооружений. Сметная документация в ценах 2014 года. С учетом перерасчета индексов дефляторов стоимость на 3 квартал 2014 года – 543 084,94 рубля, на 01.01.2023 стоимость увеличится до 1 125 666,19 рублей. Доля собранных МУП «Водоканал» денежных средств составляет 19,89% от планируемых расходов. Исполнение вышеуказанного мероприятия по строительству очистных сооружений, возможно, в настоящее время, только на оборудовании, имеющемся в Российской Федерации, либо которое можно закупить в России. Проект очистных сооружений сделан с учетом импортируемых расходных материалов и оборудования, поэтому необходимо провести корректировку самого проекта и его стоимости, что повлечет еще большее удорожание. На сегодняшний день средства бюджета на указанные цели не запланированы, и отсутствуют в бюджете, поскольку весь бюджет распределен на 2022 год. Срок исполнения требований прокурора – 3 года, считала, достаточным не является. Денежные средства, которые были бы запланированы на указанное мероприятие, отсутствуют в бюджете, поскольку весь бюджет распределен на 2022 год. Необходимо совершить множество действий, а именно: заложить средства в бюджет не ранее 2023 года, при наличии этих средств; разработать новую проектно – сметную документацию (от шести месяцев до одного года), поскольку необходимо искать источники приобретения оборудования и расходных материалов на территории России, с учетом политической ситуации; пройти экспертизу проектно – сметной документации (срок до 72 рабочих дней); размещение и проведение аукциона (от 2-х до 4-х месяцев, а при спорных вопросах- до 1 года и свыше); само строительство –не менее 3-х лет.
Представители третьих лиц – Комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, МКУ «Комитет жилищно – коммунального хозяйства» в судебное заседание не явились, хотя о времени, дате и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, судебными повестками, направленными заказными письмами с уведомлением, путем передачи через представителя администрации ГО Верхняя Пышма, а также публично, путем заблаговременного размещения информации на официальном интернет- сайте Верхнепышминского городского суда Свердловской области, в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
С учетом требований ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, и присутствовавших в судебном заседании, суд счел возможным, и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии представителей третьих лиц – Комитета по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма, МКУ «Комитет жилищно – коммунального хозяйства».
Изучив исковое заявление, выслушав помощника прокурора г. Верхняя Пышма (в качестве представителя истца), представителя ответчика МУП «Водоканал», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе: на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п.1 ст.4.1. вышеуказанного федерального закона, загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются, в том числе: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Из п.2. ст.4.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", следует, что Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.21 вышеуказанного Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
Как следует из ч.1 ст. 34 (Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности) Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст.34 вышеуказанного федерального закона установлено, что при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из ч.1 ст. 22 (Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов) вышеуказанного федерального закона, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно п. 11 ст.22 указанного федерального закона, нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод (ч.5 ст.23)
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как следует из искового заявления, письменных материалов дела, объяснений помощника прокурора (в качестве истца) в судебном заседании, в ходе проведенной Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, в отношении муниципального унитарного предприятия (МУП) «Водопроводно – канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, было установлено, что МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения и осуществляет сброс сточных вод в водный объект – реку Пышма (выпуск № с географическими координатами .).
Использование МУП «Водоканал» водного объекта – река Пышма осуществляется на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «О предоставлении водного объекта в пользование» от 29.07.2019 (согласно п.2.1. данного решения, цель использования водного объекта: сброс сточных вод, п.2.2.: виды использования водного объекта: совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата в водные объекты).
Осуществление сброса сточных вод производится в реку Пышма Выпуск 1 (сформирован хозяйственно – бытовыми сточными водами города Верхняя Пышма и с.Балтым. Сточные воды после сооружений биологической очистки поступают в р. Пышма на 599 км от устья. Тип водовыпуска – береговой, сосредоточенный, незатопленный, оборудован оголовком. Уровень места сброса от поверхности воды в меженный период 248 м (БС). Расстояние от места сброса до береговой линии составляет 0,0 метров. Географические координаты выпуска: 56. Сброс сточных вод осуществляется с использованием водоотводящих сооружений: сбросной коллектор диаметром 1000мм Очистные сооружения биологической очистки проектной производительностью -30 000 м3/сут, 10950 тыс.м3/год. Фактический сброс сточных вод в 2019 году – 7513 тыс.м3.
Требования в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект, которым должен отвечать Выпуск № (показатели качества воды, величины показателей качества воды), перечислены в 13 вышеуказанного решения (о предоставлении водного объекта в пользование).
Согласно п.14 вышеуказанного решения, пользование водным объектом должно осуществляться при исправном содержании и состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений.
Как следует из п.2.3. указанного выше решения о предоставлении водного объекта в пользование, использование водного объекта (его части), указанного в п.3.1. решения, (река Пышма) может производиться водопользователем при выполнении им следующих условий: 1) недопущении нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; 2) содержания в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта.
Между тем, как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, объяснений помощника прокурора (в качестве истца), МУП «Водоканал» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект с превышениями допустимой концентрации веществ, что подтверждается результатами исследований сточной воды в месте сброса сточных вод после очистки.
Согласно отчетам лабораторных испытаний сточных вод предприятия за 2021 год на выпуске сточных вод №, имеет место систематическое превышение допустимой концентрации, в частности, следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, азот аммонийный, нитрит- ион, нитрат –ион, фосфат-ион, нефтепродукты, БПК20, АПАВ, сухой остаток, хлорид-ион, сульфат-ион, ХПК, медь, железо, хром3+, хром 6+, цинк.
Как установлено, данные факты имеют место, в связи с ненадлежащей работой очистных сооружений МУП «Водоканал».
Согласно информации, представленной МУП «Водоканал», сооружения для очистки и обезвреживания сточных вод построены и введены в эксплуатацию в 1978 году, последний раз подвергались реконструкции в 2001 году.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, заявив вышеуказанные исковые требования, ссылается на необходимость проведения реконструкции (модернизации) очистных сооружений по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, обеспечивающих достижение нормативных показателей загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект в составе сточных вод.
Вышеуказанные обстоятельства представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривались и фактически подтверждены.
Как следует из представленных суду письменных отзывов МУП «Водоканал» и администрации ГО Верхняя Пышма, доводы ответчиков сводятся лишь к тому, что требуется модернизация (реконструкция) очистных сооружений, которая смогла бы обеспечить нормативную степень чистки сточных вод, сбрасываемых МУП «Водоканал» в реку Пышма, однако данные мероприятия требуют значительных материальных затрат, что в настоящее время, и в течение указанного прокурором в исковом заявлении срока (в в течение 3-х лет), не представляется возможным.
Из объяснений представителей ответчиков в судебном заседании, представленных письменных отзывов на исковое заявление следует, что МУП «Водоканал», совместно с администрацией ГО Верхняя Пышма разработана инвестиционная программа МУП «Водоканал» городского округа Верхняя Пышма на 2022 – 2024 годы, реализуемая на счет платы за подключение к системе водоотведения. Одним из мероприятий программы, реализуемой в счет тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, является реконструкция и расширение очистных сооружений канализации города Верхняя Пышма – 1 этап. Мероприятие разработано в том числе, с целью увеличения мощности и появления возможности подключить новых абонентов, соблюдение экологического законодательства при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водный объект. Первый этап включает в себя строительство новых очистных сооружений (2 очереди). На сегодняшний день предприятие имеет проектно – сметную документацию на строительство второй очереди сооружений. Сметная документация в ценах на 2014 год. С учетом перерасчета с использованием индексов дефляторов: стоимость на 3 квартал 2014 года составляет – 534 033,52 рубля; стоимость с перерасчетом на новый НДС (20%) на 3 квартал 2014 года – 543 084,94 рубля. До момента проведения военной операции, работы планировалось провести в период 2023 -2027г.г., с учетом применения индекса- дефлятора. Стоимость работ на 01.01.2023 составляет 1 125 666,19 рублей. Доля собранных МУП «Водоканал» денежных средств составляет 19,89% от планируемых расходов. Стоимость работ на 01.01.2024 года составит 1 362 056,09 рублей. Стоимость работ на 01.01.2025 составит 1 579 985,07 рублей. Таким образом, предприятие не способно исполнить мероприятие по строительству новых очистных сооружений только за счет инвестиционной программы.
Из доводов представителя ответчика- администрации ГО Верхняя Пышма следует, что исполнение вышеуказанного мероприятия по строительству очистных сооружений, возможно, в настоящее время, только на оборудовании, имеющемся в Российской Федерации, либо которое можно закупить в России. Проект очистных сооружений сделан с учетом импортируемых расходных материалов и оборудования, поэтому необходимо провести корректировку самого проекта и его стоимости, что повлечет еще большее удорожание. На сегодняшний день средства бюджета на указанные цели не запланированы, и отсутствуют в бюджете, поскольку весь бюджет распределен на 2022 год. Срок исполнения требований прокурора – 3 года, считала, достаточным не является. Денежные средства, которые были бы запланированы на указанное мероприятие, отсутствуют в бюджете, поскольку весь бюджет распределен на 2022 год. Необходимо совершить множество действий, а именно: заложить средства в бюджет не ранее 2023 года, при наличии этих средств; разработать новую проектно – сметную документацию (от шести месяцев до одного года), поскольку необходимо искать источники приобретения оборудования и расходных материалов на территории России, с учетом политической ситуации; пройти экспертизу проектно – сметной документации (срок до 72 рабочих дней); размещение и проведение аукциона (от 2-х до 4-х месяцев, а при спорных вопросах- до 1 года и свыше); само строительство –не менее 3-х лет.
Исходя из содержания и смысла доводов ответчиков в представленных суду письменных отзывах на исковое заявление, объяснений представителей ответчиков в судебном заседании, МУП «Водоканал» и администрация ГО Верхняя Пышма, возражают против удовлетворения исковых требований только в части срока, заявленного прокурором для выполнения работ по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, с тем, чтобы обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых МУП «Водоканал» в реку Пышма. По существу, в части необходимости выполнения указанных работ, ни МУП «Водоканал», ни администрация ГО Верхняя Пышма, каких-либо доводов относительно несогласия в данной части иска, не привели, и доказательств им не представили, напротив, согласившись с необходимостью реконструкции (модернизации) очистных сооружений.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств, в их совокупности, на основе полного, объективного и всестороннего и непосредственного исследования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора.
Поскольку как установлено в судебном заседании, сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагоприятная санитарно – эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно – эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.
Отсутствие надлежащей очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, что может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.
Бездействие ответчиков, выражающееся в непринятии мер по надлежащей очистке сбрасываемой сточной воды в реку Пышма, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исковые требования обоснованно предъявлены прокурором, как к МУП «Водоканал», так и к администрации ГО Верхняя Пышма, которые являются надлежащими ответчиками по данному делу.
МУП «Водоканал» является предприятием, учрежденным и подведомственным администрации городского округа Верхняя Пышма. Очистные сооружения, эксплуатируемые МУП «Водоканал», являются собственностью муниципального образования и переданы МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения.
Что касается срока, в течение которого прокурор просит обязать ответчиков произвести работы по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, способных обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма, по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская- Петрова, и по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, - в течение трех лет, со дня вступления решения суда в законную силу, то, по мнению суда, данный срок, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, достаточным для выполнения вышеуказанных работ, не является, в связи с чем, должен быть увеличен до четырех лет.
Доводы представителей ответчиков относительно установления более длительного срока для выполнения вышеуказанных работ, включающих в себя ряд подготовительных мероприятий, которые должны обязательно предшествовать непосредственному выполнению работ по реконструкции очистных сооружений, суд считает заслуживающими внимания.
Как следует из объяснений представителей ответчиков, необходимо совершить ряд действий, до непосредственного выполнения работ по реконструкции очистных сооружений, а именно: заложить средства в бюджет не ранее 2023 года, поскольку на 2022 год денежные средства в бюджет на указанные работы не заложены и отсутствуют; разработать новую проектно – сметную документацию, что потребует от шести месяцев до одного года, необходим поиск источников приобретения оборудования и расходных материалов; пройти экспертизу проектно – сметной документации (срок до 72 рабочих дней); разместить и провести аукцион (от 2-х до 4-х месяцев, а при спорных вопросах- до 1 года и свыше); само строительство – не менее 3-х лет.
Между тем, суд учитывает и значимость мероприятий по выполнению работ по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, целью которой является быстрейшее обеспечение нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма, по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская- Петрова, и по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, принимая во внимание, что поскольку сточные воды длительное время надлежащей очистке не подвергаются (введены в эксплуатацию в 1978 году, последняя реконструкция –в 2001 году, предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации веществ, что подтверждается лабораторными исследованиями сточной воды в месте сброса, отчетами центральной химической лаборатории по результатам проведения токсического анализа, частности, в 2021 году), в связи с чем, на территории городского округа Верхняя Пышма складывается крайне неблагоприятная санитарно – эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно – эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта, в том числе неопределенного круга лиц граждан. Отсутствие надлежащей очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод, создает загрязнение и истощение водного объекта, причиняет вред водным биологическим ресурсам, водным растениям, что, безусловно, приводит к неблагоприятным последствиям для населения городского округа Верхняя Пышма, и для населенного пункта в целом.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает целесообразным и разумным установить срок, в течение которого вышеуказанные обязанности (по выполнению работ по реконструкции (модернизации) очистных сооружений) должны быть исполнены ответчиками – в течение 4-х лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены.
Согласно п.8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины), пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, подлежит взысканию с ответчиков: по 150 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, ч.1 ст.68, ч.1 ст. 98, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Водопроводно –канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, администрации городского округа Верхняя Пышма о возложении обязанности произвести работы по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, способных обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Водопроводно –канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, администрацию городского округа Верхняя Пышма организовать и произвести работы по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, способных обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Пышма, по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская- Петрова, и по адресу: южная окраина г. Верхняя Пышма, перекресток улиц Советская – Петрова, в течение четырех лет, со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия (МУП) «Водопроводно –канализационного хозяйства» городского округа Верхняя Пышма, администрации городского округа Верхняя Пышма государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей: по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья Н.Н. Мочалова.