ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1156/18 от 03.04.2019 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-36/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Мохначёвой С.Л.,

при секретаре Хвостовой Я.Н.,

с участием прокурора Филатовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского городского округа, Управлению образования администрации Чебаркульского городского округа об организации транспортного обеспечения обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Чебаркульского городского округа, Управлению образования администрации Чебаркульского городского округа, в котором, с учетом уточненных исковых требований, просит:

- возложить на Администрацию Чебаркульского городского округа, Управление образования администрации Чебаркульского городского округа обязанность организовать между населенными пунктами в составе Чебаркульского городского округа, а именно <адрес> транспортное обеспечение обучающихся образовательных организаций Чебаркульского городского округа - МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ », включающее в себя их бесплатную перевозку до указанных образовательных организаций и обратно и обязанность профинансировать данные мероприятия по организации транспортного обеспечения обучающихся в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-4, 43-44, 65-66117-118).

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об образовании в части организации транспортного обеспечения обучающихся на территории Чебаркульского городского округа было выявлено, что на территории Чебаркульского городского округа доставка обучающихся в учебные заведения и обратно не осуществляется в связи с отсутствием муниципального транспорта для перевозки детей.

В связи с чем, несовершеннолетние проживающие, в том числе в населенных пунктах: <адрес> не имеют предусмотренной законом возможности бесплатной перевозки к месту обучения и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Чебаркульского городского округа внесено представление.

По результатам рассмотрения представления соответствующее транспортное обеспечение не организовано, требования прокурора не исполнены.

Между тем, транспортное обеспечение обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования является установленной законом обязанностью, при не соблюдении которой не будет обеспечено или же будет затруднено обеспечение конституционного права несовершеннолетних на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Старший помощник Чебаркульского городского прокурора Филатова А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указала на то, что отсутствие организованной перевозки обучающихся из населенных пунктов, входящих в состав Чебаркульского городского округа до образовательных учреждений нарушает их права на получение образования. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Чебаркульского городского округа в судебное заседание не явился, извещены.

Представитель ответчика Управления образования администрации Чебаркульского городского округа Потёмкина А.Е., действующая на основании доверенности в судебном заседании, с исковыми требованиями согласилась частично, не оспаривая свою обязанность обеспечить бесплатную перевозку обучающихся из населенных пунктов <адрес>, входящих в состав Чебаркульского городского округа, пояснила, что в школах детей, проживающих в указанных населенных пунктах не имеется, в связи с чем они не должны организовывать перевозку между этими образовательными учреждениями и населенными пунктами.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей С.Н.В., К.Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 22.6 Правил дорожного движения Российской Федерации организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

На территории Чебаркульского городского округа расположены: санаторий «Кисегач», санаторий «Еловое», санаторий «Сосновая горка», санаторий УралВО, разъезд Кисегач, в которых расположены жилые дома, где проживают по месту жительства граждане, в том числе и обучающиеся образовательных учреждений.

Регулярное транспортное обеспечение между указанными населенными пунктами и г.Чебаркуль, где расположены все муниципальные образовательные учреждения, отсутствует.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Аналогичные положения содержатся в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающим предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 40 указанного Закона установлено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Уставами МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ » предусмотрено, что учредителем указанных образовательных учреждений является Муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице администрации Чебаркульского городского округа, функции и полномочия которого в части формирования и финансового обеспечения муниципального задания, контроля за его выполнением, за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности учреждений, контроля за целевым использованием учреждениями субсидий на выполнение муниципального задания, назначения на должность и освобождения от должности директоров учреждений, привлечения к дисциплинарной ответственности либо поощрения директоров учреждений осуществляются Управлением образования администрации Чебаркульского городского округа, в ведении которого находятся учреждения, и на которое возложены обязанности по регулированию деятельности в сфере образования городского округа.

Пунктом 4 Устава Управления образования администрации Чебаркульского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Управлению подведомственны все муниципальные образовательные организации, зарегистрированные на территории Чебаркульского городского округа и реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы.

Пунктом 14 Устава предусмотрено, что предметом деятельности Управления является обеспечение осуществления полномочий администрации Чебаркульского городского округа в сфере образования на территории городского округа.

Задачами Управления являются, в том числе осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций (п.16, п.п.4) (л.д.24-36).

Перевозка обучающихся из населенных пунктов: <адрес> до образовательных учреждений в г.Чебаркуль была организована по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договорами на оказание автотранспортных услуг (л.д.49-60, 96-101, 102-107).

Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области передало в безвозмездное пользование МБОУ «СОШ » движимое имущество – школьный автобус российского производства марки <данные изъяты> (л.д.84-92).

Распоряжением и.о.главы Чебаркульского городского округа В.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нового маршрута движения школьного автобуса» был утвержден новый маршрут движения школьного автобуса «<адрес> – г.Чебаркуль – обратно» (л.д.93).

Вместе с тем, суду не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении обучающихся в МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ » также организована бесплатная перевозка обучающихся из населенных пунктов Чебаркульского городского округа до образовательных учреждений, поскольку школьный автобус был передан лишь школе , другим образовательным учреждениям школьные автобусы предоставлены не были, а доказательств, свидетельствующих о том, что перевозка обучающихся всех школ, проживающих за пределами г.Чебаркуль, осуществляется на автобусе, переданном школе , суду не представлено.

В отношении обучающихся в МБОУ «СОШ » свидетели С.Н.В. и К.Н.А., являющиеся родителями учеников, в судебном заседании пояснили, что дети по-прежнему не забираются от <адрес>, от <адрес> детей забирают, но до этой остановки дети вынуждены идти через лес, так как вдоль автомобильной трассы не предусмотрено пешеходной зоны.

На основании изложенного, суд полагает, что требования Чебаркульского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об организации транспортного обеспечения обучающихся подлежат удовлетворению.

В Уставе Управления образования администрации Чебаркульского городского округа указано, что Управление является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям, находящимся на территории городского округа. Формирует и утверждает бюджетные сметы и муниципальные задания; в установленном порядке осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными автономными и бюджетными образовательными организациями муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных образовательных организаций, осуществляет контроль их деятельности и иные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, установленные действующим законодательством, правовыми актами городского округа.

Учитывая, что учредителем МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ » является МО «Чебаркульский городской округ», при этом функции и полномочия Учредителя Учреждений осуществляет Управление образования администрации Чебаркульского городского округа, суд приходит к выводу о возложении обязанности организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся от места проживания до образовательных учреждений и обратно на Управление образования администрации Чебаркульского городского округа, как на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя указанных образовательных учреждений, при этом, суд полагает, что и обязанность по финансированию указанных мероприятий также следует возложить на Управление образования администрации Чебаркульского городского округа, а при недостаточности денежных средств у Управления образования администрации Чебаркульского городского округа возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Чебаркульского городского округа.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание особенности бюджетного планирования, финансирования муниципальных бюджетных учреждений, интенсивность посещения общеобразовательных учреждений, характер возложенной обязанности, суд полагает, установить срок выполнения указанных мероприятий в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальном, требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя ответчика Управления образования администрации Чебаркульского городского округа ФИО1 о том, что в настоящее время в школах МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ » нет детей, которые проживали бы в <адрес> не могут быть приняты во внимание, поскольку при появлении таких обучающихся, им также должна быть предоставлена возможность беспрепятственного доступа для получения образования путем организации их бесплатной, отвечающей требованиям безопасности перевозки от места проживания до образовательного учреждения и обратно.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Управление образования администрации Чебаркульского городского округа обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности перевозку обучающихся МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ », из населенных пунктов Чебаркульского городского округа, а именно: <адрес> до образовательных учреждений и обратно.

Возложить на Управление образования администрации Чебаркульского городского округа обязанность профинансировать мероприятие по организации бесплатной перевозки обучающихся МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «ООШ », МБОУ «НОШ », из населенных пунктов Чебаркульского городского округа: <адрес> до образовательных учреждений и обратно, а при недостаточности денежных средств у Управления образования администрации Чебаркульского городского округа возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию Чебаркульского городского округа в указанный срок.

В остальном требования Чебаркульского городского прокурора оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление, в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: