Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю., при секретаре Поспеловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
05 сентября 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к ФИО1 о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба. В обоснование заявленных требований указано, что 24 января 2018 года в 10 часов 00 минут ФИО1, находясь в ... охотхозяйстве в 2х км. южнее д.... Далматовского района, установил в лесном массиве на тропе, где передвигаются косули металлическую давящую петлю с целью добыть косулю, не имея разрешения на право охоты, путевки, охотничьего билета. В вечернее время, в 17 часов 00 минут ФИО1 прибыл на место и обнаружил попавшую в петлю косулю, после чего разделал тушу косули на части и хранил в пакетах под вагончиком, расположенном в лесу. Тем самым ФИО1 осуществил незаконную добычу одной особи сибирской косули в закрытые для охоты сроки. Данные обстоятельства установлены протоколом об административном правонарушении от 15.03.2018г. № копией протокола осмотра места происшествия от 06.02.2018г. с фотоматериалами копиями актов осмотра представленного материала от 07.02.2018г. копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.03.2018г. и иными материалами дела. Таким образом, своими действиями ФИО1 причинил материальный ущерб государству в размере 60000 рублей. Размер ущерба рассчитан в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире», нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с ответчика в пользу бюджета муниципального образования Далматовского района 60000 руб.
Представитель истца - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений не представил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Из постановления № от 30.03.2018 года заведующего сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использованию животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области "САП" следует, что 24.01.2018 года при проведении мероприятий по контролю в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов на территории Далматовского района Курганской области был выявлен факт нарушения правил охоты ФИО1 По данному факту в отношении ФИО1 15.03.2018 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды "САП"
был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение п. 3.2 и Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 г. №.
Протоколом об административном правонарушении от 15.03.2018 года установлено, что 24 января 2018 года в 10 часов 00 минут ФИО1, находясь в ... охотхозяйстве в 2х км. южнее д.... Далматовского района, установил в лесном массиве на тропе, где передвигаются косули металлическую давящую петлю с целью добыть косулю, не имея разрешения на право охоты, путевки, охотничьего билета. В вечернее время, в 17 часов 00 минут ФИО1 прибыл на место и обнаружил попавшую в петлю косулю, после чего разделал тушу косули на части и хранил в пакетах под вагончиком, расположенном в лесу.
ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, на него наложен административный штраф в размере 4000 руб.
Указанное постановление ответчиком не обжаловано и вступило в законную силу.
Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причинение вреда: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 59 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.
Согласно статье 57 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Согласно ст. 75 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статья 78 названного ФЗ устанавливает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статьей 34 ФЗ от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что охота относится к видам пользования животным миром, которая может осуществляться юридическими лицами и гражданами в соответствии с законом.
При этом, согласно ст. 35 названного ФЗ, пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В соответствии со ст. 36 ФЗ «О животном мире», предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда (ст. 52 ФЗ «О животном мире»).
В соответствии со ст. 56 ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 209-ФЗ « Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах первом, втором пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Судом из исследованных в судебном заседании доказательств установлен факт производства ответчиком незаконной охоты, а именно незаконной добычи одной особи сибирской косули, при отсутствии полученного в установленном порядке разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Ответчиком каких-либо достоверных и допустимых доказательств отсутствия его вины в причинении вреда суду не представлено, вместе с тем, истцом доказательства обратного суду представлены. Привлечение ответчика к административной ответственности является достаточным основанием для возложения на него обязанности по возмещению причиненного ущерба.
Суд приходит к выводу о возложении на ответчика имущественной ответственности за причиненный незаконными действиями вред.
Исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утверждённой приказом Минприроды России от 08.12.2011 г. № 948, согласно которой размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида по формуле № 1: У = Т х К х N. где: У - размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), руб. Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб. (такса за косулю - 20000 руб.) К - пересчетный коэффициент (коэффициент за незаконную охоту - 3) N - количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов.
Возмещение вреда, причиненного незаконной охотой, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, является мерой повышенной имущественной ответственности, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, то есть полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу.
В результате исчисления с применением указанной формулы размер ущерба составляет: У = 20000 руб. х 3 х 1. Таким образом, размер вреда, причиненного ответчиком вследствие прямого уничтожения одной особи сибирской косули, составляет 60000 руб. Расчет ущерба ответчиком не оспаривался.
В соответствии с п.6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Факт незаконной добычи одной особи самца косули сибирской был зафиксирован на территории Далматовского района Курганской области.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в счет возмещения ущерба, причиненного в результате незаконной охоты, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию 60 000 рублей в бюджет муниципального образования Далматовский район.
Из положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины.
С ответчика в доход бюджета муниципального образования Шадринского района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования Далматовский район Курганской области в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной охотой 60000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Шадринского района государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Н.Ю.Журавлева