Дело № 2-1156/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) года г. Нижний Новгород
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Батырева Д.Ю.
при секретаре судебного заседания Кобякове Н.А.,
с участием истца ФИО1, представителя истца по ордеру ФИО2, представителя ответчика ТСЖ «Дом-14» ФИО3, представителя третьего лица администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности ФИО4,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ "Дом-14" об обязании демонтировать шлагбаум,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ "Дом-14" об обязании демонтировать шлагбаум.
Требования мотивировала тем, что соответствии с Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 24.09.2009 №5015 «Об утверждении проекта межевания территории в границах ...» был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: ....
Образованный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет. Площадь земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу: ..., составляла 5115 кв.м..
(дата) между ТСЖ №..., в лице председателя ФИО5 и ТСЖ "Дом № 14", в лице председателя ФИО5 было заключено соглашение о перераспределении земельных участков.
Данным соглашением стороны, в лице ФИО5 достигли соглашения о том, что земельный участок, расположенный по адресу: ... кадастровым номером №..., площадью 5115 +/- 25 м2, принадлежащий собственникам помещений по адресу: ... был уменьшен на 420 м2, а земельный участок, расположенный по адресу: ..., принадлежащий собственникам помещений по адресу: ... был увеличен на 420 м2.
Вышеуказанным Соглашением о перераспределении земельных участков установлены размеры вновь образованных земельных участков.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области были поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки, расположенные по адресу: ... кадастровым номером №... (площадью 4695 кв.м.), ... кадастровым номером №... (площадью 1610 кв.м.).
ФИО1, проживающая по адресу: ... обратилась в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода с иском о признании недействительным соглашения о перераспределении земельных участков и применении последствий его недействительности.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от (дата) исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья № 145, товариществу собственников жилья «Дом - 14» о признании соглашения о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки удовлетворены. Постановлено признать соглашение о перераспределении земельных участков от (дата) недействительным в силу его ничтожности; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде: снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №...; постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 5115 кв.м.+/-25 кв.м.; правообладатель - собственники помещений многоквартирного ..., расположенного по адресу: .... Постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 1190 кв.м., правообладатель - собственники помещений многоквартирного ..., расположенного по адресу: ....
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от (дата) решение Советского районного суда ... от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Дом-14»- без удовлетворения.
Около дома № №..., расположенного по адресу: ... по решению руководства ТСЖ «Дом - 14» и за счет ТСЖ «Дом - 14» был установлен шлагбаум.
Данное обстоятельство установлено из многочисленных проверок по обращениям граждан, проживающих в доме №№..., расположенного по адресу: ... и направленных им соответствующих писем от Администрации Советского района Нижнего Новгорода, МЧС России, Прокуратуры Советского района Нижнего Новгорода, Департамента градостроительного развития и архитектуры г. Нижнего Новгорода,
Согласно письма Прокуратуры Советского района Нижнего Новгорода от (дата) решение об установке шлагбаумов на территории рядом с домом №... по ... принято на общем собрании собственников дома (дата).
ТСЖ «Дом-14» предпринимались меры по согласованию установки шлагбаумов в администрации г. Н.Новгорода и УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, откуда председатель правления товарищества ФИО5, был уведомлен о порядке принятия решения по использованию земельного участка, в том числе по установке на нем шлагбаумов, находящегося в обшей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно проекту планировки территории, на котором расположен жилой ... в границах земельного участка с кадастровым номером №... территорий общего пользования не имеется.
Проведенной с привлечением сотрудников ОНД по г.Н.Новгороду проверкой установлено, что шлагбаумы, установленные на территории рядом с домом №... по ..., расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №..., находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Управление шлагбаумами осуществляется дистанционно, а в случае невозможности, открытие стрелы шлагбаума может производиться вручную.
По периметру дома установлено круглосуточное видеонаблюдение, а также организовано дежурство консьержа, который в соответствии с должностной инструкцией обеспечивает контроль за обеспечением доступа на территорию дома автотранспорта, в том числе автотранспорта служб экстренного реагирования".
В силу п.4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом с многоквартирном доме.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 строительных норм СН 441-72 «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 26.051972 года № 99, ограждения следует проектировать только в случаях, когда они требуются по условиям эксплуатации и охраны предприятий, зданий и сооружений, с учетом требований архитектурно-планировочных заданий. Во всех случаях запрещается предусматривать ограждения жилых зданий.
Запрет возведения ограждений вызван необходимостью обеспечения доступа машин служб быстрого реагирования (полиция, скорая помощь, пожарная охрана, МЧС и других) к жилым домам и в целом на придомовую территорию.
В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
На основании вышеизложенного просит обязать Товарищество собственников жилья «Дом-14» шлагбаум, расположенный около ... в течение семи дней, со дня вступления законную силу.
В отзыве на исковое заявление представитель администрации г. Н.Новгорода указал, что как следует из судебного акта по делу №... от (дата) исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья №..., товариществу собственников жилья «Дом-14» о признании соглашения о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки удовлетворить. Признать соглашение о перераспределении земельных участков от (дата) недействительным в силу его ничтожности; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде: снять с государственного кадастрового учета с кадастровым номером №...; постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 5115 кв.м. +/-25 кв.м.; правообладатель - собственники помещений многоквартирного ..., расположенного по адресу: ...; постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ..., площадью 1190 кв.м., правообладатель собственники помещений многоквартирного дома № №..., расположенного по адресу: ....
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч. 1.1).
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, при этом под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1).
В силу предписаний ст. ст. 34, 37 этого Федерального закона граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", которые предписывают необходимость обеспечения исправного содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (п. 75).
В том числе в соответствии с приведенными требованиями пожарной безопасности, Закон Нижегородской области от 10.09.2010 г. N 144-3 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" предусматривает запрет на территории Нижегородской области на установку шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений, устройств и объектов, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов и (или) проезду автотранспорта и (или) проведению уборочных работ на территориях общего пользования без согласования с органами местного самоуправления (п. 11 ч. 3 ст. 12).
В силу ч. 1 ст. 246 и ч. 1 ст. 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Ответчиком представлено в материалы дела выписка из протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья «Дом - 14» от (дата), на котором голосование в 77,2% принято решение: установить забор, два шлагбаума и систему видео наблюдения на придомовой территории, находящейся в общей долевой собственности жильцов дома, с организацией круглосуточного дежурства консьержа.
Пункт 2.2. Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 26.12.2018 г. N 272 устанавливает, что на территории общего пользования запрещается: устанавливать шлагбаумы, цепи, столбы, бетонные блоки и плиты, другие сооружения, устройства и объекты, создающие препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов и (или) проезду автотранспорта и (или) проведению уборочных работ на территории общего пользования, оборудование детских игровых, спортивных площадок, за исключение ограждающих устройств (ворот, калиток, шлагбаумов, декоративных ограждений, размещаемых на дворовых территориях многоквартирных домов, спортивных и детских площадок, разрешение на размещение, которых выдается в порядке, определенном постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 « Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области»).
Вместе с тем ответчиком представлены в материалы дела ответы, данные органами государственной и муниципальной власти по установке спорного шлагбаума.
Одновременно ответчиком были предоставлены фотоматериалы об отсутствии спорного шлагбаума, расположенного около дома № №... по адресу: ..., что истцом было указано, как обязательство по демонтажу.
Кроме того, в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, администрация города Нижнего Новгорода считает, что в данном случае права, свободы и законные интересы истца не нарушаются и не оспариваются (отсутствует предмет спора), следовательно, нет оснований для удовлетворения его требований.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ТСЖ «Дом-14» ФИО3 исковые требования не признал. Пояснил, что ТСЖ «Дом-14» является ненадлежащим ответчиком по делу. Действиями ответчика права истца не нарушены.
Представитель третьего лица администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности ФИО4 полагал иск не подлежащим удовлетворению по доводам изложенными в отзыве на исковое заявление.
Иные участвующие в деле лица ТСЖ № 145,ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области извещены надлежащим образом, в суд представителей с надлежащими полномочиями не направили.
Суд, с учетом мнения сторон, находит возможным рассмотреть дело приданной явке лиц в судебное заседание.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации при этом предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260) (п. 1).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ 2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от (дата) установлены следующие обстоятельства: постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата)№... утвержден проект межевания территории в границах ... в части установления границ земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в том числе земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома № №... (ТСЖ «Дом-14»), №... корпус 2 (ТСЖ №...) по ....
В границах, установленных утвержденным проектом межевания территории, осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома №№ ... ..., с кадастровыми номерами №....
Правообладателемземельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 5115 кв.м.+/-25 кв.м. являются собственники помещений многоквартирного ..., расположенного по адресу: ....
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 1190 кв.м., являются собственники помещений многоквартирного дома № №..., расположенного по адресу: ....
Исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья №..., товариществу собственников жилья «Дом - 14» о признании соглашения о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки удовлетворены. Постановлено признать Исковые требования ФИО1 к товариществу собственников жилья №..., товариществу собственников жилья «Дом - 14»о признании соглашения о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки удовлетворены.
Постановлено признать соглашение о перераспределении земельных участков от (дата) недействительным в силу его ничтожности; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде: снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №..., №... постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 5115 кв.м. +/- 25 кв.м.; правообладатель - собственники помещений многоквартирного ..., расположенного по адресу: ...; постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., площадью 1190 кв.м., правообладатель - собственники помещений многоквартирного дома № №..., расположенного по адресу: ....
Указанное решение вступило в законную силу (дата) и установленные в нем обстоятельства имеют преюдициальное значения для разрешения настоящего спора.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников ...(дата) принято решение об установке шлагбаумов на территории рядом с домом.
Истцом предъявлены требования к ТСЖ "Дом-14" об обязании демонтировать шлагбаум, расположенный рядом с указанным домом.
В силу пунктов 7, 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, а также представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помимо прочего имущества земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из искового заявления следует, что на основании заявления истца была проведена проверка с привлечением сотрудников ОНД по г. Н. Новгороду, по результатам которой установлено, что шлагбаум на территории рядом с домом ... расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №... который находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме № №... в котором образовано ТСЖ № 14.
После вынесения Советским районным судом г. Н. Новгорода решения от (дата) и из представленного истцом заключения кадастрового инженера С.А.Г. следует, что указанный истцом шлагбаум располагается на территории не в границах земельного участка с кадастровым номером №..., а в границах №..., расположенного по адресу: ....
Таким образом, права, свободы и законные интересы истца действиями ответчика не нарушаются, истец как сособственник земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., имеет права с согласия остальных долевых сособствнников устранять самостоятельно препятствие в пользовании земельным участком.
Из представленных ответчиком справки, бухгалтерском балансе следует, что на балансе ТСЖ №... в качестве основных средств шлагбаума не числится.
Пункт 2.2. Правил благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 26.12.2018 г. N 272 устанавливает, что на территории общего пользования запрещается: устанавливать шлагбаумы, цепи, столбы, бетонные блоки и плиты, другие сооружения, устройства и объекты, создающие препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов и (или) проезду автотранспорта и (или) проведению уборочных работ на территории общего пользования, оборудование детских игровых, спортивных площадок, за исключение ограждающих устройств (ворот, калиток, шлагбаумов, декоративных ограждений, размещаемых на дворовых территориях многоквартирных домов, спортивных и детских площадок, разрешение на размещение, которых выдается в порядке, определенном постановлением Правительства Нижегородской области от 15 апреля 2015 г. № 213 « Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области»).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорный объект располагался на землях общего пользования.
Из представленных ответчиком фотографий установлено, что произведен демонтаж спорного шлагбаума, расположенного около дома № №... по адресу: ..., что не оспаривалось сторонами.
С учетом изложенных обстоятельств исковые требования ФИО1 к ТСЖ "Дом-14" об обязании демонтировать шлагбаум, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ "Дом-14" об обязании демонтировать шлагбаум, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья Д.Ю. Батырев