к делу № 2-1156/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Отрадная 19 октября 2022 года
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Северина Н.Н.,
при секретаре Чиж Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Прасолову И. В. о запрете эксплуатации воздушного судна,
у с т а н о в и л:
Карачаево-Черкесский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Прасолову И.В. о запрете эксплуатации воздушного судна.
Мотивирует свои требования тем, что Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой по результатам проверки, проведенной совместно с сотрудниками ЛОП на <адрес>, установлен факт выполнения полета на территории <адрес> Карачаево-Черкесской Республики вертолетом Ми-2, серийный №, принадлежащим Прасолову И.В., под управлением пилота ФИО3, не имеющего действующего удостоверения пилота гражданской авиации, с нарушениями законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, а также правил безопасности эксплуатации воздушного судна.
ДД.ММ.ГГГГ пилот ФИО3 незаконно использовал воздушное пространство, а именно осуществил полет на воздушном судне Ми-2, серийный №, над территорией завода ООО «Хаммер» вдоль автодороги «Черкесск-Пятигорск» в <адрес> Карачаево-Черкесской Республики. Допуск к управлению воздушным судном осуществлен на основании устной договоренности с собственником воздушного судна Прасоловым И.В. Полет осуществлен при отсутствии у вертолета Ми-2, серийный № государственной регистрации, судовой и полетной документации, летных документов, поисковых и аварийно-спасательных средств. Уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, радиосвязь с диспетчерами не велась. Об осуществлении взлета с незарегистрированной в установленном порядке посадочной площадки пилотом воздушного судна в Минераловодский Центр ОВД - филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» информация не представлена, разрешение соответствующего органа местного самоуправления не получено.
Просит запретить Прасолову И.В., а также иным лицам выполнять полеты в воздушном пространстве на воздушном судне - вертолете Ми-2, серийный №, до осуществления государственной регистрации воздушного судна, получения сертификата летной годности, а также выполнять полеты в воздушном пространстве на данном воздушном судне в целях осуществления коммерческой перевозки пассажиров и авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта воздушного судна. Запретить Прасолову И.В. передачу воздушного судна вертолета Ми-2, серийный № третьим лицам до осуществления государственной регистрации воздушного судна, получения сертификата летной годности.
Представитель Карачаево-Черкесской транспортной прокуратуры, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Прасолов И.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении адресованном суду просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.
Представитель третьего лица – межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой по результатам проверки, проведенной совместно с сотрудниками ЛОП на ст. Невинномысская, установлен факт выполнения полета на территории Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики вертолетом Ми-2, серийный №, принадлежащим Прасолову И.В., под управлением пилота ФИО3, не имеющего действующего удостоверения пилота гражданской авиации, с нарушениями законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, а также правил безопасности эксплуатации воздушного судна.
ДД.ММ.ГГГГ пилот ФИО3 незаконно использовал воздушное пространство, а именно осуществил полет на воздушном судне Ми-2, серийный №, над территорией завода ООО «Хаммер» вдоль автодороги «Черкесск-Пятигорск» в <адрес> Карачаево-Черкесской Республики, что подтверждается показаниями ФИО3, Прасолова И.В., видеозаписью полета.
Допуск к управлению воздушным судном осуществлен на основании устной договоренности с собственником воздушного судна Прасоловым И.В. Полет осуществлен при отсутствии у вертолета Ми-2, серийный № государственной регистрации, судовой и полетной документации, летных документов, поисковых и аварийно-спасательных средств.
Уведомление об использовании воздушного пространства в органы организации воздушного движения не направлялось, радиосвязь с диспетчерами не велась. Об осуществлении взлета с незарегистрированной в установленном порядке посадочной площадки пилотом воздушного судна в Минераловодский Центр ОВД - филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» информация не представлена, разрешение соответствующего органа местного самоуправления не получено.
Вертолет Ми-2, серийный № принадлежит Прасолову И.В. на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное ФАВТ Росавиации.
Статьей 1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьями 8, 33 ВК РФ определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации и обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 36 ВК РФ пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 ВК РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Наличие у лица сертификата (свидетельства) эксплуатанта является подтверждением его соответствия сертификационным требованиям, предъявляемым федеральными авиационными правилами к физическим и юридическим лицам, выполняющим авиационные работы.
Согласно ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию.
На борту гражданского воздушного судна в соответствии с требованиями ст. 67 ВК РФ должна находиться следующая документация: судовые документы, свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации, сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации, разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой, соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна, документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу ч. 4 ст. 88 ВК РФ, полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
Согласно ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
Статья 11 ВК РФ устанавливает, что использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которое осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Кроме того, в силу п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФАЛ № 138), использование воздушного пространства - это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения В соответствии с п. 124 ФАЛ № 138, уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.
Пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Согласно п. 133 организация воздушного пространства осуществляется центрами обслуживания воздушного движения в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
Также, в соответствии с п. 49 ФАП № 138 авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В силу п. 40.5 Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6, разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также с разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 238 УК РФ. Кроме того, ст. 171 УК РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Использование Прасоловым И.В., ФИО3 и иными лицами воздушного судна Ми-2, серийный №, для осуществления полетов, в том числе с целью выполнения возможных авиационных работ и коммерческой перевозки пассажиров, без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации воздушных судов; сертификатов летной годности и эксплуатанта; разрешения на бортовую радиостанцию; свидетельств пилотов и заключений ВЛЭК, а без аварийно-спасательных средств (маяков), противоречит действующему воздушному законодательству, является незаконным и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, при таких обстоятельствах, суд считает иск Карачаево-Черкесского транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
При таких обстоятельствах принятые меры по обеспечению иска в виде ареста на воздушное судно вертолет Ми-2, серийный №, по вступлении решения в законную силу, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Прасолову И. В. о запрете эксплуатации воздушного судна - удовлетворить.
Запретить Прасолову И. В. эксплуатацию воздушного судна - вертолета типа «Ми-2», заводской №, а так же его передачу для эксплуатации третьим лицам, выполнение полетов в воздушном пространстве без соответствующего уведомления органов аэронавигации до получения им свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата эксплуатанта и сертификата лётной годности воздушного судна.
Взыскать с Прасолова И. В. в доход бюджета Отрадненского района Краснодарского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Отменить меры по обеспечению иска в виде ареста на воздушное судно вертолет Ми-2, серийный №, по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Северин