ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1157/20 от 16.04.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 апреля 2020 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ашурковой А.П.,

с участием прокурора Антоновой А.М.

при секретаре Козулиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1157/2020 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Юго-Запад» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,

У с т а н о в и л:

Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском об обязании ООО «УК «Юго-Запад» определить подразделения или должностных лиц ООО «УК «Юго-Запад», ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ООО «УК «Юго-Запад»; разработать и принять кодекс профессиональной этики ООО «УК «Юго-Запад»; разработать и принять локальный акт ООО «УК «Юго-Запад», которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «УК «Юго-Запад», позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции); существить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в ООО «УК «Юго-Запад», антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте учреждения.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой г.Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» и исполнения задания прокуратуры Самарской области № ИсРАЙнд07/1-3674-19/07-54-2019 от 29.01.2019 проведена проверка, по результатам которой установлено, в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в ООО «УК «Юго-Запад» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «УК «Юго-Запад» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2020 год не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в организации в истекшем периоде не реализовывались.

В целях устранения указанных выше нарушений 25.03.2020г. прокурором г. Сызрани в адрес ООО «УК «Юго-Запад» внесено представление, по результатом рассмотрения которого ответчиком представлены сведения о том, что разработка локальных актов в сфере противодействия коррупции запланирована, однако сроки устранения нарушений не определены, фактически меры, предусмотренные ст. 13. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», организацией не приняты.

Между тем, неисполнение требований законодательства в части предотвращения, профилактики коррупции, в том числе путем принятия и реализации предусмотренных законом локальных актов, нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Эффективность использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, в том числе распоряжение средствами, полученными от физических и юридических лиц, принятие управленческих решений, управление общим имуществом, ведение договорной работы в отсутствие принятых мер по противодействию коррупционным правонарушениям, создает риски для их проявления.

В связи с выявленными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности организации в области противодействия коррупции, осуществляющей на территории г.о. Сызрань публично значимые функции по управлению общим имуществом собственников МКД, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем обратился в суд с иском.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.о. Сызрань ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ООО «УК «Юго-Запад» в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия их представителя, в связи с чем, суд определил, рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из преамбулы Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействием коррупции является деятельность в том числе, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по направлениям предупреждения коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Статьей статьи 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций (независимо от форм собственности) разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Данные меры включают в себя: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

При этом требования закона о принятии мер по профилактике коррупции являются едиными для организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции указан принцип публичности и открытости деятельности.

Судом установлено, что прокуратурой г.Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» и исполнения задания прокуратуры Самарской области № ИсРАЙнд07/1-3674-19/07-54-2019 от 29.01.2019 проведена проверка, по результатам которой установлено, что в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в ООО «УК «Юго-Запад»не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «УК «Юго-Запад» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2020 год не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в организации в истекшем периоде не реализовывались.

В целях устранения указанных выше нарушений 25.03.2020г. прокурором г. Сызрани в адрес ООО «УК «Юго-Запад» внесено представление, по результатом рассмотрения которого ответчиком представлены сведения о том, что разработка локальных актов в сфере противодействия коррупции запланирована, однако сроки устранения нарушений не определены, фактически меры, предусмотренные ст. 13. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», организацией не приняты.

Неисполнение требований законодательства в части предотвращения, профилактики коррупции, в том числе путем принятия и реализации предусмотренных законом локальных актов нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В связи с указанными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности ООО «УК «Юго-Запад» в области противодействия коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, антикоррупционная политика должна быть разработана в соответствии с ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поэтому исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц ООО «УК «Юго-Запад» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Юго-Запад» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, удовлетворить.

Обязать ООО «Управляющая компания «Юго-Запад» принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции», а именно:

определить подразделения или должностных лиц ООО «Управляющая компания «Юго-Запад», ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ООО «УК «Юго-Запад»;

разработать и принять кодекс профессиональной этики ООО «УК «Юго-Запад»;

разработать и принять локальный акт ООО «УК «Юго-Запад»; которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы ООО «УК «Юго-Запад», позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции);

обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в ООО «УК «Юго-Запад» антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте учреждения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: