№ 2-1157/2014РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 27 июня 2014 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского в составе судьи Курина Д. В.,
с участием представителя истца –старшего помощника прокурора г. Каменска-Уральского Свердловской области Пермяковой Т. И.,
представителя ответчика Отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницина А. М., действующего на основании доверенности от 11.06.2014 года,
представителя ответчика Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» Губина В. А., действующего на основании доверенности от 19.03.2014 года,
при секретаре Щавелюк С. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании незаконным бездействия и об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Отраслевому органу администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании незаконным бездействия и об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории г. Каменска-Уральского слева от въезда в коллективный сад № в 100 м. от проезжей части Колчеданского тракта.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, указав, что в ходе проведения прокурорской проверки *** обнаружена свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории г. Каменска-Уральского слева от въезда в коллективный сад № в 100 м. от проезжей части Колчеданского тракта, площадью 3 на 2 м., объемом около 3 куб. м. Согласно Законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к компетенции органов местного самоуправления. Из Устава МО «Город Каменск-Уральский» следует, что к вопросам местного значения относятся организация сбора, переработки, вывоза и утилизации бытовых отходов. Согласно решению Городской думы № 24 от 26.11.2008 г., в компетенцию отраслевого органа по городскому хозяйству входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из Устава МКУ «Управление городского хозяйства» следует, что оно находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий. Бездействия ответчиков нарушают права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории г. Каменска-Уральского, на благоприятную окружающую среду. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству исковые требования не признал и пояснил, что Отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству в соответствии с Положением организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Являясь главным распорядителем бюджетных средств, Отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству распределяет бюджетные средства в рамках муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на ***», в составе которой имеется подпрограмма «Природоохранная деятельность», содержащая раздел «Организация сбора и вывоза к месту последующего захоронения (утилизации) опасных отходов», ответственным исполнителем по указанному разделу является МКУ «Управление городского хозяйства». Отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству по отношению к МКУ «Управление городского хозяйства» является главным распорядителем средств, в силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель не наделен полномочиями контроля за выполнением работ подведомственными учреждениями, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Ликвидация несанкционированных свалок проводится силами подрядной организации, выбираемой на основе торгов. Средства по указанному разделу МКУ «Управление городского хозяйства» в размере *** руб. выделены в полном объеме. Таким образом, в действиях ответчика Отраслевой орган администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству не имеется незаконного бездействия.
Представитель ответчика Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ») исковые требования не признал и пояснил, что факт выявления и наличия свалки, указанной в акте прокурорской проверки, они не отрицают. Средства для ликвидации свалок получены в полном объеме, однако *** и *** торги по лоту «Сбор и вывоз промышленных отходов к месту последующего захоронения (утилизации) в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» не состоялись. В настоящее время предпринимаются попытки утилизации свалок путем заключения контрактов на сумму не более, чем по *** руб., при заключении контрактов свалки будут ликвидированы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из требований п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Часть 3 ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из ст. 13 названного закона следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» (п. п. 1, 11, 24 ч. 1 ст. 5), к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа (далее - местный бюджет) и контроль за исполнением местного бюджета; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 1.4 Положения об Отраслевом органе администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству (утв. Решением Городской Думы от 26 ноября 2008 г. № 24), орган администрации наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств. Из п. 3.12 Положения следует, что к компетенции органа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением главы города Каменска-Уральского от 19.04.2011 г. № 445 создано муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства». Согласно Устава указанного учреждения, утвержденного Приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» от 12.05.2011г № 142, учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 1.7 Устава) и, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий.
Из требований ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не усматривается наличия у главного распорядителя бюджетных средств наличия функции контроля за непосредственным выполнением работ получателем бюджетных средств.
Согласно постановлению администрации г. Каменска-Уральского № 1793 от 09.12.2013 года, утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский», согласно приложению № 10 к муниципальной программе утверждена подпрограмма «Природоохранная деятельность», утвержден план мероприятий по выполнению подпрограммы «Природоохранная деятельность», в том числе с выделением денежных средств на *** (л. д. 25-33). Средства на *** для МКУ «УГХ» выделены, что не отрицается сторонами по делу.
Согласно сведений по проведению торгов, *** и *** МКУ «УГХ» были проведены торги в форме электронного аукциона, которые не состоялись (л. д. 37-42).
Из акта проверки природоохранного законодательства от *** года, проведенной помощником прокурора, следует, что *** обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории г. Каменска-Уральского слева от въезда в коллективный сад № в 100 м. от проезжей части Колчеданского тракта на площади 3 на 2 м., объемом 3 куб. м. (л. д. 8-9)
Из представленных суду доказательств, пояснений ответчиков следует, что на настоящее время свалка не ликвидирована.
Суд приходит к выводу о том, что в действиях Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству нет признаков незаконного бездействия, поскольку им в рамках принятой муниципальной программы выделены в достаточном объеме бюджетные средства МКУ «УГХ», необходимые для организации работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, дальнейшие действия по непосредственному выявлению и ликвидации указанных свалок в компетенцию Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству не входят.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что со стороны Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» имеет место факт незаконного бездействия, поскольку указанная в иске свалка до момента прокурорской проверки специалистами ответчика выявлена не была, и на настоящее время не ликвидирована. Сам факт несостоявшихся торгов по освоению средств муниципального бюджета, выделенных на цели сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не свидетельствует о том, что ответчиком сделано все необходимо для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а именно ликвидация указанной несанкционированной свалки, имеющей небольшой объем, была возможна путем ее своевременного обнаружения и заключения контракта на ее ликвидацию помимо проведения электронного аукциона.
В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание виды, объёмы и специфику подлежащих выполнению мероприятий, временные и материальные затраты на соблюдение требуемых процедур, исходя из требования разумности, суд с учётом изложенного выше приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, обоснованны и будут исполнимы в срок до *** года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании незаконным бездействия и об обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», выразившееся в неприятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории г. Каменска-Уральского слева от въезда в коллективный сад № в 100 м. от проезжей части Колчеданского тракта.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории г. Каменска-Уральского слева от въезда в коллективный сад № в 100 м. от проезжей части Колчеданского тракта.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через канцелярию Красногорского районного суда.
Мотивированное решение вынесено ***.
Судья: Курин Д. В.