ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1157/2022 от 27.01.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2-1157/2022

УИД 54RS0007-01-2020-005073-04

Решение

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года г.Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в составе:

Судьи Сидорчук М.В.,

при секретаре Духовниковой Л.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к мэрии <адрес> о понуждении к совершению действий,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнений (л.д.213-214 т.1) просит обязать мэрию города Новосибирска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – тепловой сети от ТК 0304А по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская, включая ТК 0304А1; обязать мэрию города Новосибирска определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит бесхозяйная тепловая сеть от ТК 0304А по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская, включая ТК 0304А1, в обоснование указав, что является собственником <адрес>. С 15 июня по 01.08.2020 в доме отсутствовало горячее водоснабжение, которое обеспечивает поставщик горячей воды АО «СИБЭКО». Жильцы дома были уведомлены об отключении горячей воды на период для проведения испытаний на теплотрассе, но по окончании указанного периода испытаний горячее водоснабжение поставщиком восстановлено не было. Участок теплотрассы является бесхозным. При наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по постановке такого имущества на специальный учет и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, которая должна осуществлять содержание и обслуживание тепловых сетей. Бездействие органа местного самоуправление, препятствующее надлежащему потреблению коммунальных услуг, и явилось основанием для обращения с указанным иском в суд.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.126 т.2), представила дополнительные письменные пояснения (л.д.86-87 т.2).

Представитель ответчика – мэрии города Новосибирска – ФИО3, действующая на основании доверенности (134-135 т.2), в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила возражения на иск, из которых следует, что согласно письму управления муниципального имущества департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 25.01.2022 №31/22/00888 указанный участок теплотрассы поставлен 19.10.2021 на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Новосибирской области. Мэрией города Новосибирска подготовлен проект постановления мэрии города Новосибирска «Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения в Октябрьском районе города Новосибирска». Указанный проект согласован почти со всеми структурными подразделениями мэрии города Новосибирска, а также с АО «СИБЭКО» и МУП «Энергия» г.Новосибирска. Однако Федеральным законом от 02.07.2021 №348-ФЗ в статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» внесены изменения, согласно которым для определения теплоснабжающей организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный недвижимый объект, необходимо разрешение на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения. Поскольку до настоящего времени указанное разрешение Ростехнадзором не выдано, то окончательное согласование и принятие указанного проекта постановления пока не представляется возможным (л.д.136-138 т.1).

Представитель третьего лица по делу – ООО «Фактор успеха» – ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.204 т.1), в судебном заседании исковые требования сочла обоснованными, поддержала письменный отзыв на исковое заявление (л.д.36-40, 199-203, 207-209 т.1, л.д.106-109 т.2), дополнительно пояснив, что ответчику было известно о том, что спорный участок теплотрассы – это бесхозяйное имущество, с 2018 года, однако ответчик начал совершать действия в рамках полномочий только в 2021 году. С учетом изложенного, а также того, что условия для ввода объекта в эксплуатацию также должны быть обеспечены органом местного самоуправления, полагала, что установление для ответчика срока исполнения в 30 дней вполне достаточно для определения теплосетевой организации. Толкование закона представителем АО «СИБЭКО» сочла ошибочным, приводящим к той же правовой неопределенности, которая была до внесения изменений в закон «О теплоснабжении». Не оспаривала, что пункт 1 уточненных исковых требований в период рассмотрения дела в суде был исполнен.

Представитель третьего лица по делу – АО «СИБЭКО» – ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д.105 т.2), в судебном заседании исковые требования сочла обоснованными частично, представила письменные пояснения (л.д.35, 121-122 т.1, л.д.149-150 т.2), полагала необходимым установить ответчику срок для определения теплосетевой организации в 30 дней, но не ранее приведения объекта в соответствие с требованиями безопасности. Также не оспаривала, что пункт 1 уточненных исковых требований в период рассмотрения дела в суде был исполнен.

Представитель третьего лица по деду – Администрации Октябрьского района г.Новосибирска – в судебное заседание не явился, извещен, направил письменный отзыв на иск (л.д.136-138 т.2), согласно которому требования истца счел необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку 30.07.2021 администрацией Октябрьского района города Новосибирска во исполнение п.2.2 постановления мэрии города Новосибирска от 16.05.2011 №4074 «Об утверждении порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи» в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска направлен акт осмотра и схема расположения теплотрассы 2 Ду 150 мм от ТК-0304а (ул.Автогенная) до ТК-0304а (ул.Черемховская) для подготовки документов для приобретения муниципальной собственности.

Представитель третьего лица по делу – ООО УК "Домовой +" – в судебное заседание не явился, извещен (л.д.83-84 т.2), о причине неявки не сообщил.

Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно выписке из ЕГРП ФИО2 является собственником <адрес> (л.д.11-13 т.1).

Указанный многоквартирный дом подключен к теплотрассе от ТК 0304А по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская, включая ТК 0304А1.

Из искового заявления следует, что с 15.06.2020 по 01.08.2020 в доме отсутствовало горячее водоснабжение, что нарушило права жильцов указанного многоквартирного дома на потребление коммунальных услуг надлежащего качества.

Длительное отсутствие горячего водоснабжение было обусловлено наличием дефектов теплотрасы.

Согласно положениям ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом но договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей возлагается на энергоснабжающую организацию.

В силу п.2 ст.548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения, установленные ст.539-547 ГК РФ, применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой.

В случаях неисполнения теплоснабжающими или теплосетевыми организациями своих обязательств, обязанность организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей частью 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ответа Росреестра право собственности на участок тепловой сети от ТК 0304A по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская ни за кем не зарегистрировано (л.д.66 т.1).

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ст.225 ГК РФ).

Согласно положениям ст.15 Федерального закона РФ «О теплоснабжении» от 27.07.2010N190-ФЗ в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.

До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.

В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.

С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления.

Согласно письму управления муниципального имущества департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 25.01.2022 №31/22/00888 (л.д.130 т.1) спорный участок теплотрассы поставлен 19.10.2021 на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Новосибирской области.

Таким образом, пункт 1 уточненных исковых требований истца выполнен ответчиком добровольно в период нахождения дела в суде, в связи с чем возложение на ответчика данной обязанности на основании судебного решения уже является излишним.

Мэрией города Новосибирска подготовлен проект Постановления мэрии города Новосибирска «Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения в Октябрьском районе города Новосибирска» (л.д.131-134 т.2).

Указанный проект согласован почти со всеми структурными подразделениями мэрии города Новосибирска, а также с АО «СИБЭКО» и МУП «Энергия» г.Новосибирска.

Однако, так как Федеральным законом от 02.07.2021 №348-ФЗ в статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» внесены изменения, согласно которым для определения теплоснабжающей организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный недвижимый объект, необходимо разрешение на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения, поскольку до настоящего времени указанное разрешение Ростехнадзором не выдано, то окончательное согласование и принятие указанного проекта постановления до настоящего времени не реализовано.

Принимая во внимание срок, с момента которого органу местного самоуправления стало известно о наличии бесхозяйного имущества и возникновении обязанности по постановке его на учет и совершению действий по определению теплоснабжающей организации, то, что в нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества организация, которая должна осуществлять содержание и обслуживание участка теплотрассы, до настоящего времени ответчиком не определена, доказательств невозможности или совершения всех возможных мер по своевременному исполнению муниципальных функций ответчиком в суд не представлено, нарушенные права истца подлежат судебной защите, в связи с чем суд обязывает мэрию города Новосибирска определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит бесхозяйная тепловая сеть от ТК 0304А по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская, включая ТК 0304А1.

В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ).

Исходя из указанной нормы права, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, что является достаточным и разумным исходя из существа обязательства.

Иное определение срока повлечет правовую неопределенность в моменте восстановления нарушенных прав истца, так как будет зависеть от действий самого же ответчика.

Вопрос о распределении судебных расходов по делу сторонами не ставился, в связи с чем судом не разрешался.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Обязать мэрию г.Новосибирска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит бесхозяйная тепловая сеть от ТК 0304А по ул.Автогенная до ТК 0304А1 по ул.Черемховская, включая ТК 0304А1.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2022.

Судья: «подпись» М.В. Сидорчук