ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1157/2023 от 26.10.2023 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1157/2023

УИД: 42RS0037-01-2023-001808-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего судьи Корытникова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.,

с участием:

помощника прокурора Тарасова В.В.,

г. Юрга Кемеровской области 26 октября 2023 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргинского муниципального округа, Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в Юргинский городской суд с иском к Администрации Юргинского муниципального округа, Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры проведена проверка информации, поступившей от сопредседателя Регионального штаба ОНФ в Кемеровской области — Кузбассе Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» СЮ.П. о нарушениях жилищного законодательства.

Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и, которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2013 № 497 утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Кроме того, рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области: определить орган, уполномоченный на предоставление информации в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и организовать его деятельность в соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; утвердить регламент взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений многоквартирных домов, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами и управляющими организациями в сфере мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (далее - Порядок), мониторинг технического состояния многоквартирных домов (далее - мониторинг) - проведение мероприятий по оценке технического состояния многоквартирных домов, в том числе сбор, систематизация и анализ информации о техническом состоянии всех многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области -Кузбасса.

Одной из задач мониторинга является формирование и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на основе достоверных данных о техническом состоянии многоквартирных домов (пункт 1.7 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка к функциям уполномоченного органа, то есть органа (структурного подразделения органа), уполномоченного органами местного самоуправления на представление информации в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов, относятся, в том числе и представление сведений (показателей) технического состояния многоквартирных домов в соответствии с перечнем, сроками, порядком их представления, установленных координатором; представление информации по формам и в сроки, установленные настоящим Порядком.

Распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 29.12.2018 № 549-р «О распределении обязанностей между главой Юргинского муниципального района и заместителями главы Юргинского муниципального района» определено, что заместитель главы Юргинского муниципального района -начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа определяет совместно со структурными подразделениями политику в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, благоустройства и жилищной сферы, взаимодействуя в работе с исполнительными органами государственной власти Кемеровской области.

В соответствии с Положением об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа (далее - Управление), утвержденным решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020 № 71, основными задачами Управления являются формирование и проведение единой политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, обеспечения комплексного развития отрасли Юргинского муниципального округа (пункт 2.1). Основными функциями Управления являются обеспечение ткущего мониторинга, контроль выполнения программ Управления (пункт 3.15), обеспечение более рационального, эффективного и целевого расходования бюджетных средств на текущую деятельность и развитие жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта и капитального строительства объектов, расположенных на территории Юргинского муниципального округа.

Таким образом, уполномоченным органом местного самоуправления на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального округа, является Управление.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, обследование всех многоквартирных домов осуществляется уполномоченными органами до 1 сентября каждого года. Графиком устанавливается точная дата обследования каждого многоквартирного дома, расположенного на территории муниципального образования. По результатам обследования на каждый многоквартирный дом уполномоченными органами составляется акт технического состояния многоквартирного дома по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. В течение 10 рабочих дней с момента проведения обследования уполномоченные органы представляют оператору акт технического состояния многоквартирного дома на бумажном носителе, а также в электронном виде (в формате Excel).

В целях проведения мониторинга начиная с 2013 года уполномоченные органы в срок до 15 ноября каждого года утверждают и согласовывают с оператором график проведения технического обследования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования (далее - график), на предстоящий год по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Проверкой установлено, что мониторинг технического состояния многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального округа в 2022 году Управлением проводился в период с апреля по июль 2022 года. Общее количество многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального округа, охваченных проведенными мероприятиями мониторинга составляет 99, со специалистом НО «Фонд капитального ремонта» была дополнительно отработана информация по форме «Сводный перечень о техническом состоянии МКД Юргинского муниципального округа включенных в региональную программу капитального ремонта».

Вместе с тем, в установленный действующим законодательством срок, то есть в течение 10 рабочих дней с момента проведения обследования, Управлением акты технического состояния многоквартирных домов муниципального образования в уполномоченный орган, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», не направлены.

По выявленным нарушениям прокуратурой 07.12.2022 в адрес Главы Юргинского муниципального округа было внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения были признаны обоснованными, указано о направлении актов технического осмотра в уполномоченный орган в марте 2023 года.

Из дополнительно представленной в межрайонную прокуратуру информации следует, что до настоящего времени данная обязанность Управлением не исполнена, акты технического состояния многоквартирных домов в уполномоченный орган не направлены.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Порядка, на основании полученных от уполномоченных органов актов технического состояния многоквартирных домов оператор в срок до 1 ноября каждого года, начиная с 2014 года, направляет координатору предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, неисполнение Управлением возложенных законом обязанностей приводит к отсутствию у оператора, то есть НО «Фонда капитального ремонта» достоверных сведений о техническом состоянии многоквартирных домов, что препятствует направлению координатору, то есть Министерству жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, что препятствует актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также оценке потребности в финансовых ресурсах.

Неисполнение Управлением своих обязанностей нарушает права жителей многоквартирных домов Юргинского муниципального округа, поскольку препятствует проведению мероприятий по капитальному ремонту в установленные законодательством сроки.

Распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 29.12.2018 № 549-р «О распределении обязанностей между главой Юргинского муниципального района и заместителями главы Юргинского муниципального района» определено, что заместитель главы Юргинского муниципального района - начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа определяет совместно со структурными подразделениями политику в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, благоустройства и жилищной сферы, взаимодействуя в работе с исполнительными органами государственной власти Кемеровской области.

В соответствии с Положением об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа (далее - Управление), утвержденным решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020 №71, основными задачами Управления являются формирование и проведение единой политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, обеспечения комплексного развития отрасли Юргинского муниципального округа (пункт 2.1). Основными функциями Управления являются обеспечение ткущего мониторинга, контроль выполнения программ Управления (пункт 3.15), обеспечение более рационального, эффективного и целевого расходования бюджетных средств на текущую деятельность и развитие жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта и капитального строительства объектов, расположенных на территории Юргинского муниципального округа.

Таким образом, уполномоченным органом местного самоуправления на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального via, является Управление, соответственно, именно Управление будет являться надлежащим ответчиком по исполнению требований о подготовке и направлению в НО «Фонд капитального ремонта» актов технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ».

Согласно пунктам 1.4, 1.5 Положения об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа, Управление обладает правами юридического лица, и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник его имущества, то есть администрация Юргинского муниципального округа.

Следовательно, администрация Юргинского муниципального округа несет субсидиарную ответственность по исполнению заявленных требований прокурора при недостаточности у учреждения денежных средств для выполнения заявленных требований.

Просит суд:

1. обязать Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа подготовить и направить в НО «Фонд капитального ремонта» акты технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ»;

2. обязать администрацию Юргинского муниципального округа обеспечить финансирование расходов на подготовку и направление в НО «Фонд капитального ремонта» актов технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ»;

3. в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Тарасов В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и, которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.11.2013 № 497 утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Кроме того, рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области: определить орган, уполномоченный на предоставление информации в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и организовать его деятельность в соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; утвердить регламент взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений многоквартирных домов, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами и управляющими организациями в сфере мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (далее - Порядок), мониторинг технического состояния многоквартирных домов (далее - мониторинг) - проведение мероприятий по оценке технического состояния многоквартирных домов, в том числе сбор, систематизация и анализ информации о техническом состоянии всех многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области -Кузбасса.

Одной из задач мониторинга является формирование и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на основе достоверных данных о техническом состоянии многоквартирных домов (пункт 1.7 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка к функциям уполномоченного органа, то есть органа (структурного подразделения органа), уполномоченного органами местного самоуправления на представление информации в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов, относятся, в том числе и представление сведений (показателей) технического состояния многоквартирных домов в соответствии с перечнем, сроками, порядком их представления, установленных координатором; представление информации по формам и в сроки, установленные настоящим Порядком.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, обследование всех многоквартирных домов осуществляется уполномоченными органами до 1 сентября каждого года. Графиком устанавливается точная дата обследования каждого многоквартирного дома, расположенного на территории муниципального образования. По результатам обследования на каждый многоквартирный дом уполномоченными органами составляется акт технического состояния многоквартирного дома по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. В течение 10 рабочих дней с момента проведения обследования уполномоченные органы представляют оператору акт технического состояния многоквартирного дома на бумажном носителе, а также в электронном виде (в формате Excel).

В целях проведения мониторинга начиная с 2013 года уполномоченные органы в срок до 15 ноября каждого года утверждают и согласовывают с оператором график проведения технического обследования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования (далее - график), на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Порядка, на основании полученных от уполномоченных органов актов технического состояния многоквартирных домов оператор в срок до 1 ноября каждого года, начиная с 2014 года, направляет координатору предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 29.12.2018 № 549-р «О распределении обязанностей между главой Юргинского муниципального района и заместителями главы Юргинского муниципального района» определено, что заместитель главы Юргинского муниципального района -начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа определяет совместно со структурными подразделениями политику в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, благоустройства и жилищной сферы, взаимодействуя в работе с исполнительными органами государственной власти Кемеровской области.

В соответствии с Положением об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа (далее - Управление), утвержденным решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020 № 71, основными задачами Управления являются формирование и проведение единой политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, обеспечения комплексного развития отрасли Юргинского муниципального округа (пункт 2.1). Основными функциями Управления являются обеспечение ткущего мониторинга, контроль выполнения программ Управления (пункт 3.15), обеспечение более рационального, эффективного и целевого расходования бюджетных средств на текущую деятельность и развитие жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта и капитального строительства объектов, расположенных на территории Юргинского муниципального округа.

Таким образом, уполномоченным органом местного самоуправления на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального района, является Управление, соответственно, именно Управление будет являться надлежащим ответчиком по исполнению требований о подготовке и направлению в НО «Фонд капитального ремонта» актов технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ».

Судом установлено, что в целях проведения мониторинга начиная с 2013 года уполномоченные органы в срок до 15 ноября каждого года утверждают и согласовывают с оператором график проведения технического обследования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования (далее - график), на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Мониторинг технического состояния многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального округа в 2022 году Управлением проводился в период с апреля по июль 2022 года. Общее количество многоквартирных домов на территории Юргинского муниципального округа, охваченных проведенными мероприятиями мониторинга составляет 99, со специалистом НО «Фонд капитального ремонта» была дополнительно отработана информация по форме «Сводный перечень о техническом состоянии МКД Юргинского муниципального округа включенных в региональную программу капитального ремонта».

Вместе с тем, в установленный действующим законодательством срок, то есть в течение 10 рабочих дней с момента проведения обследования, Управлением акты технического состояния многоквартирных домов муниципального образования в уполномоченный орган, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», не направлены.

По выявленным нарушениям прокуратурой 07.12.2022 в адрес Главы Юргинского муниципального округа было внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения были признаны обоснованными, указано о направлении актов технического осмотра в уполномоченный орган в марте 2023 года.

Из дополнительно представленной в межрайонную прокуратуру информации следует, что до настоящего времени данная обязанность Управлением не исполнена, акты технического состояния многоквартирных домов в уполномоченный орган не направлены.

Таким образом, неисполнение Управлением возложенных законом обязанностей приводит к отсутствию у оператора, то есть НО «Фонда капитального ремонта» достоверных сведений о техническом состоянии многоквартирных домов, что препятствует направлению координатору, то есть Министерству жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, что препятствует актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также оценке потребности в финансовых ресурсах.

Неисполнение Управлением своих обязанностей нарушает права жителей многоквартирных домов Юргинского муниципального округа, поскольку препятствует проведению мероприятий по капитальному ремонту в установленные законодательством сроки.

Согласно пунктам 1.4, 1.5 Положения об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, Управление обладает правами юридического лица, и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник его имущества, то есть администрация Юргинского муниципального округа.

Следовательно, администрация Юргинского муниципального округа несет субсидиарную ответственность по исполнению заявленных требований прокурора при недостаточности у учреждения денежных средств для выполнения заявленных требований.

С учетом того, что обстоятельства указанные в исковом заявлении, подтверждаются представленными доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд полагает, что срок для проведения указанных мероприятий, предложенный истцом, является обоснованным, поэтому устанавливает ответчикам для проведения указанных мероприятий срок в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Юргинского межрайонного прокурора (ИНН ***, ОГРН ***), действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Юргинского муниципального округа (ИНН ***, ФИО1), Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа (ИНН ***, ОГРН ***) о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа подготовить и направить в НО «Фонд капитального ремонта» акты технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ».

Обязать администрацию Юргинского муниципального округа обеспечить финансирование расходов на подготовку и направление в НО «Фонд капитального ремонта» актов технического состояния многоквартирных домов муниципального образования «Юргинский муниципальный округ».

Установить срок в течение, которого указанные действия должны быть совершены в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Юргинского городского суда - подпись - А.Н. Корытников

Мотивированное решение суда составлено 02.11.2023.