ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1158/19 от 10.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2019 года Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,

с участием прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области Гармаш С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1158/2019 прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Технология» о возложении обязанности принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

07 мая 2019 года прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Урал-Технология», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять надлежащие меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

В обоснование заявленных требований указано, что в феврале 2019 прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил во исполнение пункта 13 раздела II Комплексного плана мероприятий о противодействию коррупции прокуратуры Свердловской области наа 2018 2021 годы, проведен анализ исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции со стороны ООО «Урал-Технология», фактический адрес производства: г. Нижний Тагил, Дзержинский район, карьер Валегин Бор, юридический адрес: ул.Огаркова, д. 5/6, оф. 324, г. Нижний Тагил. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ООО «Урал-Технология», не надлежащим образом исполняет обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Согласно представленного ответа на требование прокурора, в ООО «Урал-Технология» ответственным за профилактику коррупции и иных нарушений является конкурсный управляющий; все решения о заключении гражданско-правовых договоров и по осуществлению иных действий осуществляются конкурсным управляющим под контролем и надзором арбитражного суда и собрания кредиторов. Однако, копия приказа о назначении ответственною за профилактику коррупции в организации не представлена, доказательства разработки и принятия в организации антикоррупционной политики, а также информирования работников о принятой в организации антикоррупционной политике, не представлены. Доказательства разработки и принятия в организации положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов, а также информирования работников о принятии таких документов, не представлены. Кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Урал-Технология» отсутствует. 25.02.2019 в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, прокурором района в адрес конкурсного управляющего ООО «Урал-Технология» Кочетова Л.В. внесено представление об устранении нарушений закона. 11.03.2019 в прокуратуру района из ООО «Урал-Технология» поступил ответ на представление, из которого следует, что с 29.10.2018 юридическое лицо находится в процедуре конкурсного производства, цель которой получение максимальной выручки от реализации имущества для удовлетворения требований кредиторов. Согласно п. 1 ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом. По указанным причинам в ООО «Урал-Технология» не может быть разработано и утверждено положение о противодействии коррупции, а меры по предупреждению коррупции фактически осуществляются посредством проведения в отношении предприятия строго формализованной процедуры банкротства. При этом, какие-либо документы, свидетельствующие о принятии на предприятии мер по противодействию коррупции, к ответу не приложены. Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации, отраслевой принадлежности, численности его работников и иных обстоятельств. Бездействие ответчика создает условия для проявления коррупции в коммерческих структурах и в обществе, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, правовые основы федерального антикоррупционного законодательства.

В судебном заседании прокурор Гармаш С.Ю. поддержал основание и предмет исковых требований по доводам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Урал-Технология», конкурсный управляющий Кочетов А.В., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации юридического лица, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.

С согласия истца дело рассмотрено в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

12.10.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации ООО «Урал-Технология» за основным государственным регистрационным номером 110665911227.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2018 ООО «Урал-Технология» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производством сроком на 6 месяцев.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Судом установлено, что в феврале 2019 года прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил во исполнение пункта 13 раздела II Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции прокуратуры Свердловской области на 2018 -2021 годы, проведен анализ исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции со стороны ООО «Урал-Технология».

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ООО «Урал-Технология», не надлежащим образом исполняет обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.

Из ответа ООО «Урал-Технология» от 05.02.2019 следует, что с 2015 года в штате ООО «Урал-Технология» бывшие государственные и муниципальные служащие отсутствовали и до настоящего времени в штат не принимались. ООО «Урал-Технология» приняты меры по предупреждению коррупции, ответственным за профилактику коррупции и иных нарушений является конкурсный управляющий; все решения о заключении гражданско-правовых договоров и по осуществлению иных действий осуществляются конкурсным управляющим под контролем и надзором арбитражного суда и собрания кредиторов.

25.02.2019, в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, прокурором района в адрес конкурсного управляющего ООО «Урал-Технология» Кочетова Л.В. внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответа ООО «Урал-Технология» от 07.03.2019 реализация положений ФЗ «О противодействии коррупции» не может приводить к ущемлению прав и законных интересов конкурсных кредиторов (в частности, в случае привлечения к работе сотрудника для возложения на него обязанности за профилактику коррупции в организации расходы на оплату труда такого сотрудника приведут к увеличению расходов обязательств должника, что недопустимо), в связи с чем соответствующие полномочия осуществляются непосредственного конкурсным управляющим как субъектом профессиональной деятельности. По аналогичным причинам в ООО «Урал-Технология» не может быть разработано и утверждено положение о противодействии коррупции, а меры по предупреждению коррупции фактически осуществляются посредством проведения в отношении предприятия строго формализованной процедуры банкротства.

В нарушении ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приказа о назначении ответственного лица за профилактику коррупции, доказательства разработки и принятия в организации антикоррупционной политики, а также информирования работников о принятой в организации антикоррупционной политике, ответчиком суду не предоставлено.

Как и не предоставлено стороной ответчика доказательств разработки и принятия в организации положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов, информирования работников о принятии таких документов, кодекса этики и служебного поведения работников ООО «Урал-Технология».

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае, ели от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка, и совершение коррупционных правонарушений иди правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции, поставлены задачи па ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях. Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы. Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы.

Национальный план противодействия коррупции определяет основной задачей реализацию требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, предусматривает формирование системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики в негосударственном секторе.

Деятельность по предупреждению коррупции основывается не только на нормах права, но и на указаниях и требованиях органов власти и высших должностных лиц государства - управленческих решениях.

С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013.

Методические рекомендации предусматривают проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также предусматривают обязательное требование по разработке и принятию единого документа с одноименным названием «Антикоррупционная политика», который включает в себя комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, а также иных локальных нормативных актов и методических материалов, направленных па профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации.

В соответствии с Антикоррупционной политикой организации (юридические лица) в РФ обязаны реализовывать требования единого Антикоррупционного стандарта при проведении антикоррупционного контроля в закупочной деятельности, осуществлять конкурентные закупки, руководствуясь объективными критериями при выборе поставщиков, формировать стандарты прозрачного бизнеса. Антикоррупционный стандарт включает в себя, в том числе, предоставление информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведений о структуре исполнительных органов. Данная информация позволяет получить сведения о деловой репутации юридического лица, репутации его руководства и собственников, об уровне благонадежности, причастности к реестру недобросовестных поставщиков, подрядчиков, выявить признаки аффилированное конфликта интересов, предконфликтной ситуации и иных злоупотреблений.

Таким образом, нормы частей 1 и 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в системной взаимосвязи с Указами Президента Российской Федерации и Методическими рекомендациями, позволяют сделать вывод о необходимости принятия всеми без исключения организациями полного комплекса необходимых мер по предотвращению коррупционных нарушений, включая сотрудничество с правоохранительными органами и контрагентами.

Анализируя положения Федерального закона "О противодействии коррупции", суд приходит к выводу о том, что обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации и численности его работников.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крут лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив на ответчика обязанность устранить нарушения по неисполнению действующего законодательства.

Разрешая заявленные требования, судом установлено, что требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ответчиком не выполнены, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований истца.

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный прокурором, носит разумный характер.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237, 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Технология» о возложении обязанности принять меры по предупреждению коррупции, удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Урал-Технология» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять надлежащие меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: разработать и ввести в действие кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Урал-Технология»; разработать и ввести в действие положение о конфликте интересов ООО «Урал-Технология»; разработать и ввести в действие положение об антикоррупционной политике ООО «Урал-Технология»; соответствующим приказом назначить ответственное лицо за противодействие коррупции в ООО «Урал-Технология».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения.

В окончательной форме решение изготовлено 14.06.2019.

Судья - Н.А.Зевайкина