ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1158/19 от 14.05.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1158/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,

при секретаре Львовой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 14 мая 2019 года гражданское дело по иску Федерального государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (далее - ФГУ «ДВРПСО МЧС России») обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что 22 февраля 2019 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП ФИО4 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 11494/18/49002-ИП, возбужденному 26 июня 2018 г. на основании решения Магаданского городского суда от 17 мая 2017 по делу № 2-1203/2017.

Определением Магаданского городского суда от 10 июля 2018 г. ФГУ «ДВРПСО МЧС России» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 31 января 2019 г.

4 марта 2019 г. было подано повторное заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 17 мая 2017 г. на срок до июля 2019 г., которое было удовлетворено судом частично.

Считает, что со своей стороны предпринял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств.

С момента вступления в законную силу решения суда от 17 мая 2017 г., исполнить обязательства не представлялось возможным по причине отсутствия целевых финансовых средств.

Истцом были проведены следующие мероприятия:

- 08.06.2017 в Департамент развития МЧС России направлена заявка на включение в план закупок на 2017-2018 годы переносной (возимой) барокамеры;

- 08.06.2017 в Сибирский региональный центр МЧС России направлена заявка об обеспечении переносной (возимой) барокамеры;

- 15.06.2017 в Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России, Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны направлены письма об оказании содействия в обеспечении Магаданского ПСО переносной (возимой) барокамеры в течение 2017-2018 годов;

- 30.11.2018 в Департамент тылового и технического обеспечения было направлено письмо о потребностях денежных средств для доставки в филиалы оборудования;

- 13.02.2019 в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю было направлено письмо о потребности денежных средств для доставки в филиалы оборудования.

Переносная барокамера, которая в настоящее время находится в г. Владивостоке, готова к отправке, однако, ввиду отсутствия финансирования отправить барокамеру не представляется возможным.

Денежные средства на счет истца поступили в марте 2019 г., в связи с чем, был разработан план распределения денежных средств для нужд ОТО ПСР.

Срок поставки мобильного водолазного комплекта был определен сроком один год. После поставки барокамеры в ФГУ «ДВРПСО МЧС России» ее дальнейшая транспортировка в Магаданский ПСО будет осуществляться за счет средств истца после проведения соответствующей закупки.

Проведение аукциона по закупке (транспортировка морским транспортом) назначено на 8 апреля 2019 г. в электронной форме.

Кроме того, полагает, что нецелесообразна уплата казенным учреждением исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебного акта по указанной категории фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы.

Просит суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава исполнителя Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области ФИО2 от 22 февраля 2019 г.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел доводы, изложенные в иске. Также полагал, что представленные в материалы дела доказательства дают основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Ответчик ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель третьего лица Магаданской транспортной прокуратуры в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.

Представители УФССП по Магаданской области и МСЧ России в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей УФССП по Магаданской области и МЧС России.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы исполнительного производства № 11494/18/49002-ИП, материалы гражданского дела № 2-1203/2017, доказательства, представленные в материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 2, 5 и 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ, вступившего в силу с 01 февраля 2008 г. (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принудительное исполнение судебных актов возложено на службу судебных приставов Российской Федерации.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 июня 2018 г. в отношении ФГУ «ДВРПСО МЧС России» возбуждено исполнительное производство № 11494/18/49002-ИП, предметом которого является обязанность оснастить «Магаданский поисково-спасательный отряд – филиал ФГУ «ДВРПСО МЧС России» - поиска и спасания на водных объектах» переносной барокамерой в количестве 1 шт. в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Как указывает истец с момента вступления в законную силу решения суда от 17 мая 2017 г., выполнить требования судебного акта не представлялось возможным по причине отсутствия целевого финансирования.

После возбуждения исполнительного производства, 9 июня 2018 г. ФГУ «ДВРПСО МЧС России» в Магаданский городской суд было подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда ввиду отсутствия финансирования.

Определением суда от 10 июля 2018 г. указанное заявление было удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 января 2019 г.

В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области ФИО2 22 февраля 2019 г. в рамках исполнительного производства № 11494/18/49002-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в размере 50 000 рублей.

После вынесения указанного постановления о взыскании исполнительского сбора, 4 марта 2019 г. ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» повторно обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31 июля 2019 г. Определением суда от 17 апреля 2019 г. заявителю была предоставлена отсрочка исполнения судебного акта на срок до 31 июля 2019 г.

Из представленных истцом доказательств следует, что истцом были проведены следующие мероприятий по исполнению решения суда от 17 мая 2017 г.:

- 08.06.2017 в Департамент развития МЧС России направлена заявка (исх. № 990) на включение в план закупок на 2017-2018 годы переносной (возимой) барокамеры;

- 08.06.2017 в Сибирский региональный центр МЧС России направлена заявка (исх. № 992) об обеспечении переносной (возимой) барокамеры;

- 15.06.2017 в Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России, Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны направлены письма (исх. № 1013 и № 1012 соответственно) об оказании содействия в обеспечении Магаданского ПСО переносной (возимой) барокамеры в течение 2017-2018 годов;

- 30.11.2018 в Департамент тылового и технического обеспечения было направлено письмо (исх. № 1861) о потребностях денежных средств для доставки в филиалы оборудования;

- 13.02.2019 в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю было направлено письмо (исх. № 221) о потребности денежных средств для доставки в филиалы оборудования.

Обо всех перечисленных мерах, предпринимаемых должником для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» информировало судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находилось исполнительное производство.

Кроме того, составлен проект государственного контракта на оказание услуг по каботажным перевозкам морскими судами материальных средств и техники по маршруту: <...>, Владивостокский ПСО – филиал ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» - поиска и спасения на водных объектах – г. Магадан, Магаданская область, шоссе Портовое 222, Магаданский ПСО – филиал ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» - поиска и спасения на водных объектах.

При рассмотрении настоящего гражданского дела по существу, представитель истца предоставлял линейный коносамент, и пояснил, что 13 мая 2019 г. переносная барокамера доставлена в г. Магадан, и готова к выгрузке.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.

В силу статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Таким образом, событие правонарушения, выраженного в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, возникает с момента пропуска указанного срока.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности (п. 7 Постановления).

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Оценив собранные по делу доказательства, с учетом приведенных правовых норм и конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного законом пятидневного срока реальное исполнение решения суда от 17 мая 2017 г. по гражданскому делу № 2-1203/2019 о возложении обязанности оснастить «Магаданский поисково-спасательный отряд – филиал ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» - поиска и спасания на водных объектах» переносной барокамерой в количестве 1 шт. в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, было невозможно вследствие объективных обстоятельств, а именно ввиду отсутствия целевого финансирования.

Таким образом, доводы представителя истца об отсутствии вины ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в неисполнении требований исполнительного документа в установленный законом срок нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела по существу, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и освобождения ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области от 22 февраля 2019 г. по исполнительному производству № 11494/18/49002-ИП.

В силу положений части 8 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае удовлетворения исковых требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного учреждения «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» к судебному приставу исполнителю Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Федеральное государственное учреждение «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области ФИО2 от 22 февраля 2019 г.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 20 мая 2019 года.

Судья Н.В. Сергиенко