ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1158/2021 от 24.08.2021 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

Решение

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 г. г.Городец

ФИО5 городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика МУП «Городецпассажиравтотранс» ФИО2, представителя ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог НО ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО4 к Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области и Муниципальному унитарному предприятию «ФИО5 пассажирский автомобильный транспорт» об обязании произвести уплату страховых взносов и предоставить документы, подтверждающие льготу,

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации Городецкого муниципального района и Муниципальному унитарному предприятию «ФИО5 пассажирский автомобильный транспорт» (далее по тексту МУП «Городецпассажиравтотранс»), просит: признать автобусный маршрут Городецкого района №101, пролегающий от автостанции г.Городец до остановки ул.Рождественская, регулярным городским маршрутом с момента регистрации маршрута; обязать ответчика МУП «Городецпассажиравтотранс» произвести уплату страховых взносов и представить документы, подтверждающие льготу, в Пенсионный фонд РФ за за весь период работы ФИО4 на городском маршруте №101, а именно с 01.01.1995 по настоящее время.

В обоснование исковых требований истец указал, что работает в должности водителя автобуса в МУП «Городецпассажиравтотранс» с 1985 года, с 1995 по настоящее время на маршруте №101. Автобусный маршрут относится к категории пригородных маршрутов, что не соответствует действительности и противоречит квалификационным признакам пригородного маршрута. Автобусный маршрут №101 включает перевозку пассажиров в пределах черт двух городов Городецкого района, перевозки пассажиров осуществляются с определенной в расписании движения автобусов периодичностью, по установленному маршруту, с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренном маршруту остановках, т.е. имеются все признаки регулярного городского пассажирского маршрута. Рабочее время водителя автобуса, работающего по маршруту №101 составляет 448 (56х8) минут + 23 минуты (предрейсовая подготовка, медицинский осмотр) +41 минута (путь от автопарка до автостанции и обратно после смены) = 512 минут или 8 часов 32 минуты. Всего на маршруте №101 расположена 31 остановка, 24 остановки в черте двух городов, 7 остановок - между Городцом и Заволжьем. Время рейса между городами Городец и Заволжье составляет 12 минут или всего 96 минут за смену. Таким образом, рабочее время в двух городах (за минусом времени рейса вне городов), включая время подготовительно-заключительных работ, время прохождения предрейсового медицинского осмотра, время следования из автопарка и обратно, входящее в суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута, составляет в день (рабочую смену) 416 минут, что пропорционально 81,25% (от времени 8 рейсов) рабочего времени водителей на маршруте №101. Суммарный учет рабочего времени за месяц подтверждает занятость водителей не менее 80% рабочего времени на маршруте №101 в двух городах района. Расчет сделан на основании паспорта маршрута №101. В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Письмом Минтранса России №13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ, утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах. Согласно п.1 указанного порядка, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, на устранение неисправностей автобуса. По причине неправильно установленной категории маршрута №101 льготы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости водители маршрута № 101 лишены, хотя на данный маршрут ставят самых опытных и наиболее квалифицированных водителей.

Определением суда от 21 июня 2021 года к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное).

Определением суда от 12 июля 2021 года к рассмотрению данного дела в качестве соответчика привлечено ГП НО «Нижегородпассажиравтотрас», а также произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Городецкого муниципального района на надлежащего - Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

В судебном заседании истец ФИО4 не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представитель истца исковые требования ФИО4 поддержал, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил.

Представитель ответчика МУП «Городецпассажиравтотранс» в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признал. Суду пояснил, что в соответствии с п. 1.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года, разделение автобусных перевозок на городской и пригородный вид осуществляется по территориальному признаку. Автобусный маршрут № 101 «Городец-Заволжье» выходит за границы населенного пункта города Городца, пролегает между населенными пунктами: городом Городцом и городом Заволжье, а также в границах города Заволжье. Таким образом, данный маршрут является пригородным с момента его установления и по настоящее время.

Представитель ответчика ГП НО «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» в судебное заседание не явился. В представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признал, считает их незаконными и необоснованными. В обоснование доводов возражений указал, что согласно статье 4 Федерального закона № 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. По маршруту регулярных перевозок № 101 «<...>» осуществляются перевозки пассажиров и багажа между двумя самостоятельными населенными пунктами, а именно город Городец и город Заволжье, протяженность маршрута составляет 21,6 км. (менее 50 км.), данный маршрут является пригородным и не может быть признан городским на основании положений статьи 4 Федерального закона № 259-ФЗ.

Представитель третьего лица ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) в судебное заседание не явился. В представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменного отзыва третьего лица следует, что решением № 1376 от 27.04.2020 ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что на дату обращения у него отсутствует требуемый специальный стаж – 20 лет. Решение вопроса о признании за автобусным маршрутом той или иной категории не относится к компетенции органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Что касается требований истца об уплате страховых взносов и представлении в Пенсионный фонд документов, подтверждающих льготу, следует отметить следующее: в данный момент указанный истцом маршрут относится к категории пригородного, что не дает лицам, работающим на указанном маршруте, права на досрочное пенсионное обеспечение, следовательно, уплата дополнительного тарифа страховых взносов и представление соответствующих документов, является нецелесообразным.

Выслушав лиц, участвующих в деле (их представителей), исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что муниципальным маршрутом регулярных перевозок является маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа либо двух и более поселений одного муниципального района.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В части 5 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Согласно пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Законом Нижегородской области от 23 декабря 2019 г. № 168-3 «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее - Закон области № 168-3) с 1 января 2020 г. перераспределены отдельные полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между некоторыми органами местного самоуправления, в том числе и Городецкого муниципального района Нижегородской области, и органами государственной власти Нижегородской области.

В статье 2 Закона области № 168-3 предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам осуществляет Правительство области, в том числе установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок; изменение вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Полномочия, указанные в статье 2 Закона области № 168-3, осуществляются Правительством области непосредственно или через уполномоченные им органы исполнительной власти Нижегородской области либо подведомственные им государственные казенные учреждения Нижегородской области (часть 1 статьи 4 Закона области № 168-3).

Постановлением Правительства области от 15 января 2020 г. № 25 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области, в том числе и на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области определено Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее по тексту решения –Министерство).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее -Федеральный закон № 259-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона № 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

До вступления в силу Федерального закона № 259-ФЗ и Федерального закона № 220-ФЗ, основные принципы организации пассажирских перевозок регламентировались Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200 (далее -Правила организации перевозок) (утратили силу в связи с изданием приказа министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2013 г. № 195).

В соответствии с пунктом 11 Правил организации перевозок, автобусные маршруты подразделялись на городские, пригородные и междугородные.

К городским относились маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивало определенный порядковый номер: городским - от № 1 до 99; пригородным - от № 100 до № 499; междугородным - от № 500 и выше (пункт 22 Правил организации перевозок).

Приказом министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 8 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок автобусами (утратило силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 10 апреля 2013 г. № 120) (далее - Положение).

В пункте 1.2.3 Положения определено, что «вид автобусных перевозок» определяется по основным признакам, а именно регулярности (регулярные, разовые), территориальному (городские, пригородные, междугородные, международные) и назначению (общего пользования, туристско -экскурсионные, специальные).

Таким образом, как актуальными нормами законодательства, так и ранее действующими нормами, разграничение видов автобусных маршрутов на городские и пригородные осуществляется (осуществлялось) по признаку прохождения маршрута в черте города (городские), либо с выходом на пределы города на расстояние до 50 км (пригородные).

Иных классифицирующих признаков, таких как время движения автобуса в границах одного населенного пункта, количество остановок, протяженность в границах населенного пункта, время занятости водителя на маршруте в течение одной рабочей сметы, в целях установления вида маршрута, нормы законодательства не содержат и не содержали.

В соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области, утвержденным приказом Министерства от 2 сентября 2020 г. № 99/од (размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mintrans.government-nnov.ru/?id=229032)), движение транспортных средств между остановочными пунктами по регулярному маршруту перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом № 101 «<...>» осуществляется:

- в <...> автомобильная дорога «Линда - Городец -Заволжье»;

- в <...>

Протяженность маршрута регулярных перевозок составляет 21,6 км.

В соответствии со статьей 2 Устава Городецкого муниципального района Нижегородской области, принятого постановлением Земского Собрания Городецкого района Нижегородской области от 17 ноября 2005 г. № 146/128 (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 28 декабря 2005 г. № RU525190002005001) в состав района входят территории следующих городских и сельских поселений: город Городец; город Заволжье; рабочий поселок Первомайский; Бриляковский, Зиняковский, Ковригинский, Кумохинский, Николо-Погостинский, Смольковский, Смиркинский, Тимирязевский, Федуринский сельсоветы.

Решением Думы города Городца от 20 января 2015 г. № 1 утвержден Устав города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 13 февраля 2015 г. № RU525191012015001) (далее - Устав города Городца).

Устав города Городца размещен на официальном сайте администрации Городецкого муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://gorodets-adm.ru/gorod-gorodets/grd-ustav-goroda-gorodtsa/).

В части 1 статьи 2 Устава города Городца указано, что город Городец является муниципальным образованием в составе Городецкого муниципального района Нижегородской области, городом районного значения и в соответствии с законами Нижегородской области наделен статусом городского поселения.

Территория города Городца входит в состав территории Городецкого муниципального района Нижегородской области (часть 1 статьи 3 Устава города Городца).

Устав города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области утвержден решением Думы города Заволжья от 30 января 2013 г. № 1 (зарегистрирован в Главном управлении Минюста России по Нижегородской области 9 апреля 2013 г. № R.U525191022013001) (далее - Устав города Заволжья).

Устав города Заволжья размещен на официальном сайте администрации города Заволжья в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://zavnnov.ru/zakon/ustav_ru.html).

В статье 3 Устава города Заволжья определено, что город Заволжье является муниципальным образованием в составе Городецкого муниципального района Нижегородской области и в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области наделен статусом городского поселения.

Согласно части 1 статьи 4 Устава города Заволжья, территория города Заволжья входит в состав территории Городецкого муниципального района Нижегородской области.

Таким образом, регулярный маршрут перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом № 101 проходит между двумя населенными пунктами Городецкого муниципального района и имеет протяженность между границами этих населенных пунктов не превышающую 50 км.

При изложенных обстоятельствах, названный маршрут правомерно отнесен к пригородным и оснований для удовлетворения исковых требований о признании его городским нет.

Поскольку судом не уставлено законных оснований для удовлетворения требования истца о признании автобусного маршрута городским, отсутствуют основания и для удовлетворения остальных, производных от него требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести уплату страховых взносов и представить в Пенсионный фонд РФ документы, подтверждающие льготу. Работа на пригородном маршруте не дает лицам, работающим на нем права на досрочное пенсионное обеспечение, следовательно, в уплате дополнительного тарифа страховых взносов и представлении соответствующих документов, нет необходимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через ФИО5 городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.

Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 31 августа 2021 года.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.