ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1158/2021270014-01-2021-001489-18 от 01.12.2021 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1158/2021 27RS0014-01-2021-001489-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 01 декабря 2021 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Шорохова С.В.,

при секретаре Вахрушевой Н.В.,

с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора ПВН,

рассмотрев административное дело по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении поставить бесхозяйное имущество на первичный учет, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей,

УСТАНОВИЛ:

Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику мотивируя тем, что осмотром территории поселения ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание по <адрес> не эксплуатируется, оконные и дверные проемы не заперты, в здание имеется беспрепятственный доступ. Здание в реестре муниципального имущества городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» не числится, меры по принятию данного объекта в муниципальную собственность не принимались. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Вследствие того, что названный объект недвижимого имущества расположен в административных границах поселения, необращение Администрации, обязанной осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи на территории городского поселения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии его на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом. Кроме того, в результате бездействия Администрации по постановке на первичный учет бесхозного объекта создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Следовательно, администрация городского поселения в целях обеспечения безопасности неопределенного круга лиц обязана перекрыть доступ в здание по <адрес> свободного прохода в нежилые здания способствует бродяжничеству несовершеннолетних, создает условия для совершения в таких зданиях преступлений в отношении несовершеннолетних.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора ПВН поддержал исковые требования. Просит признать бездействие Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района незаконным, обязать Администрацию городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского района незамедлительно осуществить постановку на первичный учет бесхозяйное имущество, расположенное на территории поселения: нежилое здание по адресу <адрес> с кадастровым номером , и в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решении суда в законную силу и вплоть до сноса здания ограничить доступ граждан в нежилое здание по адресу <адрес> путем перекрытия доступа в здание через окна и двери. На замену ответчика не согласен.

В ранее представленных возражениях представитель ответчика иск не признал, указав, что длительное время непригодное нежилое здание по <адрес> представляет опасность для окружающей среды и нарушает права и законные интересы жителей городского поселения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также общественной безопасности. По имеющейся информации земельный участок и нежилое здание, расположенное на нем является собственностью Министерства Обороны РФ, в связи с чем администрацией были направлены запросы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о решении вопроса в отношении указанного опасного объекта. Получен ответ ( от ДД.ММ.ГГГГ), что передача указанного имущества не согласована, что подтверждает право собственности МО РФ на спорные объекты. Таким образом, с учетом имеющейся переписки, администрация предоставляет информацию, опровергающую факты бездействия администрации в отношении указанного имущества (к отзыву прилагаю) и является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям в части обеспечения ограничения доступа граждан в нежилое здание, поскольку имеется собственник в лице МО РФ. Поскольку п. Заветы Ильича расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (запретная зона военного объекта - Хабаровское лесничество Министерства обороны Российской Федерации) согласно постановления № 405 от 05.05.2014 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ», осуществлять свои обязательства по постановке на кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйных объектов городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича» в полном объеме выполнить не может.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, нахожу иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района незаконным, возложении обязанности на Администрацию городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского района незамедлительно осуществить постановку на первичный учет бесхозяйное имущество, расположенное на территории поселения: нежилое здание по адресу <адрес> с кадастровым номером , и в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решении суда в законную силу и вплоть до сноса здания ограничить доступ граждан в нежилое здание по адресу <адрес> путем перекрытия доступа в здание через окна и двери. Данное нежилое здание (казарма) расположена на территории бывшего военного городка в границах земельного участка с кадастровым номером с видом использования: обеспечение обороны и безопасности.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, информацией ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, выпиской из ЕГРН.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений пунктов 1 - 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, прокурор обязан указать в исковом заявлении и доказать, что спорное имущество обладает признаками недвижимого, не является самовольной постройкой, не имеет собственника либо собственник отказался от имущества, а орган местного самоуправления, зная об этих обстоятельствах, бездействовал, иначе решение суда о возложении обязанности на административного ответчика поставить спорное имущество на учет будет заведомо неисполнимым, поскольку здание принадлежит МО.

Ни в иске, ни в судебном заседании прокурор не указал и не подтвердил сведения о том, что спорное имущество брошено собственником, и он от него отказался. При этом, незнание прокурора о виде и признаках объекта недвижимости, наличии собственника, не является доказательством того, что спорное имущество является бесхозяйной недвижимой вещью.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Из объяснений ответчика и переписки с органами МО судом установлено, что спорное имущество имеет собственника в лице Министерства обороны и не может быть поставлено на учет как бесхозяйное, так как собственник не отказался от него и обязан принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание. Прокурор в свою очередь на замену ненадлежащего ответчика на надлежащего не согласен.

При таких обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат, так как признаков бездействия со стороны ответчика не установлено, обязанность МО обеспечить ограничение доступа граждан в нежилое здание сохраняется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении поставить бесхозяйное имущество на первичный учет, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (02.12.2021) через Советско-Гаванский городской суд.

Судья С.В. Шорохов