ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1158/2022 от 22.06.2022 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-1158/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года Северский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Масликовой А.Л.,

помощник судьи Лавриненко А.П.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора ЗАТО г. Северск Томской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Северске Томской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибнефтепереработка» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

установил:

прокурор ЗАТО г. Северск Томской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибнефтепереработка» (далее - ООО «Сибнефтепереработка»), в котором просит обязать ООО «Сибнефтепереработка» (ИНН <***>) в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу: выполнить обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух для стационарных источников, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ I, II класса опасности, разработать порядок производственного экологического контроля, разработать и утвердить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях в отношении источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой ЗАТО г. Северск Томской области в рамках осуществления контроля за устранением ООО «Сибнефтепереработка» нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки, установлены факты наличия нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Установлено, что на объекте, эксплуатируемом ответчиком по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>, имеются следующие источники выбросов в атмосферный воздух: газовые, бензиновые, дизельные заправочные колонки, емкости для хранения газа, бензина, дизельного топлива, очередь автотранспорта к ГЗК. В атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества: бутан, метан, пропан, одорант-СПМ, смесь предельных углеводородов С1Н4 - С5Н12, смесь предельных углеводородов С6Н14 - С10Н22, пентилены, бензол, диметилбензол, метилбензол, этилбензол, дигидросульфид, алканы С12-С19, азота диоксид, азот (II) оксид, сера диоксид, углерода оксид, бензин (нефтяной, малосернистый)/в пересчете на углерод/, углерод, керосин. Обществом не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не получено свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. ООО «Сибнефтепереработка» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимых нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух для стационарных источников, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ I, II класса опасности, не разработан порядок производственного экологического контроля, не разработаны и не утверждены мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях. Ненадлежащее исполнение требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, препятствует сохранению благоприятной окружающей среды.

Представитель процессуального истца - помощник прокурора ЗАТО г. Северск Томской области ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Сибнефтепереработка», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Директор ООО «Сибнефтепереработка» - ФИО2, действующий на основании Устава, предоставил заявление, в котором признал исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сибнефтепереработка» в полном объеме. Признание иска выражено представителем ответчика добровольно, осознанно, без принуждения; фактические обстоятельства, изложенные в иске, представитель ответчика не оспаривал, сущность, значение и последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителю ответчика судом разъяснены и понятны. Дело просил рассмотреть в отсутствие.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения представителя процессуального истца, изучив письменные доказательства, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды - обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к компонентам природной среды отнесен атмосферный воздух.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

При этом согласно статье 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в качестве одного из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха предусмотрена обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Частями 1, 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно пункту 1 статьи 30 вышеназванного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

При этом частями 2, 3 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 21-03 «Об охране атмосферного воздуха на территории Томской области» к полномочиям исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в сфере охраны окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха относится организация работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, определение порядка подготовки и передачи соответствующих прогнозов.

Согласно приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 17.09.2020 № 150 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Томской области», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и согласовывают их с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий осуществляются для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категории, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Согласно статьям 39, 173, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц; в случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания; суд разъясняет ответчику последствия признания иска; при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований; в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель ответчика ООО «Сибнефтепереработка» добровольно и осознанно выразил признание иска в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к материалам дела. Представителю ответчика судом разъяснены последствия признания иска, последствия ему понятны, о чем представлено заявление.

Признание иска представителем ответчика ООО «Сибнефтепереработка» не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание представителем ответчика ООО «Сибнефтепереработка» исковых требований прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании ООО «Сибнефтепереработка» (ИНН <***>) в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу: выполнить обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух для стационарных источников, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ I, II класса опасности, разработать порядок производственного экологического контроля, разработать и утвердить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях в отношении источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц госпошлина оплачивается в размере 300 руб.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции, возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.

Поскольку истец в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ООО «Сибнефтепереработка» государственную пошлину в размере 90 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск Томской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибнефтепереработка» удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сибнефтепереработка» (ИНН <***>) в течение 2 (Двух) месяцев с момента вступления решения в законную силу: выполнить обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух для стационарных источников, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ I, II класса опасности, разработать порядок производственного экологического контроля, разработать и утвердить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях в отношении источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, расположенного по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, <...>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибнефтепереработка» в бюджет муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» государственную пошлину в размере 90 (Девяносто) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий И.Н. Кокаревич

УИД 70RS0009-01-2022-001756-72