к делу № 2 -1159 /2018 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 ноября 2018 года г.Адыгейск Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Тлецери Х.А., при секретаре Тхатель С.М., с участием представителя истца ФИО1 по доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, представителя ответчика администрации МО «Город Адыгейск» по доверенности №.17-965 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шеуджен ФИО10 к Администрации МО «Город Адыгейск» и Министерству финансов Республики Адыгея об обязании предоставить квартиру жилой площадью 50,3 кв. м стоимостью 2 000 000 руб., УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с иском и просит обязать администрацию МО «Город Адыгейск» и Министерство финансов Республики Адыгея за счет средств казны субъекта Российской Федерации (Республики Адыгея) предоставить ей в собственность квартиру жилой площадью 50,3 кв.м стоимостью 2 000 000 руб.. В обоснование иска указала, что в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22.06.1967 года № 1737-р и решением от 25 октября 1967 года № 743 Краснодарского крайисполкома было утверждено общее положение, которое определило порядок переселения населения из чаши затопления Краснодарского водохранилища в новый поселок Адыгейск. В период с 1969 года по 1975 год были переселены аулы: Лакшукай, Эдепсукай-1, Эдепсукай-2, Старый и Новый Казанукай, Шабанохабль, Нечерезий, Шханчерихабль, Ленинохабль, пос. Кармалино и Маяк. Частично были переселены аулы: Тлюстенхабль, Вочепший, Тауйхабль, Кунчукохабль, Нешукай, Пшикуйхабль, Пчегатлукай, х. Ново-Вочепший, х. Городской. Аул Лакшукай, где проживала ее семья, попал в зону затопления Краснодарского водохранилища. При переселении ее семье, состоящей из десяти человек, была предоставлена квартира, состоящая из 4-х комнат, жилой площадью всего 39,7 кв.м. Решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 07 октября 2016 года был установлен факт, имеющий юридическое значение - факт недополучения семьей ФИО1 при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища жилой площади в размере 50.3 кв.м. Администрацией МО города Адыгейска в ноябре 2017 года была перечислена на ее расчетный счет компенсация в сумме 838 616,19 рублей. Она считает, что выплаченная сумма компенсации очень маленькая, так как за эти деньги невозможно купить недвижимость (квартира и т.д.) в г. Адыгейске. Средняя стоимость квартиры жилой площадью 50,3 кв.м. составляет 2 000 000 и выше. Ее семья при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища недополучила жилой площади в размере 50,3 кв.м. Это ориентировочно трехкомнатная квартира. Выплата компенсации производилась из расчета в размере 16 672 рубля за квадратный метр, хотя на 4 квартал 2017 года стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию «город Адыгейск» составляла 26 490 рублей. Согласно статье 306 ГК РФ, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» не отрицала, что жилье, которое было принудительно изъято, она должна предоставить. Но прошло 49 лет, но так и не было предоставлено равноценное жилье взамен утраченного ее семье и даже не было ничего предложено: ни денег, ни жилья. Министерство экономического развития РФ на ее запрос сообщило Депутату Государственной Думы федерального собрания РФ шестого созыва ФИО4, что бюджетные ассигнования на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления Краснодарского водохранилища, предусмотренные в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 81 «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Адыгея в 1995-2000 годах» были доведены Республике Адыгея в полном объеме. В Республику Адыгею из Федерального бюджета несколько раз направлялись денежные средства, предназначенные для погашения ущерба вынужденным переселенцам из чаши затопления Краснодарского водохранилища. Но деньги так и не дошли до вынужденных переселенцев, а именно до ее семьи. Администрацией муниципального образования «Город Адыгейск» и Министерством финансов Республики Адыгея денежные средства были использованы не по назначению. Каждый имеет право на жилище, Никто не может быть произвольно лишен жилища, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Она является инвалидом 3 группы, считает, что нарушены права и законные интересы ее семьи. Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования истца и просила их удовлетворить. Представитель ответчика – администрации МО «Город Адыгейск» по доверенности ФИО3 иск не признала и пояснила, что в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22.06.1967 года № 1737-р и решением от 25 октября 1967 года № 743 Краснодарского крайисполкома было утверждено общее положение, которое определило порядок переселения населения из чаши затопления Краснодарского водохранилища в новый поселок Адыгейск. В период с 1969 года по 1975 год были переселены аулы, в том числеа. Лакшукай. При переселении семье ФИО1, состоящей из десяти человек, была предоставлена квартира, состоящая из 4-х комнат, жилой площадью 39,7 кв.м. На момент переселения на каждого члена семьи предоставлялось 9 кв.м. жилой площади, семья состояла из 10 человек, положено было предоставить жилую площадь в размере 90 кв.м, предоставлено 39,7 кв.м, то есть семья ФИО1 недополучила 50,3 кв.м жилой площади. Решением Теучежского районного суда РА от 07 октября 2016 года установлен факт, имеющий юридическое значение - факт недополучения семьей ФИО1 при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища жилой площади в размере 50,3 кв.м. Вопрос о переселении из чаши Краснодарского водохранилища решался на уровне РСФСР и Краснодарского края. Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» не является правопреемником органа власти, который осуществлял переселение из чаши затопления Краснодарского водохранилища в п. Адыгейск и не может исполнять обязательства по предоставлению недополученного жилья или компенсации за недополученное жилье. Также бюджет администрации МО «Город Адыгейск» является высокодотационным и не может осуществлять дополнительные расходы, не утвержденные в соответствующем порядке. Тем не менее, направленную из федерального бюджета дополнительную финансовую помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 88 958 000 руб., в 2017 году администрация распределила между переселенцами, недополучившими жилую площадь. Обеспечение граждан жильем, взамен утраченного во время переселения из чаши затопления Краснодарского водохранилища действующими федеральными и республиканскими программами не предусмотрено. В связи с этим для этих целей администрацией муниципального образования «Город Адыгейск» было разработано Общее положение «О порядке формирования списков граждан, недополучивших жилую площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища и установления для них размеров единовременных выплат для компенсации», которое было принято Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Адыгейск» от 14.03.2017г. № 707. Администрацией МО «Город Адыгейск» в ноябре 2017 года была перечислена на расчетный счет ФИО1 компенсация за недополученную площадь при переселении в размере 50,3 кв.м, в сумме 838 616,19 рублей. Таким образом, ФИО1 получила компенсацию за недоплаченную площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища за 50,3 кв.м., которую ее семья недополучила при переселении. Истица не отказалась от получения данной суммы компенсации, соответственно не может претендовать на получение квартиры жилой площадью 50,3 кв.м. Республика Адыгея не является органом власти, который осуществлял переселение из чаши затопления Краснодарского водохранилища и не может осуществлять обязательства по предоставлению недополученного жилья или компенсации за недополученное жилье. Администрацией МО «Город Адыгейск» вопрос о переселении изчаши Краснодарского водохранилища не решался, он был решен на уровнеРСФСР и Краснодарского края. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своихтребований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Считает, что истец не представил суду доказательств в обоснование заявленного требования, т.е. не представил доказательств виновного поведения ответчиков. Представитель ответчика Министерства финансов Республики Адыгея по доверенности № 1 от 09.01.2018 года ФИО5, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, но заявлением на имя суда просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов РА и направлении по почте копии решения суда. В предыдущем судебном заседании и в возражениях на иск просила в удовлетворении иска отказать за незаконностью и необоснованностью предъявленного иска. В обоснование возражений указано, что в соответствии со ст. 1069 ГК РФ Министерство финансов Республики Адыгея может выступать от имени казны Республики Адыгея только в том случае, когда вред причинен гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов. Решение о строительстве Краснодарского водохранилища принято Советом Министров СССР, решение о переселении населения принято Постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1966 года № 651. Генеральным подрядчиком и основным заказчиком строительства выступало Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 22 июня 1967 года № 1737-р Решением Краснодарского крайисполкома от 25 октября 1967 года № 743 утверждено общее положение, которое определило порядок переселения населения из чаши водохранилища. Республике Адыгея полномочия по переселению населения и обеспечению их жилыми помещениями не передавались, в связи с чем, обязательства по предоставлению недополученного жилья или компенсации за недополученное жилье не могут быть возложены на Республику Адыгея. Постановлением Правительства РФ от 26 января 1995 года № 81 «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Адыгея в 1995 - 2000 годах» Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать выделение в 1995 - 2000 годах Республике Адыгея лимитов капитальных вложений и ассигнований на их финансирование в объеме 51,4 млн. рублей ежегодно (в базовых ценах 1991 года) на ликвидацию негативных последствий воздействия Краснодарского водохранилища, и в первую очередь на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления, восстановление разрушенных домов, строительство объектов жилищно-коммунального назначения и решение других неотложных мер в соответствии с федеральной целевой программой «Защита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 года № 496. Однако, ассигнования на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления не выделялись, Федеральная целевая программа «Зашита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища» не выполнялась в полном объеме, в связи с чем в июле 1996 года Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации направлено совместное обращение Президента и Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея, Главы администрации и Законодательного Собрания Краснодарского края по проблемам Краснодарского водохранилища (Постановление Краснодарского края от 9 июля 1996 года № 353-П). Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 марта 1998 года № 2241-II ГД «О чрезвычайных ситуациях, складывающихся в связи с неудовлетворительным состоянием водохозяйственных сооружений Краснодарского водохранилища, и мерах по их ликвидации» отмечено не выполнение Федеральной целевой программы «Защита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища» и недостаточный объем ее финансирования. В Республику Адыгея из федерального бюджета средства на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления не поступали. И только в 2016 году, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 1447-р и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № ДМ-П13-3729 между Министерством финансов Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея заключено соглашение № 01-01- 06/06-157 от 9 августа 2016 года о предоставлении бюджету Республики Адыгея дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в размере 88 958 000 рублей. Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» обратилась к Главе Республики Адыгея с просьбой о выделении денежных средств в размере 89 000 000 рублей на выплату денежной компенсации за недополученную жилую площадь переселенцам из зоны затопления Краснодарского водохранилища. Министерство финансов Республики Адыгея 22 декабря 2016 года направило муниципальному образованию «Город Адыгейск» на выплату денежной компенсации за недополученную жилую площадь переселенцам из зоны затопления Краснодарского водохранилища дотацию в размере 88 958 000 рублей. Решением Совета народных депутатов муниципального образование «Город Адыгейск» от 14 марта 2017 года № 707 утверждено общее Положение «О Порядке формирования списков граждан, недополучивших жилую площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища и установления для них размеров единовременных выплат для компенсации», в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с выплатой компенсационных средств переселенцам и членам их семей на момент их переселения осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Таким образом, финансирование мероприятий, связанных с выплатами компенсаций гражданам, недополучившим жилую площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища в 2017 году производилось исключительно за счет средств федерального бюджета. ФИО1, в соответствии с Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Адыгейск» от 14 марта 2017 года № 707, 14 ноября 2017 года получена компенсация в размере 838 616,19 рублей за недополученную жилую площадь в размере 50,3 кв.м.. Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд, выслушав представителей истца ФИО2 и ответчика МО «Город Адыгейск» ФИО3, доводы представителя Министерства финансов РА ФИО5, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22.06.1967 года № 1737-р и решением от 25 октября 1967 года № 743 Краснодарского крайисполкома было утверждено общее положение, которое определило порядок переселения населения из чаши затопления Краснодарского водохранилища в новый поселок Адыгейск. В период с 1969 года по 1975 год были переселены аулы: Лакшукай, Эдепсукай-1, Эдепсукай-2, Старый и Новый Казанукай, Шабанохабль, Нечерезий, Шханчерихабль, Ленинохабль, пос. Кармалино и Маяк. Частично были переселены аулы: Тлюстенхабль, Вочепший, Тауйхабль, Кунчукохабль, Нешукай, Пшикуйхабль, Пчегатлукай, х. Ново-Вочепший, х. Городской. Аул Лакшукай, где проживала семья ФИО1, попал в зону затопления Краснодарского водохранилища. При переселении семье ФИО1 состоящей из десяти человек, была предоставлена квартира, состоящая из 4-х комнат, жилой площадью 39,7 кв.м. Решением Теучежского районного суда РА от 07 октября 2016 года был установлен факт недополучения семьей ФИО1 при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища жилой площади в размере 50.3 кв.м. Администрацией МО города Адыгейска в ноябре 2017 года была перечислена на расчетный счет ФИО1 компенсация в сумме 838 616,19 рублей. ФИО1 считает, что выплаченная сумма компенсации очень маленькая, так как за эти деньги невозможно купить недвижимость (квартира и т.д.) в г. Адыгейске. Средняя стоимость квартиры жилой площадью 50,3 кв.м. составляет 2 000 000 и выше. Просит обязать администрацию МО «Город Адыгейск» и Министерство финансов Республики Адыгея за счет средств казны субъекта Российской Федерации (Республики Адыгея) предоставить ей в собственность квартиру жилой площадью 50,3 кв.м. стоимостью 2 000 000 руб.. Однако требования истца не подлежат удовлетворению. Гражданским кодексом Российской Федерации определены основные условия, основания возмещения вреда, а также установлены правила, регулирующие порядок и пределы ответственности за причиненный вред. Так, статьей 16 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Статьями 1069-1070 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых у государственных органов возникает обязанность возместить вред. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, требование о возмещении убытков, возникших в результате неправомерных действий государственных органов, может быть удовлетворено только при наличии следующих обязательных условий: - неправомерности решений, действий или бездействия государственных органов или должностных лиц; - причинения лицам или их имуществу вреда или убытков; - причинной связи между неправомерными решением (действием или бездействием) должностных лиц и наступившим вредом (убытками); - виновности должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения. Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом, при отсутствии какого-либо условия убытки взысканы быть не могут. Министерство финансов Республики Адыгея может выступать от имени казаны Республики Адыгея только в том случае, когда вред причинен гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов. Решение о строительстве Краснодарского водохранилища принято Советом Министров СССР, решение о переселении населения принято Постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1966 года № 651. Генеральным подрядчиком и основным заказчиком строительства выступало Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Администрация МО «Город Адыгейск» не является правопреемником органа власти, который осуществлял переселение из чаши затопления Краснодарского водохранилища в п. Адыгейск и не может исполнять обязательства по предоставлению недополученного жилья. В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 22 июня1967 года № 173 -р Решением Краснодарского крайисполкома от 25 октября1967 года № 743 утверждено общее положение, которое определило порядокпереселения населения из чаши водохранилища. Республике Адыгея полномочия по переселению населения и обеспечению их жилыми помещениями не передавались, в связи с чем, обязательства по предоставлению недополученного жилья или компенсации за недополученное жилье не могут быть возложены на Республику Адыгея. Постановлением Правительства РФ от 26 января 1995 года № 81 «О государственной поддержке социально-экономического развития РеспубликиАдыгея в 1995 - 2000 годах» Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать выделение в 1995 - 2000 годах Республике Адыгея лимитов капитальных вложений и ассигнований на их финансирование в объеме 51,4 млн. рублей ежегодно (в базовых ценах 1991 года) на ликвидацию негативных последствий воздействия Краснодарского водохранилища, и в первую очередь на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления, восстановление разрушенных домов, строительство объектов жилищно-коммунального назначения и решение других неотложных мер в соответствии с федеральной целевой программой «Защита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 года № 496. Однако, ассигнования на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления не выделялись, Федеральная целевая программа «Зашита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища» не выполнялась в полном объеме, в связи с чем в июле 1996 года Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации направлено совместное обращение Президента и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Главы администрации и Законодательного Собрания Краснодарского края по проблемам Краснодарского водохранилища (Постановление ЗС Краснодарского края от 9 июля 1996 года № 353-П). Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 марта 1998 года № 2241-II ГД «О чрезвычайных ситуациях, складывающихся в связи с неудовлетворительным состоянием водохозяйственных сооружений Краснодарского водохранилища, и мерах по их ликвидации» отмечено не выполнение Федеральной целевой программы «Защита и обустройство населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища» и недостаточный объем ее финансирования. В Республику Адыгея из федерального бюджета средства на обеспечение жильем переселенцев из зоны затопления не поступали. И только в 2016 году во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 1447-р и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № ДМ-П13-3729 между Министерством финансов Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея заключено соглашение № 01-01- 06/06-157 от 9 августа 2016 года о предоставлении бюджету Республики Адыгея дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в размере 88 958 000 рублей. Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» обратилась к Главе Республики Адыгея с просьбой о выделении денежных средств в размере 89 958 000 рублей на выплату денежной компенсации за недополученную жилую площадь переселенцам из зоны затопления Краснодарского водохранилища. Министерство финансов Республики Адыгея 22 декабря 2016 года направило муниципальному образованию «Город Адыгейск» на выплату денежной компенсации за недополученную жилую площадь переселенцам из зоны затопления Краснодарского водохранилища дотацию в размере 88 958 000 рублей. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Адыгейск» от 14 марта 2017 года № 707 утверждено общее положение «О порядке формирования списков граждан, недополучивших жилую площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища и установления для них размеров единовременных выплат для компенсации», в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с выплатой компенсационных средств переселенцам и членам их семей на момент их переселения осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Таким образом, финансирование мероприятий, связанных с выплатамикомпенсаций гражданам, недополучившим жилую площадь при переселении из зоны затопления Краснодарского водохранилища в 2017 году производилось исключительно за счет средств федерального бюджета. ФИО1, в соответствии с Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Адыгейск» от 14 марта 2017 года № 707, 14 ноября 2017 года получила компенсацию в размере 838 616,19 рублей за недополученную жилую площадь в размере 50,3 кв.м. В связи с отсутствием неправомерных действий администрации МО «Город Адыгейск» и Министерства финансов Республики Адыгея на основании ст. 1069 ГК РФ требования истца о возмещении убытков в результате переселения из чаши затопления Краснодарского водохранилища не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении исковых требований Шеуджен ФИО11 об обязании администрации муниципального образования «Город Адыгейск» и Министерства финансов Республики Адыгея за счет средств казны субъекта Российской Федерации (Республики Адыгея) предоставить квартиру жилой площадью 50,3 кв.м. стоимостью 2 000 000 руб.. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое составлено 13 ноября 2018 года. Председательствующий Х.А.Тлецери |