ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1159/2021 от 27.08.2021 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2-1159/2021

УИД 77RS0021-02-2021-005940-29

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2021 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н. В.,

при секретаре Шаманине А.В.,

с участием заместителя военного прокурора Вологодского гарнизона ФИО1,

представителя ответчика – Министерства обороны РФ по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Вологодского гарнизона в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанность провести мероприятия по установлению приаэродромной территории аэродрома «Кипелово»,

у с т а н о в и л:

Военный прокурор Вологодского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение ст. ст. 11, 47 Воздушного кодекса РФ, п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, п.п. 2, 4, 8 Правил установления приаэродромной территории приаэродромная территория аэродрома «Кипелово» до настоящего времени не определена, решение о ее установлении не принято и отсутствует, в связи с чем его эксплуатация осуществляется с нарушением требований безопасности полетов воздушных судов. Об устранении этих нарушений военным прокурором Вологодского гарнизона командиру <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вносились представления, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Таким образом, при эксплуатации аэродрома «Кипелово» созданы условия, не отвечающие требованиям безопасности полетов воздушных судов, что может стать причиной вреда здоровью людей и окружающей среды, а также имуществу Российской Федерации.

Просят суд обязать Министерство обороны Российской Федерации провести мероприятия по установлению приаэродромной территории аэродрома «Кипелово» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 года № 1460 "Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории".

Представитель истца – заместитель военного прокурора Вологодского гарнизона ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом уточнил исковые требования в части установления срока для устранения нарушений - не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в представленных суду письменных возражениях на иск представителя Министерства обороны РФ. При этом пояснила, что Министерство обороны РФ не против установления приаэродромной территории. Во исполнение требований об установлении приаэродромной территории в адрес командующего Западным военным округом было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с приложением проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Кипелово», в настоящее время проект не согласован. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.2017 года № 1460 "Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории" необходимо привлечь федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в сфере наблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства для дачи заключения. Министерством обороны Российской Федерации разрешается вопрос дополнительного финансирования для установления приаэродромной территории. В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если до 01 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 01 января 2025 года. Таким образом, заявленные военным прокурором требования считает преждевременными.

Представитель третьего лица - Войсковой части <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснила, что в военной части идет работа по установлению приаэродромной территории, против установления приаэродромной территории не возражала.

Представитель третьего лица - ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) приаэродромная территория – это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно п.1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, на приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления определенной деятельности.

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ определено, что по истечении 360 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов

Как следует из материалов дела военной прокуратурой Вологодского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами <данные изъяты> требований воздушного законодательства, регламентирующего порядок определения и установления приаэродромной территории.

В ходе указанной проверки установлено, что вопреки требованиям законов и изданных в их развитие нормативным правовым актам, приаэродромная территория аэродрома «Кипелово», находящегося в ведении Министерства обороны РФ, до настоящего времени не определена и не установлена, в связи с чем его эксплуатация осуществляется с нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора Вологодского гарнизона в адрес командира войсковой части <данные изъяты> вынесено представление об устранении нарушений закона.

Указанное представление было рассмотрено, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Кипелово» с пояснительной запиской и схемой полосы воздушных подходов разработан, ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес <данные изъяты>, ответ не получен.

Согласно проекту решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Вологда «Кипелово» от ДД.ММ.ГГГГ, аэродром «Кипелово» принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, является аэродромом базирования авиационной эскадрильи <данные изъяты>.

Как установлено судом, ответчиком нарушаются требования федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов, так как аэродром "Кипелово" эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории, что нарушает права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время предпринимаются меры по установлению приэрадромной территории аэродрома, в частности, разработан проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Вологда (Кипелово), основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются, поскольку установленный Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ срок для исполнения требований воздушного законодательства в части определения приаэродромной территории истек, несмотря на предпринимаемыми ответчиком меры, нарушения требований воздушного законодательства на момент рассмотрения дела им не устранены. При этом эксплуатация аэродрома в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории осуществляется в нарушение требований федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, которые суд, оценивая в порядке ст.67 ГПК РФ, признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.

В силу положений части 2 указанной статьи, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает правомерным определить срок выполнения ответчиком действий по установлению приаэродромной территории - не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

По мнению суда, данный срок определен с учетом соблюдения баланса интересов сторон, является разумным и достаточным для исполнения решения суда и проведения ответчиком необходимых работ.

Суд также отмечает, что ответчик в случае невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок не лишен возможности в рамках ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просить об отсрочке исполнения решения суда.

С учетом изложенного суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Военного прокурора Вологодского гарнизона в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по установлению приаэродромной территории аэродрома "Кипелово", расположенного в <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 "Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории".

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021 года