РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2011 г. с. Партизанское
Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И. при секретаре Богдановой И.В. с участием представителя ФИО1, по доверенности ФИО2, представителя МИ ФНС №7 по Красноярскому краю ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на неправомерные действия МИ ФНС №7 по Красноярскому краю, в части требования признания решения №25 от 17.09.2010 года о привлечении его, как индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, принятое МИ ФНС №7 по Красноярскому краю,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Партизанский районный суд с жалобой на неправомерные действия МИ ФНС №7 по Красноярскому краю, в части требования признания решения №25 от 17.09.2010 года о привлечении его, как индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, принятое МИ ФНС №7 по Красноярскому краю с требованием признать указанное решение незаконным, обязать МИ ФНС №7 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения.
Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что проверка ликвидированного ИП ФИО1 проведена незаконно, незаконно включены в решение доначисления по НДС.
При дальнейшем рассмотрении жалобы ФИО1 уточнил свои требования и просит признать решение №25 от 17.09.2010 года о привлечении его, как индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, принятое МИ ФНС №7 по Красноярскому краю незаконным, обязать МИ ФНС №7 по Красноярскому краю прекратить действия по исполнению данного решения, прекратив производство по делу о налоговом правонарушении ввиду того, что правоспособностью предпринимателя на момент проведения налоговой проверки ФИО1 не обладал так как с 13.11.2009 года прекратил предпринимательскую деятельность.
В судебном заседании представитель ФИО1, по доверенности ФИО4 требования, изложенные в жалобе поддержал полностью, мотивируя вышеизложенным.
Представитель МИ ФНС №7 по Красноярскому краю ФИО5 просит в удовлетворении жалобы отказать ввиду того, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога, предоставила суду письменные возражения на жалобу с подробным мотивированием указанной позиции(л.д. 66-67).
Выслушав представителя заявителя и представителя МИ ФНС №7 по Красноярскому краю, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу том, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
Судом установлено, что обжалуемое Решение было вынесено надлежащим должностным лицом, заместителем начальника МИ ФНС №7 по Красноярскому краю за №25 от 17 сентября 2010 года(далее Решение) по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 26.07.2010 г. №24 индивидуального предпринимателя ФИО1. В обжалуемом Решении определено: привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа за неуплату НДС, НДФЛ, ЕСН, Единого налога, Земельного налога, НДФЛ, не предоставление налоговых деклараций по НДС, не предоставление налоговых деклараций по земельному налогу, а всего на сумму 730719,2 рублей. Также обжалуемым Решением начислена пени по состоянию на 17.09.2010 года на сумму 917082,15 рублей за несвоевременную уплату налогов и сборов. В Решении предложено ФИО1 уплатить недоимку по налогам(сборам) в размере 3231672 рублей, штрафы и пени, указанные в данном Решении, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Всего доначислено по обжалуемому Решению 4904433,35 руб., в том числе налогов 3256632 руб., пени 917082,15 руб., штрафных санкций 730719,2 руб.
Как следует из обжалуемого Решения, индивидуальный предприниматель ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического 10 февраля 1997 г. Перерегистрацию прошел 15 января 2005 г., присвоен ОГРНИП <***>. Предпринимательскую деятельность прекратил 13.11.2009 г.
Согласно Решения, проверкой правильности исчисления налога на добавленную стоимость установлено, что в нарушение статей 146, 153, 166 Налогового кодекса РФ налогоплательщик занизил налоговую базу за 2007 г. на 9287660 руб., в том числе: за 1 квартал 2007 г. на 25424 руб., за 2 квартал 2007 г. на 772967 руб., за 3 квартал 2007 г. на 3386367 руб., за октябрь 2007 г. на 2067305 руб., за ноябрь 2007 г. на 735907 руб., за декабрь 2007 г. на 2299690 руб.
В следствие занижения налоговой базы с учетом налоговых ставок, установленных статьей 164 Налогового кодекса РФ, предприниматель занизил налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет в 2007 г. на 1671777 руб.
Проведенной налоговой проверкой также установлено, что при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ в 2008 г., индивидуальный предприниматель, не смотря на то, что с 1 января 2008 г. перешел на упрощенную систему налогообложения, в нарушение статьи 346.11 Налогового кодекса РФ продолжал составлять счета-фактуры с выделением в них налога на добавленную стоимость, которые предъявлял своим заказчикам. Заказчики, оплачивая выполненные работы, в платежных поручениях выделяли налог на добавленную стоимость. Муниципальные контракты заключались на стоимость работ с включением в них налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость выделен также в актах о приемке выполненных работ формы № КС-2, справках о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, локальных сметных расчетах.
Всего за 2008 г. индивидуальным предпринимателем выполнено работ на сумму 1688500 руб., в том числе НДС 257568 руб.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Согласно пункту 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пункту 5 этой же статьи налогоплательщики, в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение перечисленных выше норм налогового законодательства предприниматель, согласно Решения, не исчислил налог, выделенный в счетах-фактурах в 2008 г., не уплатил его в бюджет, не представил в налоговый орган налоговые декларации за 2 и 3 кварталы 2008 г. В результате неправомерных действий предприниматель занизил налог, подлежащий уплате в бюджет в 2008 г., на 257568 руб., в том числе: за 2 квартал 2008 г. на 7856 руб., за 3 квартал 2008 г. на 249712 руб.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет с реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) занижен за проверяемый период на 1929345 руб., в том числе: за 1 квартал 2007 г. на 4576 руб., за 2 квартал 2007 г. на 139134 руб., за 3 квартал 2007 г. на 609545 руб., за октябрь 2007 г. - 372115 руб., за ноябрь 2007 г. - 132463 руб., за декабрь 2007 г. - 413944 руб., за 2 квартал 2008 г. на 7856 руб., за 3 квартал 2008 г. на 249712 руб.
Также налогоплательщик занизил налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за проверяемый период на 435539 руб., в том числе: в 1 квартале 2007 г. на 3673,0 руб., во 2 квартале 2007 г. на 137166,0 руб., в 3 квартале 2007 г. на 241684,0 руб., в октябре 2007 г. на 53016,0 руб.
Всего за проверяемый период, исходя из Решения, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, занижен на 1493806 руб., в том числе: за 1 квартал 2007 г. на 903 руб., за 2 квартал 2007 г. на 1968 руб., за 3 квартал 2007 г. на 367861 руб., за октябрь 2007 г. на 319099 руб., за ноябрь 2007 г. на 132463 руб., за декабрь 2007 г. на 413944 руб., за 2 квартал 2008 г. на 7856 руб., за 3 квартал 2008 г. на 249712 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме 433057,87 руб.
Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом со статьей 119 Налогового кодекса РФ за не предоставление в налоговый орган налоговых деклараций за октябрь и ноябрь 2007 г. в общей сумме 135468,6 руб.
Также, исходя из обжалуемого решения, в соответствии со статьей 207 главы 23 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2007 г. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.
С 01 января 2008 г. индивидуальный предприниматель ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).
В результате проведенной налоговой проверки установлено, что предприниматель занизил доходы за 2007 г. на 10325659 руб.
Проверкой правильности определения расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, установлено, что предприниматель занизил расходы, учитываемые в составе профессионального налогового вычета, за 2007 г. на 3588047 руб.
Также в Решении указано, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2007 г. занижена на 6737612 руб. (за счет занижения доходов на 10325659 руб., занижения расходов на 3588047 руб.).
В результате занижения налоговой базы с учетом налоговой ставки, действовавшей в проверяемом периоде, занижен налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет на 875890,0 руб., в том числе за 2007 г. на 875890,0 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме 239680 руб.
Проверкой правильности исчисления налога с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, установлено, что, предприниматель занизил доходы за 2007 г. на 10325659 руб.
В результате занижения налоговой базы с учетом налоговой ставки, действовавшей в проверяемом периоде, занижен единый социальный налог, уплачиваемый с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, подлежащий уплате в бюджет на 673761,0 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме 184099,06 руб.
Проверкой правильности исчисления единого социального налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, установлено, что предприниматель занизил налоговую базу по единому социальному налогу за 2007 г. на 108000 руб. ((5000 руб. + 7000 руб.) * 9 мес.), то есть ежемесячно с апреля по декабрь включительно налоговая база занижалась на 12000 руб.
В результате занижения налоговой базы с учетом налоговых ставок, действовавших в проверяемом периоде, занижен единый социальный налог, уплачиваемый с доходов, выплачиваемых физическим лицам, подлежащий уплате в бюджет на 28080,0 руб., в том числе за 2007 г. на 28080,0 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме 10567,23 руб.
Проведенной проверкой в части правильности уплаты налога на доходы физических лиц установлено, что налоговым агентом не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 24960 руб., недобор налога составил 24960 руб., из них за 2007 г. - 14040 руб., за 2008 г. - 10920 руб..
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме - 8378,44 руб.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ налоговый агент за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению, а именно, в сумме 4992 руб. (24960 * 20 %).
Проверкой правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлено, что, с учетом установленного статьей 22 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ тарифа страховых взносов предприниматель занизил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 26880 руб., в том числе за 2007 г. в сумме 15120 руб., в 2008 г. в сумме 11760 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов в соответствии со статьей 26 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ начислены пени в сумме - 8038,77 руб.
Проведенной проверкой правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлено, что, предприниматель в нарушение статей 346.15, 346.17, 346.18 Налогового кодекса РФ занизил налоговую базу за 2008 г. на 2194750 руб.
С учетом налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ в размере 6 процентов, предприниматель занизил налог, подлежащий уплате в бюджет за 2008 г., на 131685 руб. (2194750 * 6 %).
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме 32757,26 руб.
Проведенной проверкой правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога установлено, что предприниматель занизил земельный налог, подлежащий уплате в бюджет на 1570 руб., в том числе за 2007 г. на 785 руб., за 2008 г. на 785 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в сумме - 503,52 руб.
Налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ) за не предоставление в налоговый орган налоговых деклараций за 2007 и 2008 гг. в общей сумме 788,0 руб.
Всего доначислено по Решению 4904433,35 руб., в том числе налогов 3256632 руб., пени 917082,15 руб., штрафных санкций 730719,2 руб.
Исследовав обжалуемое Решение, суд считает его законным и обоснованным, принятым уполномоченным на то должностным лицом в рамках своей компетенции и основанном на фактических доказательствах - соответствующей собранной налоговым органом документации.
Доводов и возражений, относительно установленных в обжалуемом решении обстоятельств и фактов выполнения работ, занижения налогооблагаемой базы, неуплаты налогов и сборов заявителем, его представителем суду не предоставлено.
Единственный довод, изложенный в жалобе сводится к необоснованности проведения налоговым органом ликвидированного, на момент проверки, индивидуального предпринимателя.
Данный довод судом не может быть признан обоснованным ввиду того, что утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам, в том числе налоговым, всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ для целей Налогового кодекса Российской Федерации под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ;
с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Приведенной нормой, а также другими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и актов законодательства о налогах и сборах утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора). Более того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение налогоплательщика от этой обязанности в связи с прекращением предпринимательской деятельности.
При этом статья 89 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверить период, составляющий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 N 95-О-О также указано, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (пункт 3 статьи 44 НК РФ).
В данном случае проверкой охвачен период, в течение которого ответчик обладал статусом индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Инспекция имела право проводить проверку соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за отраженный в решении период, несмотря на то, что на момент проверки он прекратил осуществление предпринимательской деятельности и был исключен из ЕГРИП, то есть утратил статус индивидуального предпринимателя.
В акте проверки и решении указано, что проверка проведена в отношении индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 и статьи 24 ГК РФ, определяющими особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Таким образом, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.258, ст.ст. 193,194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении жалобы ФИО1 на неправомерные действия МИ ФНС №7 по Красноярскому краю, в части требования признания решения №25 от 17.09.2010 года о привлечении его к налоговой ответственности, принятое МИ ФНС №7 по Красноярскому краю.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Партизанский районный суд.
Судья П.И. Гиль