ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/17 от 08.02.2017 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-115/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2017 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством

судьи Лихомана В.П.,

при секретаре Лазгиян А.С.,

с участием

представителей ответчика

ГУ МВД РФ по СКФО Хамхоева М.-Б.М. и

Лаврова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края гражданское дело № 2-115/17 по исковому заявлению Тасоева С. А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании незаконными действий должностных лиц, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, денежной компенсации за причиненный моральный вред, восстановлении права на выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении Тасоев С.А. суду сообщил, что он является подполковником полиции и в соответствии с действующим контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенным ДД.ММ.ГГГГ с Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу генерал-полковника полиции Ченчика С.М. на один год, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, проходит службу в должности <данные изъяты> МВД по Чеченской Республике.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором кадрового подразделения ему было вручено уведомление, подписанное Министром внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенантом полиции Алхановым Р.Ш. и начальником УРЛС МВД по ЧР полковником внутренней службы Джураевым М.С.-С. «Об изменении условий контракта о службе в МВД по Чеченской Республике, предусмотренного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ», в котором он поставлен в известность о том, что с ДД.ММ.ГГГГ выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные контрактом, ему будут прекращены, на основании п. 4.2 приказа МВД России от 09 октября 2012 года № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районной уровне».

После этого заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года он получил на <данные изъяты> рублей меньше, соответственно на 3 оклада по занимаемой должности за каждый месяц, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ дсп сотрудникам, проходящим службу на контрактной основе.

Данная мера, как считает истец, применена в нарушение п. 14 заключенного действующего контракта - п. 14 условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон контракта и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Наступление случаев, предусмотренных п. 4.1 ст. 35 (в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника), как считает истец, не последовало, письменное соглашение на изменение условий контракта, он не заключал.

Кроме того, ссылка в уведомлении на п. 4.2 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, по его мнению, не состоятельна, поскольку в данном пункте речь идет о досрочном прекращении контракта. Пункт 4.2. предписывает, что в контрактах сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки, необходимо предусматривать с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой сотрудником должности из списков, а с ним досрочно контракт не прекращен.

Соответственно этому он считает, что на него, как на сотрудника, проходящего службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике в соответствии с действующим контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенным ДД.ММ.ГГГГ в г. Пятигорске с Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, на один год, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, выполняющего в полном объеме свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией начальника отдела криминалистических экспертиз, исследований и осмотров экспертно-криминалистического центра МВД по Чеченской Республике, требованиями Федеральных законов от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами МВД по Чеченской Республике, должно быть восстановлено право на выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные контрактом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами МВД России (постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1174 и приказом МВД России от 14 марта 2012 года № 174дсп) на весь срок действия заключенного контракта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство вынуждает его обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании части заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ и восстановления его законного права на выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные контрактом.

Таким образом, как считает Тасоев С.А., незаконными действиями должностных лиц МВД Российской Федерации в одностороннем порядке нарушено условие контракта, заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ МВД РФ утвердило список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено 223 должности (в том числе и его), подлежащих замещению на контрактной основе.

В связи с этим, с ДД.ММ.ГГГГ финансирование категории сотрудников, не вошедших в список контрактных должностей сокращено на 3 оклада денежного содержания, тем самым нарушены социальные гарантии предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1174, а также нарушены требования приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп. Вышеуказанное повлекло ухудшение его материального положения, то есть нарушило право на вознаграждение за труд.

Незаконными, по мнению истца, действиями должностных лиц Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее ГУ МВД СКФО) в одностороннем порядке нарушено условие контракта, заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и подписанного начальником ГУ МВД СКФО, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ГУ МВД СКФО был составлен список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено 223 должности (в том числе и его) подлежащих замещению на контрактной основе.

Данный список также подписан начальником ГУ МВД СКФО.

На основании указанного списка ему прекращена с ДД.ММ.ГГГГ выплата 3-х окладов денежного содержания, тем самым нарушены социальные гарантии предусмотренные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также нарушены требования приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп.

Кроме того, как считает истец, должностными лицами ГУ МВД СКФО нарушен приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ и п. 14 действующего контракта в части условий контракта, которые могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон контракта и в письменной форме, а также нарушен п. 4.2 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по <адрес> и МВД по Чеченской Республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне», из которого следует, что в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в список, условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой сотрудником должности из списка осуществляется с их согласия.

Незаконными, по мнению ситца, действиями должностных лиц МВД по Чеченской Республике нарушены социальные гарантии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также нарушены требования приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп.

МВД по Чеченской Республике, не являясь стороной действующего заключенного контракта, нарушило п. 14 контракта и приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как считает истец, нарушен п. 4.2 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне», а также нарушен приказ МВД по ЧР «О назначении и продлении службы по контракту в МВД по Чеченской Республике».

Размер задолженности ответчика по выплате ему части заработной платы (в соответствии с расчетом) составляет: <данные изъяты> рублей х 5 месяцев (<данные изъяты>) = <данные изъяты> рублей.

В силу ст. 237 ТК РФ, за вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, предусмотрена компенсация морального вреда.

Незаконными действиями ответчика, как считает истец, ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных с нарушением его прав, усилилось чувство тревоги по поводу собственной правовой незащищенности, появилась бессонница и депрессивное состояние.

Моральный вред, причиненный невыплатой части заработной платы, отменой выплат, отдельных дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных контрактом, истец оценил в <данные изъяты> рублей.

По изложенным основаниям Тасоев С.А. в исковом заявлении просил суд:

- признать незаконными действия должностных лиц МВД Российской Федерации, нарушивших в одностороннем порядке условия заключенного со ним контракта от ДД.ММ.ГГГГ, без взаимного соглашения сторон в письменной форме, повлекшее нарушение его право на вознаграждение за труд;

- признать незаконными действия должностных лиц Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, нарушивших в одностороннем порядке условия заключенного с ним контракта от ДД.ММ.ГГГГ, без взаимного соглашения сторон в письменной форме, предусмотренные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 14 действующего контракта;

- признать незаконными действия должностных лиц МВД по Чеченской Республике по невыплате ему части заработной платы и взыскать с МВД по Чеченской Республике в его пользу часть заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей;

- взыскать с МВД по Чеченской Республике в его пользу денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей в данный период ставки рефинансирования Центрального Банка РФ;

- взыскать с МВД по Чеченской Республике в его пользу денежную компенсацию за причиненный ему моральный вред в размере <данные изъяты> рублей;

- восстановить его право на выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные контрактом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами МВД России (постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп) на весь срок действия контракта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Тасоев С.А., извещенный о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, не явился и не сообщил суду причины неявки, однако направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании и письменных возражения на иск представители ответчика ГУ МВД России по СКФО Хамхоев М.-Б.М. и Лавров А.В. суду сообщили, что требования о признании незаконными действий должностных лиц ГУ МВД России по СКФО по составлению списков должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту считают несостоятельными и необоснованными по следующим основаниям.

В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб и подразделений МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности, в рамках реализации требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», МВД по Чеченской Республике подготовлены и представлены на согласование начальнику ГУ МВД России по СКФО изменения в списки должностей МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту (далее – списки должностей).

При этом, указанные изменения предполагали сокращение определенных контрактных должностей, без указания персонального состава сотрудников, должности которых исключаются из списков.

ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения были согласованы начальником ГУ МВД России по СКФО и ДД.ММ.ГГГГ утверждены МВД РФ.

В соответствии с внесенными изменениями из списков исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в списки должностей, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ финансирование сотрудников, не вошедших в список, сокращено.

Права начальника ГУ МВД России по СКФО по внесению изменений в списки должностей МВД по Республике Ингушетия, МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту без права сокращения штатной численности, а также в планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, предусмотрены пунктом 3 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике». Списки должностей утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, как считают представители ответчика, действия должностных лиц ГУ МВД России по СКФО по внесению изменений в списки должностей законны и осуществлены в рамках предоставленной компетенции.

Требования о признании незаконными действий должностных лиц ГУ МВД России по СКФО, которые, по мнению истца, в одностороннем порядке без взаимного соглашения сторон нарушили условия контракта, заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ также, как считают представители указанного ответчика, лишены правовых оснований.

Тасоев С.А. проходил службу в МВД по Чеченской Республике, где замещал должность <данные изъяты> по контракту, заключенному с начальником ГУ МВД России по СКФО с ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год.

Полномочия начальника ГУ МВД России по СКФО на заключение контрактов о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с сотрудниками, назначаемыми на должности в МВД по <адрес> и МВД по Чеченской Республике, согласно спискам должностей, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации предоставлены ему как должностному лицу, пользующемуся правами заместителя Министра, приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.11).

В связи с изменениями, внесенными в списки должностей, утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и сокращением более двухсот должностей, комплектуемых на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, с ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам, должности которых исключены их списков, прекращена выплата дополнительных социальных гарантий, предусмотренных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в размере трех должностных окладов.

Так, истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе, предусмотренного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истцу предложено:

продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок действия ранее заключения контракта;

досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации, откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту;

продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике;

уволиться со службы в органах внутренних дел.

Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел и должны оформляться в письменной форме.

Каких-либо обращений ни от Тасоева С.А., ни от его работодателя на имя начальника ГУ МВД России по СКФО о принятом решении не поступало.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактически правоотношения в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по СКФО с Тасоевым С.А контракта о прохождении службы в ОВД прекращены ДД.ММ.ГГГГ с даты исключения должности, замещаемой указанным сотрудником, из списков должностей, правовых оснований для внесения изменений в контракт, как считают представители ответчика, не имеется.

Таким образом, со стороны должностных лиц ГУ МВД России по СКФО нарушений законных прав и интересов истца допущено не было.

Также представители ответчика полагают, что в рамках рассматриваемого дела истцом не представлено ни одного доказательства факта причинения ему морального вреда действиями (бездействием) должностных лиц ГУ МВД России по СКФО.

Следовательно, поскольку не представлено никаких допустимых доказательств в обоснование заявленных истцом требований в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, оснований для удовлетворения иска к ГУ МВД России по СКФО не имеется, в связи с чем просили отказать Тасоеву С.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители ответчиков МВД РФ и МВД по Чеченской Республике в судебное заседание не явились, обратившись в суд с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно письменным возражениям представителя ответчика МВД РФ на иск, Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 Постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.

Порядок и условия производства данных выплат в системе МВД России определены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп «О дополнительной выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, далее - приказ МВД России дсп). Согласно приказу МВД России дсп предусмотренные Постановлением выплаты производятся не всем сотрудникам, а замещающим по отдельному контракту должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, включенным в списки, утверждаемые МВД России.

С целью реализации Постановления и приказа МВД России дсп в пределах предоставленных Министру внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полномочий и в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» (далее - приказ МВД России ), МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России.

Должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике не вошедшие в списки, замещаются на постоянной основе, и дополнительные выплаты, предусмотренные Постановлением и приказом МВД России дсп, по ним не производятся.

В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности в рамках реализации требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» 31 мая 2016 года Министром внутренних дел Российской Федерации были внесены изменения в приказ МВД России и в список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в список, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ производство выплат, предусмотренных Постановлением, сотрудникам, не вошедшим в список, сокращено.

Полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации по внесению соответствующих изменений предусмотрены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248.

Согласно пункту 3 приказа МВД России в новой редакции начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предоставлены права по внесению изменений без права сокращения штатной численности в списки должностей МВД по Республике Ингушетия (в пределах выделенной штатной численности - 168 единиц), МВД по Чеченской Республике (в пределах выделенной штатной численности - 360 единиц), подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, а также в планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, утверждаемые Министром внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в данном случае идет речь не об изменении условий контракта, заключаемого с сотрудником, а о внесении изменений в список, котором данная должность отнесена к разряду контрактных, и по которым предусмотрено производство соответствующих выплат.

В связи с этим является несостоятельной ссылка истца на нарушение пункта 14 заключенного с ним контракта, согласно которому условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-03 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку какие-либо изменения в текст заключенного с истцом контракта не вносились.

Более того, подпунктом 4.2 приказа МВД России начальнику ГУ МВД России по СКФО предписано предусматривать федеральному округу предписано предусматривать в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки должностей МВД Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой должности из списка.

Подписывая соответствующий контракт, сотрудник тем самым выражает согласие на его досрочное расторжение в случае наступления вышеуказанных обстоятельств.

На момент заключения контракта с истцом, замещаемая им должность была включена в список. Согласно пункту 15 контракта, заключенного с истцом, контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-03 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - - Закон о службе) на основании пункта 4.2 приказа МВД России от 09 октября 2012 года № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне», что дополнительно подтверждает возможность исключения должности, замещаемой истцом, из списка.

Порядок и условия обеспечения истца денежным довольствием регламентированы подпунктом 6.2 контракта, в соответствии с которым Министр внутренних дел по Чеченской Республике обязуется обеспечить ему и членам его семьи своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Производство выплат, предусмотренных Постановлением, до конца срока действия контракта, в качестве отдельного условия в контракте не оговорено.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о социальных гарантиях денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.

Учитывая изложенное, в рамках заключенного контракта после исключения должности, замещаемой истцом, из списка, денежное довольствие выплачивалось ему в полном объеме в соответствии с условиями контракта. Производство ему предусмотренной Постановлением выплаты было прекращено в установленном порядке и полностью отвечает требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок ее предоставления.

Само по себе исключение должности из списка не является нарушением Постановления и приказа МВД дсп, поскольку оно осуществляется в рамках предоставленных МВД России полномочий по реализации данных нормативных правовых актов.

То есть, со стороны МВД России, ГУ МВД России по СКФО и МВД по Чеченской Республике в этой части условия контракта соблюдены и в одностороннем порядке не нарушены.

При этом, представитель МВД РФ отмечает, что сотрудник органов внутренних дел согласно Закону о службе не только имеет право на получение денежного довольствия, но также в силу ст. 12 Закона о службе обязан знать содержание нормативных правовых актов, регулирующих порядок его предоставления.

В связи с этим при заключении контракта истец должен был в полной мере понимать, на каких условиях и каким образом производятся выплаты, предусмотренные Постановлением, а также знать последствия исключения замещаемой им должности из списков, как в части прекращения предоставления выплаты, так и в части возможного досрочного прекращения контракта.

Как следует из искового заявления, истец не в достаточной мере ознакомился с требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Однако в сложившихся обстоятельствах со стороны ответчиков предприняты все действия, разъясняющие ему последствия исключения его должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе.

Так, истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе.

Кроме того, истцу предложено:

продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта;

досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации, откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту;

продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике;

уволиться со службы в органах внутренних дел.

Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о службе изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее - рапорт).

В соответствии со ст. 20 Закона о службе правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с данным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Законом о службе.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о службе контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено Законом о службе.

Таким образом, в сложившейся ситуации истец должен был в письменной форме обратиться на имя уполномоченного руководителя, сообщив о принятом решении для определения своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном Законом о службе порядке.

Однако истцом не было выполнено ни одного из вышеперечисленных процедурных мероприятий. Уполномоченный руководитель нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы прохождения службы, не наделен правами по принятию решений в одностороннем порядке по назначению на иные должности в органах внутренних дел, откомандированию либо увольнению сотрудников соответствующей категории при сложившейся правовой ситуации. Возможность и порядок осуществления дальнейших действий уполномоченного руководителя в сложившейся ситуации Законом о службе не определены.

Учитывая, что истец в письменной форме не обратился к уполномоченному руководителю с принятым решением об определении своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке, представитель ответчика считает, что он согласился с осуществлением служебных обязанностей по ранее замещаемой контрактной должности с учетом прекращения производства предусмотренных Постановлением выплат.

Как приведено ранее, указанное выше уведомление не является односторонним письменным изменением условий контракта, как считает истец, а содержит только уведомление об исключении должности истца из списка контрактных должностей, прекращении производства ему соответствующих выплат, а также возможные варианты прохождения дальнейшей службы в органах внутренних дел.

Более того, составление данного документа нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел не предусмотрено, он составлен и подготовлен по личной инициативе МВД по Чеченской Республике, что может дополнительно свидетельствовать об отсутствии у ответчиков намерения нарушить права и законные интересы истца, а наоборот, о намерении способствовать последующему прохождению истцом службы в органах внутренних дел.

В связи с этим необоснованным является также и требование истца о возобновлении ему соответствующих выплат на весь срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно основано на ошибочном восприятии и толковании действующих нормативных правовых актов.

Таким образом, со стороны МВД России, как считает его представитель, нарушений законных прав и интересов истца допущено не было, условия контракта с истцом о похождении службы в органах внутренних дел МВД России и ГУ МВД России по СКФО в одностороннем порядке не изменялись и не нарушались. Каких-либо действительных доказательств допущенных со стороны МВД России, ГУ МВД России по СКФО, МВД по Чеченской Республике нарушений в отношении истца им не предоставлено.

Относительно требований истца о компенсации морального вреда, представитель ответчика сообщил, что в рамках рассматриваемого дела истцом не представлено ни одного доказательства факта причинения ему морального вреда.

Кроме того, при решении вопроса о компенсации морального вреда необходимо подтвердить факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию.

На основании вышеизложенного, представитель МВД России в письменных возражениях просит суд отказать Тасоеву С.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Аналогичные возражения на иск представлены в письменном виде представителем ответчика МВД по Чеченской Республике.

Суд, с учетом доводов истца, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения представителей ответчика ГУ МВД России по СКФО, принимая во внимание доводы письменных возражений представителей ответчиков МВД России и МВД по Чеченской Республике, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, подполковник полиции Тасоев С.А. в соответствии с контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенным ДД.ММ.ГГГГ с Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу на один год, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в должности <данные изъяты> МВД по Чеченской Республике.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Постановление) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в п.п. 1 и 4 Постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере трех месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.

Порядок и условия производства данных выплат в системе МВД России определены приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГдсп «О дополнительной выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» (зарегистрирован в Минюсте России, далее – приказ МВД России дсп).

Согласно приказу МВД России дсп предусмотренные Постановлением выплаты производятся не всем сотрудникам, а замещающим должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, включенным в списки, утверждаемые МВД России.

С целью реализации указанного Постановления и приказа МВД России дсп в пределах предоставленных Министру внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, полномочий и в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» (далее – приказ МВД России ), МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России.

Должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике не вошедшие в списки, замещаются на постоянной основе, и дополнительные выплаты, предусмотренные Постановлением и приказом МВД России дсп, по ним не производятся.

В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности в рамках реализации требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» ДД.ММ.ГГГГ Министром внутренних дел Российской Федерации были внесены изменения в приказ МВД России и в список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в список, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе.

В этой связи с ДД.ММ.ГГГГ финансирование сотрудников, не вошедших в список, сокращено.

Полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации по внесению соответствующих изменений предусмотрены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248.

Согласно п. 3 приказа МВД России в новой редакции, начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предоставлены права по внесению изменений без права сокращения штатной численности в списки должностей МВД по Республике Ингушетия (в пределах выделенной штатной численности – 168 единиц), МВД по Чеченской Республике (в пределах выделенной штатной численности – 360 единиц), подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, а также в планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, утверждаемые Министром внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в данном случае идет речь не об изменении условий контракта, заключаемого с сотрудником, а о внесении изменений в список, котором данная должность отнесена к разряду контрактных.

В связи с этим является несостоятельной ссылка истца на нарушение п. 14 заключенного с ним контракта, согласно которому условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку какие-либо изменения в текст заключенного с истцом контракта не вносились.

Более того, пп. 4.2 приказа МВД России начальнику ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предписано предусматривать в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой должности из списка.

Подписывая соответствующий контракт, сотрудник тем самым выражает согласие на его досрочное расторжение в случае наступления вышеуказанных обстоятельств.

На момент заключения контракта с истцом, замещаемая им должность была включена в список.

Согласно п. 15 контракта заключенного с истцом, контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в ОВД) на основании п. 4.2 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне».

Порядок и условия обеспечения истца денежным довольствием регламентированы пп. 6.2 контракта, в соответствии с которым Министр внутренних дел по Чеченской Республике обязуется обеспечить ему и членам его семьи своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о социальных гарантиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Производство выплат, предусмотренных Постановлением, до конца срока действия контракта, в качестве отдельного условия в контракте не оговорено.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о социальных гарантиях денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно п. 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.

Учитывая изложенное, в рамках заключенного контракта после исключения должности, замещаемой истцом, из списка, денежное довольствие выплачивалось ему в полном объеме в соответствии с условиями контракта. Производство ему предусмотренной Постановлением выплаты было прекращено в установленном порядке и полностью отвечает требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок ее предоставления.

Само по себе исключение должности из списка не является нарушением Постановления и приказа МВД дсп, поскольку оно осуществляется в рамках предоставленных МВД России полномочий по реализации данных нормативных правовых актов. То есть, со стороны МВД России, ГУ МВД России по СКФО и МВД по Чеченской Республике в этой части условия контракта соблюдены и в одностороннем порядке не нарушены.

При этом, что сотрудник органов внутренних дел согласно Закону о службе в ОВД не только имеет право на получение денежного довольствия, но также в силу ст. 12 указанного Закона обязан знать содержание нормативных правовых актов, регулирующих порядок его предоставления.

В связи с этим, при заключении контракта истец должен был в полной мере понимать, на каких условиях и каким образом производятся выплаты, предусмотренные Постановлением, а также знать последствия исключения замещаемой им должности из списков, как в части прекращения предоставления выплаты, так и в части возможного досрочного прекращения контракта.

Истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе.

Кроме того, истцу предложено:

- продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта;

- досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту;

- продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике;

- уволиться со службы в органах внутренних дел.

Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о службе в ОВД изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее – рапорт).

В соответствии со ст. 20 Закона о службе в ОВД правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с данным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Законом о службе в ОВД.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о службе в ОВД контракт – это соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено Законом о службе в ОВД.

Таким образом, сотрудник должен был в письменной форме обратиться на имя уполномоченного руководителя, сообщив о принятом решении для определения своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке.

Однако истцом не было выполненного ни одного из вышеперечисленных процедурных мероприятий. Уполномоченный руководитель нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы прохождения службы, не наделен правами по принятию решений в одностороннем порядке по назначению на иные должности в органах внутренних дел, откомандированию либо увольнению сотрудников соответствующей категории при сложившейся правовой ситуации. Возможность и порядок осуществления дальнейших действий уполномоченного руководителя в сложившейся ситуации Законом о службе в ОВД не определены.

Поскольку истец в письменной форме не обратился к уполномоченному руководителю с принятым решением об определении своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке, то он согласился с осуществлением служебных обязанностей по ранее замещаемой контрактной должности с учетом прекращения производства предусмотренных Постановлением выплат.

Указанное выше уведомление не является односторонним письменным изменением условий контракта, как считает истец, а содержит только уведомление об исключении должности истца из списка контрактных должностей, прекращении производства ему соответствующих выплат, а также возможные варианты прохождения дальнейшей службы в органах внутренних дел.

Более того, составление данного документа нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел не предусмотрено, он составлен и подготовлен по личной инициативе МВД по Чеченской Республике, что также свидетельствует об отсутствии у ответчиков намерения нарушить права и законные интересы истца, а наоборот, способствовать последующему прохождению истцом службы в органах внутренних дел.

В связи с этим необоснованным является также и требование истца о возобновлении ему соответствующих выплат на весь срок действия контракта – до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно основано на ошибочном толковании действующих нормативных правовых актов.

ДД.ММ.ГГГГ истцу в установленном порядке направлен ответ (исх. ДГС МВД России ), в котором разъяснен порядок и условия предоставления и прекращения производства ежемесячных выплат в размере трех месячных окладов, предусмотренных Постановлением.

Таким образом, со стороны ответчиков нарушений законных прав и интересов истца допущено не было, условия контракта с истцом о прохождении службы в органах внутренних дел МВД России и ГУ МВД России по СКФО в одностороннем порядке не изменялись и не нарушались.

При таких обстоятельствах, в условиях состязательности гражданского процесса истцом не представлено доказательств допущенных ответчиками нарушений требований законов, подзаконных и ведомственных актов, а также прав свобод и законных интересов истца.

В связи с изложенным необоснованно и не подлежит удовлетворению и требований истца о компенсации морального вреда, поскольку не установлено виновных действий ответчика, нарушающих его личные неимущественные права, либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тасоева С. А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании незаконными действий должностных лиц, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, денежной компенсации за причиненный моральный вред, восстановлении права на выплаты, отдельные дополнительные гарантии и компенсации, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья В.П. Лихоман