ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/17 от 23.03.2017 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-115/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2017 года г. Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Н.В.,

при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению системы видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кусинского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР «Солнышко» (далее МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса», образовательное учреждение) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению системы видеонаблюдения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кусинского района Челябинской области в ДАТА была проведена проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» требований федерального законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения, в том числе по обеспечению мер безопасности и противодействия терроризму. В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» является объектом инфраструктуры с массовым пребыванием людей, большинство из которых несовершеннолетние. Вместе с тем, система видеонаблюдения в здании образовательного учреждения отсутствует, то есть образовательным учреждением не созданы безопасные условия обучения. Отсутствие видеонаблюдения не позволяет обеспечить контроль и предупреждение террористических актов, создает угрозу жизни и здоровью детей, работников и лиц, посещающих образовательное учреждение. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человек и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Челябинской области Филиппенко Е.Г. исковые требования уточнил, просил признать бездействие образовательного учреждения, выразившееся в непринятии мер по установлению системы видеонаблюдения, незаконным, возложить обязанность по установлению системы видеонаблюдения в срок до ДАТА, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представить ответчика МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» заведующий образовательным учреждением Крючкова М.В. в судебном заседании исковые требования в части установления системы видеонаблюдения в срок до ДАТА признала, указав, что образовательным учреждением заключен договор на установление системы видеонаблюдения, срок действия которого до ДАТА. Меры по установлению системы видеонаблюдения принимались, в Управление образования Кусинского муниципального района направлялась информация о нуждаемости в денежных средствах на указанные цели, бездействие отсутствует.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления образования Кусинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.31).

Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На основании п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В приложении "В" к вышеприведенному своду имеется ссылка на то, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3).

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В судебном заседании установлено, согласно Уставу МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса», является образовательным учреждением. Основная цель деятельности образовательного учреждения - образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, направленного на формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста от 02 месяцев до 7 лет, присмотр и уход за детьми (п.п.., 1.1., 2.1. Устава л.д. 9-20).

В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, проведенной прокуратурой Кусинского района Челябинской области, установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения (л.д. 5).

ДАТА в адрес и.о. руководителя Управления образования Кусинского муниципального района ФИО. прокурор Кусинского района Челябинской области внес представление об устранении нарушений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДАТА № 35-ФЗ, об установлении систем видеонаблюдения, в том числе в МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» (л.д. 6-7).

Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным для ответчика. На МБДОУ «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» подлежит возложению обязанность по установлению в образовательном учреждении системы видеонаблюдения, в срок, указанный в судебном заседании помощником прокурора Кусинского района Челябинской области, - ДАТА.

Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по установлению системы видеонаблюдении в образовательном учреждении, в судебном заседании нашло своё подтверждение.

Доказательства, подтверждающие, что с момента вступления Федерального закона N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года в законную силу, издания приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" образовательным учреждением принимались действенные меры по установлению системы видеонаблюдения, суду не представлены.

Руководствуясь статьей 194-199 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по установлению системы видеонаблюдения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса», выразившееся в непринятии мер по установлению системы видеонаблюдения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса».

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад НОМЕР «Солнышко» г. Куса» установить в учреждении систему видеонаблюдения в срок до ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Андреева