ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/18 от 29.09.2017 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Гр. дело № 2-115/2018

Поступило в суд 29.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2018г. г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд Новосибирска

в с о с т а в е :

председательствующего судьи Д.А. Еременко

при секретаре Рубцовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, предоставляющей возможность приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом табачной продукции, размещенной на сайтах сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО обратился в суд с заявлением о признании информации, предоставляющей возможность приобретения неопределенным кругом лиц дистанционным способом табачной продукции, размещенной на сайтах в сети «Интернет»: * информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В обоснование заявления указано, что проведена проверка сети Интернет на основании поступившей информации о размещении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информации о розничной продаже табачной продукции дистанционным способом. В ходе проверки установлено, что на территории *** в нарушение ФЗ от 13.03.2006г. № 38-Фз «О рекламе» и Правил продажи товаров дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (странице в сети Интернет) * размещена реклама табачной продукции и предложение ее к продаже и доставке круглосуточно в ***. Это предложение товара – табачной продукции в ее рекламе обращено к неопределенному кругу лиц и согласно ст. 494, 437 ГК РФ является публичной офертой.

При этом вход на вышеуказанные анонимные (обезличенные) сайты свободные, не требуют предварительной регистрации и паролей, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную в них алкогольную продукцию может любой Интернет-пользователь без ограничения по времени суток. Таким образом, указанные сайты содержат информацию о предложениях алкогольной продукции неопределенному кругу лиц независимо от их возраста.

Информация об обязательном подтверждении соответствия предлагаемой к продаже табачной продукции установленным обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителя, не предоставлена на сайтах. Также не указаны сведения о продавце предполагаемой к продаже табачной продукции: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно используемым в ФЗ «О рекламе» основным понятиям «реклама», «Объект рекламирования», «товар», «ненадлежащая реклама» указанное на сайтах предложение табачной продукции к продаже является ненадлежащей рекламой. Такое предложение табачной продукции к продаже на сайтах создает угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, так как не обеспечена безопасность этой табачной продукции для жизни, здоровья потребителей.

Согласно ст. 26.1 Закона № 2300-1, при дистанционном способе продажи товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя).

Согласно п. 5 Правил № 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии со п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 37 Правил № 612 контроль за их соблюдением осуществляется Роспотребнадзором.

Согласно п.8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Информация об обязательном подтверждении соответствия предлагаемой к продаже табачной продукции, установленным обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, предусмотренная ст. 7, 10 Закона «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами на указанном сайте не предоставлена. А согласно п. 4 ст. 7 Закона № 2300-1, не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя.

Согласно используемым в ФЗ «О рекламе» основным понятиям «реклама», «объект рекламирования», «товар», «ненадлежащая реклама» (ст. 3) указанное на сайтах предложение табачной продукции к продаже является ненадлежащей рекламой. Такое предложение табачной продукции к продаже на сайтах создает угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, так как не обеспечена безопасность этой табачной продукции для жизни, здоровья потребителя.

П. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст. ст. 14.3.1, 14.2, 6.17 КоАП РФ, 238 УК РФ).

В соответствии со ст. 15 ФЗ № 149, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Предложение на вышеуказанном сайте приобретать дистанционным способом табачную продукцию является противоправными действиями и представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей, в том числе и несовершеннолетних лиц.

На основании вышеизложенного заявитель просил о рассмотрении заявления по существу с удовлетворением требований.

В судебном заседании представитель заявителя требования заявления поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что до настоящего времени доступ к сайту свободный, в связи с чем имеется необходимость в данном судебном решении. Заявление подано в защиту неопределенного круга лиц, установить владельца сайта, страницы интернет не возможно.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Заявитель указал на то, что целью обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует. Следовательно, способ защиты избран верно.

Признание информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 указанного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 494 Гражданского Кодекса Российской Федерации предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются наименование и количество товара и его цена.

В соответствии с положениями ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» при дистанционном способе продажи товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя).

Под продажей товаров дистанционным способом, понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Согласно п. 5 Правил № 612 не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

В соответствии со п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

В силу п. 37 Правил № 612 контроль за их соблюдением осуществляется Роспотребнадзором.

Согласно п.8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Информация об обязательном подтверждении соответствия предлагаемой к продаже табачной продукции, установленным обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, предусмотренная ст. 7, 10 Закона «О защите право потребителей» и иными правовыми актами на указанном сайте не предоставлена. А согласно п. 4 ст. 7 Закона № «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя.

Согласно используемым в ФЗ «О рекламе» основным понятиям «реклама», «объект рекламирования», «товар», «ненадлежащая реклама» (ст. 3) указанное на сайтах предложение табачной продукции к продаже является ненадлежащей рекламой. Такое предложение табачной продукции к продаже на сайтах создает угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, так как не обеспечена безопасность этой табачной продукции для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 8 ФЗ «О рекламе» установлено, что при дистанционном способе продажи товаров в их рекламе должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

П. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст. ст. 14.3.1, 14.2, 6.17 КоАП РФ, 238 УК РФ).

Судом установлено, что проведена проверка сети Интернет, в ходе которой установлено, что на территории *** в нарушение ФЗ от 13.03.2006г. № 38-Фз «О рекламе» и Правил продажи товаров дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (страницы сети Интернет) * размещена реклама табачной продукции и предложение ее к продаже и доставке круглосуточно в ***.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном виде мог на момент подачи иска в суд любой пользователь. Доказательств обратного суду не представлено.

То есть указанный сайт содержат информацию о предложениях табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста. Такое предложение табачной продукции к продаже на сайтах создает угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, так как не обеспечена безопасность этой алкогольной продукции для жизни, здоровья потребителя.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, несовершеннолетним, в нестационарных торговых объектах и без сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и " безопасность такой продукции. Данные требования Федерального закона также нарушаются при незаконной продаже алкогольной продукции дистанционным способом через сеть «Интернет». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, информация, распространяемая в сети «Интернет» на сайте: * является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Согласно ст. 9, 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В целях восстановления нарушенного права граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ РФ от 27 июля 2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим материал о товарах, опасных для жизни и здоровья, о возможность приобретения ее в период, в который торговля алкоголем запрещена. Имея техническую возможность, заинтересованное лицо обязано в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет- ресурсам - сайтам, содержащим информацию, признанную запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию, предоставляющую возможность приобретения неопределенным кругом потребителей дистанционным способом табачной продукции, размещенную на сайте в сети «Интернет»: * информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд ***.

Судья Еременко Д.А.

Решение в мотивированной форме изготовлено 30.01.2018г.