ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/2013 от 25.02.2013 Сковородинского районного суда (Амурская область)

дело № 2-115/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2013 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием представителя заявителя – помощника прокурора Сковородинского района – Романченко С.В.,

заинтересованного лица – главы администрации Неверского сельсовета – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах жителей Неверского сельсовета о признании бездействия администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации, незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц - жителей Неверского сельсовета обратился с заявлением о признании бездействия администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации, незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района во исполнение поручения прокуратуры Амурской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства при формировании местных бюджетов на 2013 год. В ходе проверки установлено, что администрацией Неверского сельсовета 21 февраля 2012 года принято постановление № 23, которым утверждена муниципальная целевая программа «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы». Целью данной программы является создание условий и возможностей для гражданского становления, успешной социализации, эффективной самореализации и интеграции молодежи с. Невер в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России. Исходя из поставленных целей, определены конкретные мероприятия, включенные в план целевой программы: организация и проведение сельских мемориальных мероприятий, турниров, военно-спортивных игр; проведение профилактической работы по предупреждению табачной, наркотической и иных видов зависимости, асоциального поведения, насилия и экстремизма в молодежной среде; организация первичной профилактики асоциальных явлений и экстремизма среди молодежи; организация мероприятий семейного отдыха и совместного детско-родительского досуга. Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигн6ований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Принятие решения о сокращении, начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы возможно путем проведения оценки эффективности ее реализации. Лишь по результатам такой оценки местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. Установлено, что администрацией Неверского сельсовета оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ, принятых главой муниципального образования, не проводилась. В нарушение положении ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ администрацией Неверского сельсовета принято решение о досрочном прекращении реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» с 2013 года, что подтверждается решением Неверского сельского Совета народных депутатов от 18 декабря 2012 года № 36 «Об утверждении бюджета Неверского сельсовета на 2013 год». Так в приложении № 8 «Объемы бюджетных ассигнований бюджета Неверского сельсовета на 2013 год» к указанному решению целевая программа «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» не указана, соответственно, не определены объемы бюджетных ассигнований на ее реализацию. Бездействием администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятием необоснованного решения о досрочном прекращении реализации названной целевой программы нарушены права жителей муниципального образования, прежде всего, молодежи на их систематическое и планомерное социальное, культурное, духовное и физическое воспитание, формирование у них стойкого противодействия наркотикам, экстремистской деятельности. Просит признать бездействие администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации, незаконным, а также возложить на администрацию Неверского сельсовета обязанность провести оценку эффективности реализации указанной долгосрочной целевой программы по результатам которой решить вопрос о дальнейшей реализации данной целевой программы и определить объем бюджетных ассигнований на реализацию программы в решении о местном бюджете на 2013 год.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Сковородинского района Романченко С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Заинтересованное лицо - глава Неверского сельсовета ФИО5. заявленные требования признал полностью, о чем им дано письменное заявление, приобщенное к материалам дела.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При этом в силу ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что в ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Неверский сельсовет, принятого решением Неверского сельского Совета Народных от 09 декабря 2010 года № 81 указана компетенция органов местного самоуправления, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для организации и досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.

21 февраля 2012 года администрацией Неверского сельсовета принято постановление № 23, которым утверждена муниципальная целевая программа «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы». Целью данной программы является создание условий и возможностей для гражданского становления, успешной социализации, эффективной самореализации и интеграции молодежи с. Невер в экономическую, культурную и политическую жизнь современной России и определены конкретные мероприятия, включенные в план целевой программы: организация и проведение сельских мемориальных мероприятий, турниров, военно-спортивных игр; проведение профилактической работы по предупреждению табачной, наркотической и иных видов зависимости, асоциального поведения, насилия и экстремизма в молодежной среде; организация первичной профилактики асоциальных явлений и экстремизма среди молодежи; организация мероприятий семейного отдыха и совместного детско-родительского досуга.

Также судом, установлено, что решением Неверского сельского Совета народных депутатов от 18 декабря 2012 года № 36 «Об утверждении бюджета Неверского сельсовета на 2013 год», в приложении № 8 «Объемы бюджетных ассигнований бюджета Неверского сельсовета на 2013 год» к указанному решению целевая программа «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» не указана.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются местной администрацией муниципального образования. По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц со дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

Таким образом, судом установлено, что администрацией Неверский сельсовет оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ, принятых главой муниципального образования, не проводилась. Кроме того, поскольку, в решении Неверского сельского Совета народных депутатов от 18 декабря 2012 года № 36 «Об утверждении бюджета Неверского сельсовета на 2013 год» целевая программа «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» не указана, соответственно, не определены объемы бюджетных ассигнований на ее реализацию.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Сковородинского района о признании незаконным бездействия администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации, подлежит удовлетворению.

Кроме того, главой муниципального образования Неверский сельсовет ФИО3 было представлено заявление о признании заявленных требований в полном объеме.

Согласно ч.4 ст.196 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание должностным лицом – главой администрации Неверского сельсовета заявленных требований, так как такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Вместе с тем, в силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Сковородинского района также просит обязать администрацию Неверского сельсовета обязанность провести оценку эффективности реализации указанной долгосрочной целевой программы по результатам которой решить вопрос о дальнейшей реализации данной целевой программы и определить объем бюджетных ассигнований на реализацию программы в решении о местном бюджете на 2013 год, однако, срок не указывает.

В связи с чем, суд, приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушения - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных администрацией Неверского сельсовета нарушений и будет способствовать исполнению решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах жителей Неверского сельсовета о признании бездействия администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации, незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Неверского сельсовета по не проведению оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы» и принятию решения о досрочном прекращении ее реализации.

Обязать администрацию Неверского сельсовета провести оценку эффективности реализации указанной долгосрочной целевой программы «Молодежь муниципального образования Неверский сельсовет на 2012-2015 годы», по результатам которой решить вопрос о дальнейшей реализации данной целевой программы и определить объем бюджетных ассигнований на реализацию программы в решении о местном бюджете на 2013 год в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук