Дело № 2-115/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием истца Пихтовникова И.Ю.,
представителя ответчика администрации Кизеловского городского поселения Шевчука Д.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Пихтовникова И. Ю. к администрации Кизеловского городского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Третьяков И. Г., о защите трудовых прав работника от дискриминационных действий со стороны работодателя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании действий администрации Кизеловского городского поселения без предложения замещения вакантной должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения без предложения замещения данной должности Пихтовникову И. Ю. дискриминационными по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами Пихтовникова И. Ю., и незаконными, об обязании администрацию Кизеловского городского поселения предложить Пихтовникову И. Ю. для замещения вакантную должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения, о признании факта причинения администрацией Кизеловского городского поселения Пихтовникову И. Ю. морального вреда и об определении компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования: просит взыскать с администрации Кизеловского городского поселения в пользу Пихтовникова И. Ю. компенсацию морального вреда в размере № рублей.
Истец мотивировал свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит с ответчиком в трудовых отношениях. С даты заключения трудового договора он является муниципальным служащим. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он исполнял обязанности помощника главы администрации поселения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом изменения наименования должностей является начальником отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету. Решением Думы Кизеловского городского поселения № 1 от 27.02.2014 года была утверждена новая структура администрации. Занимаемая им должность в новой структуре отсутствует, то есть имело место сокращение штатов. Одновременно указанным решением в структуру введена должность заместителя главы администрации. Распоряжением № 53 от 07.03.2014 года утверждено новое штатное расписание. ДД.ММ.ГГГГ ему вручено уведомление о предстоящем сокращении, в котором ему была предложена ведущая муниципальная должность начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты. Считает, что со стороны работодателя в отношении него имела место дискриминация. На день вручения ему уведомления о сокращении штата администрации ДД.ММ.ГГГГ его стаж муниципальной службы составлял более № лет. В ДД.ММ.ГГГГ года ему был присвоен классный чин <...>. За время работы в администрации он неоднократно исполнял обязанности главы администрации Кизеловского городского поселения, в том числе и на продолжительный период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году он окончил <...>», квалификация <...>, то есть, имеет высшее профессиональное образование. Он соответствует требованиям, предъявляемым к высшим должностям муниципальной службы, установленным законодательством, и следовательно, был вправе претендовать на должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения. В нарушение ст. 81 ТК РФ работодатель не предложил ему для замещения вакантную должность заместителя главы администрации, а назначил на данную должность другого человека, не состоявшего ранее в штате администрации Кизеловского городского поселения. Своими действиями ответчик нарушил один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, установленного ст. 2 ТК РФ.
В судебном заседании истец Пихтовников И.Ю., настаивая на исковых требованиях с учетом их уточнения и доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что приложенные им сведения о стаже муниципальной службе он рассчитал самостоятельно по трудовой книжке. Со справкой администрации Кизеловского городского поселения о стаже его муниципальной службы № не согласен, в дальнейшем будет ее оспаривать. Вновь утвержденную структуру администрации Кизеловского городского поселения он не оспаривает, поскольку действительно произошло сокращение занимаемой им должности. С момента уведомления о сокращении его должности еще не прошло 2 месяца, поэтому он работает до настоящего времени на должности начальника отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету. Это ведущая должность. С момента уведомления о предстоящем сокращении ему предложили только одну должность начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты. Это ведущая должность. Для указанной должности сохранены должностные обязанности по гражданской обороне, которые он исполнял, но значительно расширены полномочия обязанностями в сфере ЖКХ. Функции по воинскому учету исполняет другой отдел. Считает, что ранее помощник главы администрации не справлялся с вопросами ЖКХ, градостроительства и землепользования, один человек не сможет справиться с обязанностями начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты, поскольку кроме вопросов ЖКХ добавлены обязанности по гражданской защите. Он находился на листе нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, весь ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, приступил к работе ДД.ММ.ГГГГ года. Официального отказа или согласия на занятие данной должности по причине того, что он длительное время находился на больничном листе из-за перелома руки, он еще не давал, думает. Ему известно, что из-за введения новой структуры администрации имело место сокращение должностей и были вакантны должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения и начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты. Считает, что заключением ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с Третьяковым И.Г., принятого на должность заместителя главы администрации, были нарушены его права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, поскольку данную должность сначала должны были предложить работникам, подпадающим под сокращение в соответствии с их квалификацией, в том числе и ему, в ДД.ММ.ГГГГ года он находился на рабочем месте, в связи с чем, считает, что работодатель проявил по отношению к нему дискриминацию. Полагает, что Третьяков И.Г. не соответствует квалификационным требованиям для занятия должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения. У него такое же высшее техническое образование, как и у Третьякова И.Г. По данному поводу в прокуратуре г. Кизел проводится проверка. Он будет обжаловать дисциплинарные взыскания.
Представитель ответчика Шевчук Д.В. исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указал, что в соответствии с принятыми структурой администрации Кизеловского городского поселения и штатным расписанием сокращались следующие должности: помощник главы администрации по финансам, помощник главы администрации по правовым вопросам, помощник главы администрации по вопросам ЖКХ, градостроительства и землепользования, заведующий сектором по работе с кадрами и делопроизводству, начальник отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету. ДД.ММ.ГГГГ всем служащим администрации, чьи должности попали под сокращение, в соответствии со ст. ст. 81, 180 ТК РФ под роспись были вручены уведомления о сокращении и предложены вакантные должности, соответствующие квалификации работника. Пихтовникову И.Ю. была предложена должность начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты, которая соответствует его квалификации. Также истцу в уведомлении было предложено сообщить о своем согласии на данный перевод или об отказе от перевода. До настоящего времени Пихтовников И.Ю. свое согласие или отказ от перевода работодателю не представил. На момент уведомления о сокращении муниципальных служащих в администрации существовали следующие вакантные должности, соответствующие квалификации Пихтовникова И.Ю., а также вакантные нижестоящие должности: начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты (ведущая муниципальная должность), ведущий специалист сектора ЖКХ и гражданской защиты (старшая должность). Истцу была предложена ведущая муниципальная должность, так как он неоднократно исполнял обязанности помощника главы администрации по вопросам ЖКХ, градостроительству и землепользованию, имеет диплом о получении высшего профессионального образования по специальности «горные машины и оборудование» и соответствующие удостоверения о повышении квалификации в сфере гражданской защиты. Высшая муниципальная должность заместителя главы администрации не могла быть предложена Пихтовникову И.Ю., поскольку данная должность не была вакантна, у истца имеются два дисциплинарных взыскания: замечание и выговор, за невыполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Права истца не нарушены. Муниципальному служащему, занимавшему ведущую муниципальную должность, была предложена ведущая муниципальная должность. Средняя заработная плата, продолжительность отпуска и другие гарантии работника не изменены и не ущемлены. Преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК РФ, работнику предоставлено. Для исполнения обязанностей начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты выделен специалист, которые обязан исполнять те же обязанности и распоряжения непосредственного руководителя.
Дополнительно к письменным возражениям представитель ответчика пояснил, что в прежней структуре администрации Кизеловского городского поселения было три сектора: сектор бухучета и контроля, сектор по работе с кадрами и делопроизводству, сектор экономики и муниципальной собственности, и один отдел по вопросам гражданской защиты и первичного воинского учета, который возглавлял истец. В каждом секторе были начальник и несколько специалистов. Все другие функции в администрации Кизеловского городского поселения выполняли помощники главы администрации: помощник главы администрации по финансовым вопросам, помощник главы администрации по правовым вопросам, помощник главы администрации по вопросам ЖКХ, градостроительству и землепользованию. Такая структура была введена с момента создания администрации, устарела, помощники главы не могли справиться с возложенными на них обязанностями. Из новой структуры администрации были выведены должности помощников главы администрации, их функции были переданы вновь созданным секторам. Так, из сектора отдела кадров и делопроизводству с учетом функций помощника главы администрации по правовым вопросам был создан сектор по организационно-правовым вопросам. Функции отдела по гражданской защите и первичному воинскому учету были разделены: был создан отдел по первичному воинскому учету, а функции по гражданской защите были переданы сектору ЖКХ, которому также были переданы обязанности помощника главы администрации по вопросам ЖКХ, градостроительству и землепользованию. В каждом секторе предусмотрены должности начальника и специалистов, в отделе первичного воинского учета остались только специалисты. Таким образом, ранее возложенные функции на одного помощника теперь исполняет сектор, во главе которого стоит начальник и подчиненные ему специалисты. Была сокращена должность ведущего специалиста информационного развития и технологий, сотрудник был переведен в МКУ «Центр предоставления муниципальных услуг», учредителем которого является администрация Кизеловского городского поселения. При сокращении все работники администрации были переведены на должности в соответствии с квалификационными требованиями, необходимым для занятия должности. Считает, что истец соответствует квалификационным требованиям для занятия должности начальника отдела сектора ЖКХ и гражданской защиты. Работники администрации не остались без работы. По какой причине штатное расписание согласно утвержденной структуре администрации было введено в действие сразу, не знает. До настоящего времени данная должность остается вакантной, так как истец находился на листе нетрудоспособности и не отказался от нее, по этим же причинам ему не была предложена нижестоящая должность. ДД.ММ.ГГГГ на должность ведущего специалиста сектора ЖКХ и гражданской защиты был принят ФИО1 Квалификационные требования для занятия должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения предусмотрены Решением Думы Кизеловского городского поселения № 53 от 29.08.2008 года. Для занятия данной должности необходимо наличие высшего профессионального образования в соответствии со специализацией муниципальной должности или образование по специальности государственное и муниципальное управление или образование считающееся равноценным, стаж гражданской или муниципальной службы 4 года или стаж работы по специальности. Полагает, что поскольку Третьяков И.Г. был принят на данную должность, то он соответствует квалификационным требованиям, у него имеется соответствующее образование и стаж работы по специальности. Должностная инструкция для должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения в настоящее время разрабатывается. Считает, что истцом не доказано, в чем по отношению к нему выразились дискриминационные действия со стороны работодателя, не доказан факт причинения морального вреда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Третьяков И.Г. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Прокурор г. Кизел в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку данная категория споров не относится к делам, которые рассматриваются с обязательным участием прокурора.
Суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Пихтовников И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ принят переводом из <...> в Администрацию Кизеловского городского поселения на ведущую муниципальную должность помощника главы администрации по ГО и ЧС, ДД.ММ.ГГГГ наименование должности изменено на начальника отдела по вопросам ГО, ЧС и первичному воинскому учету, со ДД.ММ.ГГГГ наименование должности изменено на заведующего отделом по вопросам ГО, ЧС и первичному воинскому учету, с ДД.ММ.ГГГГ наименование должности изменено, по настоящее время истец работает на ведущей муниципальной должности «начальник отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету», что подтверждается записью № в трудовой книжке (л.д. 17), трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями к трудовому договору (л.д. 31-38).
С целью повышения качества управления муниципальным образованием Кизеловское городское поселение Решением Думы Кизеловского городского поселения № 1 от 27.02.2014 года утверждена структура администрации Кизеловского городского поселения (л.д. 39-40).
Во исполнение названного решения главой администрации Кизеловского городского поселения издано распоряжение № 53 от 07.03.2014 года « Об утверждении и введении в действие штатного расписания администрации Кизеловского городского поселения», которое введено в действие с 07.03.2014 года (л.д. 41-43).
Суд считает, что проверка целесообразности и экономической обоснованности проводимых ответчиков структурных изменений в штатной численности работников к компетенции суда не относится, и не оспаривается истцом.
Истец не заявляет требований о признании процедуры сокращения его должности «начальника отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету».
Поскольку требованиям, предъявляемым к замещаемой должности вновь образованного сектора ЖКХ и гражданской защиты, а именно: наличие высшего профессионального образования «<...>» по специальности «<...>» (л.д. 26-27), а также с учетом тех обстоятельств, что Пихтовников И.Ю. занимал ведущую муниципальную должность, неоднократно проходил курсы повышения квалификации «руководитель отделов ГО и РСЧС муниципальных образований» (л.д. 76-77), на основании должностной инструкции по занимаемой им должности осуществлял контроль за выполнением работ по благоустройству территории и содержанию дорог по контрактам, заключенным с администрацией Кизеловского городского поселения, за содержанием и ремонтом местных дорог общего значения и дорожных сооружений на них, межквартальных, внутриквартальных и прочих проездов Кизеловского городского поселения (л.д. 85-86), неоднократно исполнял обязанности помощника главы администрации по вопросам ЖКХ, градостроительства и землепользования (л.д. 87-88), отвечал истец ответчиком было принято решение о предложении Пихтовникову И.Ю. ведущей муниципальной должности начальник сектора ЖКХ и гражданской защиты.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец извещен об исключении с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания администрации Кизеловского городского поселения занимаемой им должности «начальника отдела по вопросам гражданской защиты и первичному воинскому учету», одновременно Пихтовникову И.Ю. предложена занять вакантную должность «начальника сектора ЖКХ и гражданской защиты». Уведомление получено истцом ДД.ММ.ГГГГ лично, о чем свидетельствует его подпись на данном уведомлении (л.д. 9).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пихтовников И.Ю. находился на листе нетрудоспособности, приступил к работе ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
В судебном заседании истец пояснил, что официально он не отказался и не дал согласие на занятие предложенной ему должности, до настоящего времени думает.
В соответствии со ст. 3 Трудового Кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Истец считает, что работодатель проявил по отношению к нему дискриминацию, поскольку в период процедуры сокращения его должности не предложил ему высшую муниципальную должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения, введенную в новую структуру администрации, которую должны были предложить в первую очередь ему, поскольку он длительный период времени временно исполнял обязанности главы администрации Кизеловского городского поселения (л.д. 20-25), на должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения был принят Третьяков И.Г., который по мнению истца, не соответствует квалификационным требованиям для занятия данной должности (л.д. 44-53).
Таким образом, истец указывает на то, что работодателем нарушен порядок замещения муниципальной должности в части учета наличия приоритетного права, образования и опыта работы.
Муниципальная служба, безусловно, является особым видом трудовой деятельности, между тем, судом не рассматривается спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, а также спор о восстановлении на работе, который возникает между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из отсутствия доказательств дискриминации истца в трудовых правах со стороны работодателя.
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Как следует из материалов дела, на день рассмотрения дела в суде спорная должность не является вакантной, кроме того, суд не вправе осуществлять действия и решать вопросы, отнесенные к компетенции иных органов, поэтому оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика предложить ему для замещения вакантную должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения оснований не имеется.
Согласно правил ст. 237 ТК РФ, ст. 1101 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п. 63 Постановления Пленума "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" № 2 от 17.03.2004 года, размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Факт причинения истцу ответчиком морального вреда не нашел свое подтверждения.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Пихтовникову И. Ю. в иске к администрации Кизеловского городского поселения о признании действий администрации Кизеловского городского поселения без предложения замещения вакантной должности заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения без предложения замещения данной должности Пихтовникову И. Ю. дискриминационными по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами Пихтовникова И. Ю., и незаконными, об обязании администрацию Кизеловского городского поселения предложить Пихтовникову И. Ю. для замещения вакантную должность заместителя главы администрации Кизеловского городского поселения, о признании факта причинения администрацией Кизеловского городского поселения Пихтовникову И. Ю. морального вреда, о взыскании с администрации Кизеловского городского поселения в пользу Пихтовникова И. Ю. компенсации морального вреда в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева