Дело № 2-115/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Авериной О.А.
При секретаре Серикпаевой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ – Гарант» о защите прав потребителя, понуждении к исполнению обязанностей и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЮЛ в котором просит обязать ответчика производить в подъезде №<адрес> влажную уборку пола лестничных клеток и маршей, обметание стен и потолка, мойку окон и подоконников, а также отопительных приборов не реже чем через пять дней и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляет ответчик. Ежемесячно ответчик предъявляет ей к оплате счета на оплату услуг за содержание жилья, в том числе за содержание мест общего пользования, которые ФИО1 добросовестно оплачивает, однако указанные услуги не оказываются надлежащим образом в соответствии с действующими правилами и нормами на территории РФ. В соответствии с п.п. 1.8, 3.2.2 и 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования, обязанность обслуживающей организации обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, нормативный температурно-влажностный режим, а также периодичность работ, выполняемых при уборке лестничных клеток. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок их оказания и выполнения. В силу п. 23 Постановления к числу минимальных услуг и работ отнесены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лестничных площадок и маршей, влажная протирка подоконников, оконных решеток, период лестниц, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон. Следовательно, уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно, поэтому все работы, предусмотренные в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда должны выполняться управляющей компанией в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно. В соответствии с п.п. у п. 11 Постановления Правительства РФ № к требованиям по содержанию общего имущества отнесена уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования. ЮЛ не исполняет вышеуказанные нормативные акты, тем самым неправомерно нарушает права истца, как потребителя коммунальных услуг. Ответчик возложил на себя обязанности перед истцом оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома, при этом надлежащим образом не исполняет свои обязанности. (л.д. 4),
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена лично телефонограммой (л.д. 76), представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 77).
Представитель истца ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на двадцать лет (л.д. 35), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что председатель Совета дома ФИО3 не имела право подписывать акты управляющей компании о выполнении работ по уборке подъезда без доверенности собственников, иных доказательств, что производилась уборка, у ответчика нет. ФИО1 обратилась с заявлением в ГЖИ Новосибирской обл., по которому была проведена проверка, но поскольку ответчик был уведомлен ГЖИ о дате проверке, к этому времени была проведена санитарная уборка в подъезде. Это было в ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии уборка не производилась. С перечнем работ по уборке, предоставленным ответчиком, истец также не согласна, т.к. этот перечень с ней не согласовывался.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на двадцать лет (л.д. 35), в судебном заседании исковые требования также поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что она является дочерью истца и проживает совместно с ФИО1 в ее квартире. В течение 10 лет, пока они там проживают, уборка лестничных клеток надлежащим образом никогда не производилась, в связи с чем она сама вынуждена убирать свою лестничную площадку. Пояснила, что иногда подметают пол и разбрызгивают воду, чтобы прибить пыль, иной работы не производится.
Представитель ответчика ЮЛФИО5, действовавшая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80) в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена лично (л.д. 75), представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 78-79). Ранее от представителя ответчика ФИО6 поступал отзыв на исковое заявление (л.д. 10-12).
Суд, выслушав пояснения представителей истца, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ст. 44 настоящего Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К его компетенции относятся вопросы, в том числе о капитальном и текущем ремонте общего имущества; выборе способа управления многоквартирным домом (пункты 1, 4, 4.1 части 1 настоящей статьи); о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Статьей 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом, заключаемым между управляющей организации и собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с указанным Минимальным перечнем, подлежат выполнению работы, в частности, работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
мытье окон;
очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом. (п. 23 Минимального перечня).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
г) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил).
Согласно п. 9 Правил, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.Для целей настоящих Правил, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 3 Правил).
Установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п. 4 Правил).
Материалами дела установлено, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Управление данным многоквартирным домом, оказание услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества осуществляет ЮЛ на основании решения общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ№, и на основании утвержденного собственниками на собрании Договора на управление многоквартирным домом № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-19).
В приложении к указанному договору приведен Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> их стоимость на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), в соответствии с которым управляющая компания ЮЛ приняла обязательства осуществлять следующие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с периодичностью: влажное подметание полов лестничных площадок и маршей нижних 3-х этажей – 5 раз в неделю; влажное подметание полов лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа –2 раза в неделю; мытье полов, лестничных площадок и маршей – 1 раз в месяц; мытье полов кабины лифтов – 1 раз в неделю; влажная протирка стен, дверей, плафонов, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, почтовых ящиков – 1 раз в год; влажная протирка подоконников и отопительных приборов – 2 раза в год; влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифтов – 2 раза в месяц; обметание пыли с потолков – 1 раз в год; мытье окон – 2 раза в год.
Перечень указанных услуг по уборке лестничных площадок в подъезде, мытью окон и т.д. полностью соответствует Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290.
Согласно доводов искового заявления, истец считает, что ответчиком услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, а именно по уборке подъезда в <адрес>, не оказываются либо оказываются не надлежащим образом – с нарушением периодичности.
Однако, суд приходит к выводу о том, что такие доводы истца не нашли подтверждения в суде, поскольку из представленных ответчиком доказательств следует, что работы по уборке подъездов дома в ДД.ММ.ГГГГ производились в пределах установленной договором на управление многоквартирным домом периодичностью.
Данные обстоятельства подтверждается Актами приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-71), составленных с участием ответчика и со стороны заказчика – председателем Совета дома ФИО3, где в частности указано на выполнение работ по влажному подметанию полов лестничных площадок и маршей нижних 3-х этажей 5 раз в неделю, выше 3-го этажа – 2 раза в неделю, мытье полов лестничных площадок и маршей – 1 раз в месяц, мытье полов кабины лифтов – 1 раз в неделю и т.д.
При этом, судом не принимаются доводы представителя истца о том, что указанные акты подписаны неуполномоченным лицом – ФИО3, которая при подписании актов действовала при отсутствии доверенности со стороны собственника ФИО1
Тот факт, что ФИО3 является председателем совета дома, стороной истца не оспаривается.
В соответствии с п.4 ч.8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома, осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
В материалы дела в подтверждение полномочий ФИО3 приложен протокол общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72), согласно которому ФИО3 избрана председателем Совета дома (вопрос 3) и председатель совета дома наделен полномочиями и обязанностями согласно п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ (вопрос 6).
Как следует из материалов дела, на общем собрании собственников, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, имелось 55,7 % голосов, за избрание ФИО3 проголосовало 91,4 % голосов от общего числа голосов, принявших участие в голосовании, следовательно полномочия ФИО3 подтверждены.
При этом, обстоятельства не осуществления ответчиком уборки мест общего пользования в подъезде жилого дома либо осуществление уборки с нарушением периодичности, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не подтверждены соответствующими доказательствами со стороны истца.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 – собственник <адрес>, и ФИО8 – собственник <адрес>, пояснили, что проживают с ФИО1 в одном подъезде, также пояснили, что уборка в их подъезде происходит, однако не качественно и редко.
Так, свидетель ФИО7 пояснила, что уборка производится, убирает одна и та же женщина, однако убирает плохо: веником разбрызгивает воду, происходит это примерно 1 раз в месяц, 1 раз в 2 недели убирает мусор, лифт моет 1 раз в неделю, но «как попало».
Свидетель ФИО8 пояснила, что убирают в подъезде очень плохо, только подметается, моют только с 1 по 3 этажи, мусор не собирают, подметают примерно 1 раз в неделю, в лифте убирают раз в неделю, но плохо.
Также, истцом представлен Акт по результатам проверки качества санитарной уборки подъезда № в МКД № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), подписанный жильцами 10 квартир, согласно которому пол на лестничных маршах и площадках подъезда не моется, проводится только нерегулярное подметание, перила и панели стен не протираются, окна не моются, пыль с потолка и стен не обметается.
Оценивая представленные истцом доказательства, суд полагает, что ФИО1 не представлены доказательства нарушения периодичности оказания услуг по уборке подъезда, учитывая, что показания свидетелей не конкретизированы, а представленный Акт по результатам проверки качества санитарной уборки от ДД.ММ.ГГГГ является единственным, где зафиксирована дата его составления, при этом само содержание акта не позволяет судить были или не были выполнены те или иные работы по уборке (из перечня) на конкретную дату.
При этом, законодательно предусмотрено каким образом должны быть зафиксированы факты ненадлежащего оказания услуг.
Согласно пунктов 6, 7 10, 15, 16 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, однако такие акты со стороны истца на рассмотрение суда не предоставлены.
Кроме того, судом учитывается, что Актом проверки органом государственного контроля юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73), в соответствии с которым Государственная жилищная инспекция <адрес> осуществила внеплановую выездную проверку ЮЛ по дому 132 по <адрес>, нарушений обязательных требований не установлено. Указано, что на момент проверки на лестничных клетках чисто, в управляющей организации обращений о некачественной уборке лестничных клеток дома по <адрес>, не зарегистрировано.
Не обоснованным суд полагает также требование истца об установлении периодичности уборки в подъезде по всем параметрам не реже чем через пять дней, поскольку данное требование противоречит Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 4.2 которого перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждается с учетом предложений управляющей организации на общем собрании собственников помещений в многоквартирном дома, в то время как общим собранием собственников МКД № по <адрес> решения об утверждении такой периодичности уборки подъездов, как просит истец, на 2016 год не принималось.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований о возложения на ответчика обязанности производить влажную уборку пола лестничных клеток и маршей, обметание стен и потолка, мойку окон и подоконников, а также отопительных приборов не реже чем через пять дней, ФИО1 должно быть отказано.
Следовательно, поскольку судом не установлено обстоятельств нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, в удовлетворении его исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» должно быть отказано.
Доводы представителей истца в суде о некачественности самих оказываемых услуг по уборке подъезда – «плохо моют», «развозят грязь», и т.д., не подлежали проверке судом поскольку данное обстоятельство выходит за пределы заявленных исковых требований по возложению обязанности выполнения работ по уборке и периодичности таких работ, учитывая, что в таком случае предусмотрены иные последствия, в частности, изменение платы за некачественно оказанные услуги, о чем истцом не заявлялось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ЮЛ о защите прав потребителя, понуждении к исполнению обязанностей по проведению в подъезде №<адрес> влажной уборке пола лестничных площадок и маршей, обметанию стен и потолка, мойке окон и подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней и взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья: