Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"19" февраля 2018 года г.Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Келасовой М.С.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании начислений незаконными, обязании произвести перерасчёт, взыскании судебных расходов и по встречному иску ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате полученного природного газа по договору, суммы законной неустойки, расходов по оплате госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Газпром Регионгаз Ставрополь» в лице филиала <адрес> и просил отменить незаконные начисления, произведенные за период: июнь 2017 г. по счет-фактуре № на сумму 20182 руб. 39 коп.; июль 2017 по счет-фактуре № на сумму 21709 руб. 35 коп.; август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19 630 руб. 81 коп., а всего: 61 522 руб. 55 коп., а также взыскать в его пользу понесенные расходы за вынужденное исследование счетчика 11 220 руб. и 300 руб. по оплате госпошлины.
Указанные требования истцом были впоследствии неоднократно уточнены в порядке ст.39 ГПК РФ и к моменту принятия решения суда в обоснование уточненных исковых заявлений истцом ФИО1 указано, что на основании неправильных сведений составленного акта контролеров о якобы поврежденной пломбе поверителя, 15.06.2017 года директором филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» ФИО3 истцу была выписана счет-фактура за июнь 2017 г. на 20 182 руб. 39 коп. за мнимую поставку газа 2880 тыс. куб. м. Вслед за ним уже другой директор ФИО4 за июль 2017 г. произвел начисления на 21 709 руб. 35 коп. и за август - 19 630 руб. 81 коп. за якобы поставку ему газа в объёме 2976 тыс. куб. м. и 2710 тыс. куб. м. соответственно.
Данные начисления считает незаконными по следующим основаниям.
Узнав о произведенных ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» начислениях, об исправности своего счетчика как вновь поставленного, и целостности всех пломб на нем, истец заявлением поставил в известность руководство филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» г. Ессентуки 26.07.2017 г., и потребовал проверить и убедиться в этом, выдвинув серьезное обвинение в адрес контролера. Однако вместо проверки его счетчика, не дав даже формального ответа на заявление, руководство ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» г. Ессентуки 31.07.2017 г. дало разрешение снять счетчик на поверку, и этим самым прекратили основания установить истину. Фотографии счетчика ему не показывали, его подписи на них нет, в связи с чем считает их подделками, что при современной технике не составляет большого труда.
Доказательствами его правоты служат и исследования счетчика в двух специализированных организациях, где никаких изъянов в счетном механизме не обнаружено, и установлен срок годности на 10 лет. Не убедив руководство ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» г. Ессентуки в своей правоте, истец обратился в прокуратуру г. Ессентуки, где по результатам проведенной проверки его доводы были подтверждены полностью.
На его заявление от 02.08.2017 г., в котором он просит опломбировать счётчик, установленный в тот же день после проведенных исследований, вместо исполнения данного требования, ему был выписан счет за полный месяц с 01 августа 2017 г. по 31 августа 2017 г. на сумму 19 630 руб.81 коп.
Таким образом, доказательств о неисправности его счетчика у ответчика нет, в связи с чем истец просит признать незаконными начисления филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки, произведенные за периоды: июнь 2017 по счет-фактуре № на сумму 20182 руб. 39 коп.; июль 2017 по счет-фактуре № на сумму 21709 руб. 35 коп.; август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19 630 руб. 81 коп., а всего: 61 522 руб. 55 коп., обязать произвести перерасчёт, а также взыскать в его пользу понесенные расходы за вынужденное исследование счетчика в размере 11 220 руб. и 300 руб. по оплате госпошлины.
В свою очередь ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» обратилось в суд с встречным иском, в обоснование которого указал, что между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и ФИО1 (Покупатель) заключен договор поставки газа № от 29.05.2015 (далее - договор) (Приложение № 1).
Согласно договору Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги и стоимость услуг по транспортировке газа в согласованных объемах.
За период июнь-август, октябрь-ноябрь 2017 г. Ответчику в соответствии с условиями договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ было поставлено 10,155 тыс. м3 газа, что подтверждается актами сдачи-приемки газа (Приложение № 2) по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 51 774,13 руб., которую Ответчик не оплатил.
В соответствии с п. 4.10 договора не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, Стороны оформляют акт сдачи-приемки газа, в котором отражаются объемы по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения Покупателя с указанием объемной теплоты сгорания (ОТС). К акту сдачи-приемки газа Стороны оформляют приложение, в котором отражают ежесуточные сведения о плановых и фактических объемах поставки газа в целом по договору. Данный акт является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 (газ) и выставления счетов- фактур. К акту сдачи-приемки газа за отчетный период поставщик по требованию Покупателя предоставляет месячные паспорта качества газа.
В случае непредставления Покупателем Поставщику подписанного акта сдачи- приемки газа в течение 5 (пяти) дней с момента его получения или мотивированного отказа от его подписания, акт считается принятым Покупателем на условиях, указанных в нем.
Акты сдачи-приемки газа за октябрь-ноябрь 2017 Ответчиком подписаны.
Акты сдачи-приемки газа за июнь-август 2017 года по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ подписаны Ответчиком с возражениями (особым мнением).
В своих возражениях (особом мнении) на акты сдачи-приемки газа Ответчик выражает свое несогласие с расчетом поставленных объемов газа.
В соответствии с п. 4.5 договора при разногласиях в оценке качества и количества газа представители Поставщика и Покупателя проводят совместные проверки соответствия метрологических характеристик узла учета газа действующим нормативным документам и правильности определения количества (объема м. куб.) и показателей качества газа с составлением акта. Стороне, несогласной с результатами проверки, необходимо отразить в акте свое особое мнение. Особое мнение рассматривается в рабочем порядке, а в случае не разрешения спорной ситуации Сторона, несогласная с результатами проверки, обращается в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его головные институты: в области расходометрии - ВНИИР г. Казань.
ФИО1 указанным правом не воспользовался.
У Ответчика по адресу: <адрес> установлен счетчик газа BK-G4, заводской №, с корректором, заводской №.
Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам (приборам учета), входящим в состав узла учета газа Поставщика, установленным на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления Покупателя и (или) ГРО.
При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам Покупателя.
При несоответствии узлов учета газа Правилам учета газа, при неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов. В случае невозможности достоверного определения периода неисправности приборов, начало периода определяется с момента последней проверки узлов учета газа Покупателя представителем Поставщика.
В случае нарушения работы узла учета газа, Покупатель немедленно ставит в известность об этом Поставщика.
Под неисправностью контрольно-измерительных приборов, входящих в состав узлов учета газа, Стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма и целостности, установленных на узле учета газа пломб Поставщика для защиты от несанкционированного вмешательства.
15.06.2017 г. при проведении проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями сотрудником ООО «Газпром-Межрегионгаз Ставрополь» было установлено отсутствие каких-либо оттисков на пломбе завода-изготовителя, предотвращающей несанкционированное вмешательство в счетный механизм счетчика. Пломбы поверителя, выполняющей такую же функцию также не установлено, о чем был составлен соответствующий акт (Приложение № 3). Вместе с тем, согласно разъяснения завода-изготовителя и протокола о признании первичной поверки счетчиков производства ЭЛЬСТЕР (Приложение № 4) однозначно определены вид клейма и места установки пломб, при отсутствии которых узел учета газа не может быть использован в коммерческих расчетах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, отношения, возникшие между сторонами, надлежит квалифицировать как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Кодекса.
Из пункта 1 статьи 544 Кодекса следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил учета газа).
В пункте 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Правила поставки газа определяют узел учета как комплект средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Как указано выше, из содержания пункта 4.1 договора также следует, что при несоответствии узлов учета газа Правилам учета газа, при неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов.
Согласно пункту 1 статьи 543 Кодекса обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
Расчет объемов газа по мощности газоиспользующего оборудования к актам сдачи- приемки газа за июнь-август законно осуществлен по мощности котла Proterm 40 KLZ - 4 куб.м/час, указанной в паспорте (Приложение № 5).
Позиция ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» также подтверждается сложившейся судебной практикой, например, Постановление Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 21 февраля 2017 по делу N АЗ2-29112/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2017 по делу N А32- 45028/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2016 г. по делу №A61-1320/2015.
Оптовая цена на природный газ подлежит государственному регулированию и устанавливается Федеральной службой по тарифам.
С 01 июля 2015 г. для ГРО и конечных потребителей Ставропольского края (без надбавки ГРО) предельная минимальная цена составляет: 4 460 руб. за 1000 м3, предельная максимальная цена составляет 4 906 руб. за 1000 м3 (Приказ ФСТ РФ от 8 июня 2015 г. N218- э/3), плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа Ставропольского края установлена ФСТ России в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения (Приказ от 29 мая 2015 г. N 206-э/19).
Расчет стоимости поставленного газа по договору поставки газа № от 29.05.2015 приведен в прилагаемых к исковому заявлению счетах-фактурах, выставленных Ответчику (Приложение № 6).
Пунктом 5.5 договора установлен следующий порядок расчетов:
«5.5.1. Покупатель оплачивает Поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение договорного месячного объема газа и цены газа, определенной в пункте 5.1 договора):
авансовый платеж в размере 35% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до 18 числа месяца поставки газа;
авансовый платеж в размере 50% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до последнего числа месяца поставки газа.
5.5.2. Окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с п. 5.4 договора на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12, и ранее произведенными платежами».
Указанный в пункте 5.5 договора порядок оплаты установлен в соответствии с Порядком расчетов за природный газ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 №294.
В нарушение пункта 5.5 договора Ответчик за поставленный газ по договору оплачивает лишь частично и с просрочкой установленного в договоре срока.
Согласно сводному расчету задолженности на 25.12.2017 г. размер задолженности Ответчика за поставленный газ по вышеуказанному договору составляет 51 774,13 руб. (Приложение № 7).
В соответствии с п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
С 01 января 2016 года согласно ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015г. № 307-ФЗ, действие положений ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров поставки газа, т.е. договоров, заключенных до дня вступления в силу данного закона.
На 25.12.2017 г. сумма неустойки, в связи с просрочкой оплаты за газ по договору № 26- 1-1040/15 от 29.05.2015, составила 3 758 руб. 53 коп.
Расчет подлежащей уплате неустойки за просрочку оплаты поставленного Истцом газа прилагается (Приложение №).
28.08.2017 и 22.11.2017 ответчику были направлены претензии с требованием уплатить сумму задолженности в течение 7 календарных дней с даты получения, либо представить ответ с обоснованием причин отказа исполнить обязательство по оплате. До настоящего времени ни оплата, ни мотивированный отказ от ответчика так и не поступили, (приложение №).
На основании изложенного, просит взыскать со ФИО1 в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» задолженность по оплате полученного в июне-августе, октябре-ноябре 2017 природного газа по договору № от 29.05.2015 в сумме 51 774,13 руб., сумму законной неустойки, рассчитанную за период с 01.06.2017 по 25.12.2017 в связи с просрочкой оплаты за газ по договору № 26-1-1040/15 от 29.05.2015 в размере 3 758 руб. 53 коп., а также уплаченную госпошлину в размере 1 753,23 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении в полном объёме и просил их удовлетворить, при этом встречные требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» не признал, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что содержание встречного искового заявления имеет массу сомнений и неопределенностей, а именно, не определена точная сумма задолженности за поставленный газ, эти суммы разнятся. Так, в иске указана сумма в размере 51 774 рубля 13 копеек, в требовании зам. начальника юридического отдела ФИО5 от 15.11.2017 г. эта сумма составляет 21 980 рублей 60 копеек, а по требованию от 18.01.2018 года, это уже сумма - 12 879 рублей 18 копеек, при этом, директор Ессентукского филиала ФИО6 в уведомлении от 28.11.2017 г. считает, что сумма задолженности уже составляет 56 017 рублей 63 копейки. Кроме того, утверждения истца по встречному иску о нарушении целостности счётного механизма счётчика также не соответствует действительности, поскольку проведенными проверками, как прокуратурой, так и двух специализированных организаций, счётчик признан исправным. При этом, руководством ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» проигнорировано его письменное заявление о проведении проверки счетчика до его снятия на поверку, с целью убедиться в целостности всех имеющихся на нем пломб. Считает, что всё это сделано с целью скрыть следы незаконно начисленных сумм. В связи с чем, просил в удовлетворении встречных исковых требований ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» отказать в полном объёме, его исковые требования удовлетворить.
Ранее представитель филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки ФИО7 в ходе рассмотрения дела требования ФИО1 не признала, указав в своих возражениях, что в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (п. 22). Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (п. 24).
Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 N 961 утверждены Правила учета газа (далее - Правил учета газа).
Правила учета устанавливают порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями и распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (п. 1.1, 1.4).
Согласно п. 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Учетные операции по использованию энергоносителей имеют государственный статус и попадают в сферу действия Федерального Закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) (п.7 и п.8).
Федеральный закон 102-ФЗ является фундаментальным нормативным актом в сфере измерений. В соответствии со ст.5 измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Подтверждение соответствия методик измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Аналогичное требование о необходимости осуществления измерений объема газа по аттестованным методикам (методам) измерений содержится в пункте 2.9 Правил учета газа.
В ч.11 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ дано определение методики (метода) измерений как совокупности конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
Согласно п. 1.7. Правил учета газа измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 1 и частью 5 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ приказом Министерства энергетики РФ от 15.03.2016 N 179 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, согласно которого предельно допустимая относительная погрешность измерений объема природного газа, приведенного к стандартным условиям при добыче, переработке, транспортировке, хранении, распределении и потреблении не должна превышать 4%.
Между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ФИО1 заключен договор поставки газа № от 29.05.2015 г.
Согласно дополнительному соглашению №-П/17 к договору поставки газа поставщик обязуется поставлять с 01.06.2015 г. по 31.12.2017 г., а Покупатель получать (отбирать) газ в согласованных объемах и оплачивать стоимость газа и снабженческо-сбытовых услуг.
Учет количества потребляемого газа осуществляется узлом учета газа, в состав которого входит: счетчик газа ВК - G4, зав. №, корректор №, зав. №.
Принцип действия счётчика ВК - G4 основан на преобразовании поступательного движения мембран во вращательное, которое через редуктор и муфту передаётся на отсчётный механизм.
Аттестованной методикой измерений для счётчика газа диафрагменного BK-G4 является «Методика измерений комплексами для измерений количества газа СГ-ТК». Данная МИ зарегистрирована в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений за номером ФР. 1.29.2013.15864.
Потребитель проводит измерения по МИ с неизвестной точностью и с неподтвержденной возможностью ее применения.
Таким образом, основное требование ст.5 и ч.11 ст.2 Федерального закона № 102-ФЗ - измерения должны выполняться по аттестованным методикам измерений - совокупности конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности нарушено. Требование о необходимости проверки соответствия узла учета требованиям МИ перед началом ее применения для узлов учета, ранее эксплуатировавшихся по другим методикам, соответствует требованиям Федерального закона № 102-ФЗ, а также добросовестности, разумности и справедливости.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 года №-ст дата введения ГОСТ Р 8.741-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений в качестве национального стандарта установлены 1 июля 2013 года.
Действие стандарта ГОСТ Р 8.741-2011 распространяется на методики измерений (действующие и вновь разрабатываемые) объемного расхода и объема природного газа, соответствующего требованиям ГОСТ 5542-87 и приведенного к стандартным условиям по ГОСТ 2939-63 для всех методов измерения и различных типов расходомеров - счетчиков газа.
Стандарт ГОСТ Р 8.741-2011 устанавливает общие требования для всех применяемых методов измерений к показателям точности измерений, в зависимости от значений объемного расхода газа, приведенного к стандартным условиям. Стандарт ГОСТ Р 8.741-2011 устанавливает общие требования к средствам измерения и вспомогательным устройствам измерений, к архиву и форме представления результатов измерений, при условии выполнения требований применяемой на узле учета газа методики измерений.
На основе ГОСТ Р 8.741 -2011 «ГСИ Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» разработаны и утверждены методики измерений, применяемые в каждом конкретном случае в зависимости от применяемого метода измерений, средств измерений (СИ) и вспомогательного оборудования, входящего в состав узла учета газа, условий эксплуатации СИ, а также норм точности измерений.
В пункте 4.1. договора предусмотрено, что количество поставляемого газа (объем) определяется с помощью средств измерений и технических систем и устройств с измерительными функциями (именуемые вместе в дальнейшем - узел учета газа) Поставщика, установленных на объектах сетей газораспределения ГРО и (или) газопотребления Покупателя в соответствии с требованиями нормативных актов, ГОСТ 2939-63, ГОСТ 8.586.1-5 2005, ПР 50.2.022-99, ГОСТ Р 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, ГОСТ Р 8.741-2011 и ГОСТ 8.611-2013.
При отсутствии или неисправности узла учета газа у Поставщика количество поставляемого газа определяется по данным узла учета газа Покупателя. При отсутствии или неисправности узла учета газа у Покупателя, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия или неисправности узла учета газа.
В пункте 4.1 Договора поставки (в редакции на 2016 год) стороны согласовали, что при несоответствии узла учета газа покупателя Правилам учета газа, ГОСТ 8.740-2011, ГОСТ 8.741- 2011 при работающем механическом счетчике до приведения узла учета газа в соответствие с вышеприведенными документами и до истечения межповерочного периода механического счетчика, но не позднее 31.12.2016 г., количество поставляемого покупателю природного газа определяется по показаниям счетчика газа, с учетом поправочных коэффициентов предусмотренных договором.
Таким образом, стороны предусмотрели срок приведения узла учета газа покупателя требованиям нормативных актов и нормативно-технической документации - до 31.12.2016 г.
С 01.01.2017 г. стороны согласовали в пункте 4.1 договора, что под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативных актов и нормативно-технической документации, в том числе о наличии акта реализации методики выполнения измерений.
До 31.12.2016 г. Истец не предоставил акт состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений.
Технический комитет по стандартизации ТК024 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в информационных письмах от 20.03.2014г. №8 и от 18.01.2013 № 2 разъяснил, что сроки проведения мероприятий по установлению соответствия показателей точности измерения объемного расхода газа требованиям стандарта ГОСТ Р 8.741-2011, ГОСТ Р 8.740-2011должны быть согласованы владельцем узла учета газа с контрагентом и проведены в сроки не позднее срока окончания межповерочного интервала любого средства измерения входящего в состав узла учета газа.
Таким образом, Истец своевременно не провел мероприятия по установлению соответствия показателей точности измерения объемного расхода газа требованиям методики ни в согласованный с поставщиком срок, ни до срока окончания межповерочного интервала средств измерений, входящих в состав узла учета газа.
Согласно акта проверки узла учета газа от 15.06.2017 на объекте Истца был выявлен факт отсутствия акта реализации методики выполнения измерений. Узел учета газа Истца был признан неисправным.
Согласно п. 1.8 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, зарегистрированных в Минюсте России 30.04.2014 N 32168 (далее - Правила учета газа), средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
Согласно условиям п. 4.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения № 30-1- 1323/14-1П/17 от 31.10.2016г.), несоответствие узла учета газа хотя бы одному из требований нормативных актов и нормативно-технической документации, в том числе о целостности пломб и сигнальных наклеек Поставщика, установленных на узле учета газа и на закрытом запорном устройстве байпасной линии (обводном) газопроводе узла учета газа, для защиты от несанкционированного вмешательства, понимается Сторонами Договора, как неисправность узла учета газа.
Согласно условиям п. 4.1 Договора, при отсутствии или неисправности узла учета газа у Покупателя, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия или неисправности узла учета газа.
Аналогичное правило содержится в п. 23 Правил №162 и п. 3.9 Правил учета газа.
Согласно акта проверки узла учета газа от 15.06.2017 на объекте Истца был выявлен факт механических повреждений узла учета газа и нарушение пломбы завода изготовителя. Узел учета газа Истца был признан неисправным.
В связи с изложенным, узел учета газа Истца являлся неисправным, поскольку не соответствует нормативным требованиям (п. 1.8 Правил учета газа) и условиям договора поставки газа.
В соответствии с п. 23 Правил поставки газа, п.3.9. Правил учета газа, п.4.1 договора поставки газа объем переданного газа в период с 01.06.2017 по 31.08.2017 при неисправности узла учета объем газа определен по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ.
Таким образом, расчет объема поставленного газа по мощности газового оборудования произведен с 01.06.2017 г. по 31.08.2017 г. в соответствии с действующим законодательством и условиями договора поставки газа, следовательно, действия ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» являются правомерными. В удовлетворении требований ФИО1 просила отказать.
Представитель ответчика - ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» ФИО2 требования ФИО1 не признала, поддержала доводы, изложенные в дополнительных возражениях, при этом считала, что избранный истцом способ защиты действующим законодательством не предусмотрен, является преждевременным, направленным на превентивное исключение возможности удовлетворения иска поставщика газа в будущем о взыскании того размера задолженности, который он считает обоснованным. Истец не лишен возможности оспаривать обоснованность объема и стоимости потребленного газа при взыскании с него данной задолженности в судебном порядке.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При таких обстоятельствах ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Просит в исковых требованиях об отмене начислений за июнь-август 2017 г. по договору поставки газа№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказать, встречные исковые требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38, 56 и 68 ч. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (ст.ст. 55 и 67 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Из пункта 1 статьи 544 Кодекса следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
Согласно материалам дела, ФИО1 является собственником магазина с парикмахерской, общей площадью 310,8 кв. м., количество этажей 2, по адресу: <...>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 22 сентября 2015 года, выданного на основании Постановления главы <адрес>№ от 17.09.2001 года, акта гос. приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 03.09.2001 г., акта приемки законченного строительством объекта от 05.07.2004 года, постановления главы <адрес>№ от 12.07.2004 г., разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU № от 01.10.2014 г.
Согласно договору аренды земельного участка №-з от 23.05.2016 года, ФИО1 является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Срок аренды составляет 49 лет с 16.11.2015 г. по 15.11.2064 г.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ФИО1 заключен договор поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно дополнительному соглашению №-П/17 к договору поставки газа поставщик обязуется поставлять с 01.06.2015 г. по 31.12.2017 г., а Покупатель получать (отбирать) газ в согласованных объемах и оплачивать стоимость газа и снабженческо-сбытовых услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона об обеспечении единства измерений, а также, обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии п. 1.6. приказа Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2013 г. № «Об утверждении Правил учета газа» средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно паспорту ЛГТИ.407228.015 ПС, корректор объема газа электронный №, установленный в нежилом помещении – магазине по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1, изготовлен ООО «ЭЛЬСТЕР Газэлектроника» <адрес> 21.09.2012 года, имеет серийный №.
Пунктом 4.1 Паспорта ЛГТИ.407228.015 ПС предусмотрено, что поверку корректора № в эксплуатации производят 1 раз в 5 лет в соответствии с методикой поверки.
При этом, согласно имеющимся в паспорте отметкам о проведении поверки указанного корректор объема газа № № поверка была проведена в 21.09.2012 года, срок очередной поверки установлен не позднее 21.09.2017 года. В феврале 2014 года корректор объема газа был признан годным.
В соответствии с актом проверки состояния и применения средств измерений-и/или технических систем и устройств с измерительными функциями от 15.06.2017 г., проведенном сотрудниками филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки по адресу: <адрес>, выявлены нарушения, а именно имеются следы механического повреждения прибора учета, на пломбе завода изготовителя отсутствуют какие-либо оттиски. При этом, указано, что расчёт потребляемого газа производить согласно п. 4.1 договора поставки газа.
Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам (приборам учета), входящим в состав узла учета газа Поставщика, установленным на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления Покупателя и (или) ГРО.
При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам Покупателя.
При несоответствии узлов учета газа Правилам учета газа, при неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов. В случае невозможности достоверного определения периода неисправности приборов, начало периода определяется с момента последней проверки узлов учета газа Покупателя представителем Поставщика.
На основании указанного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес>ФИО1 были произведены начисления за следующие периоды: июнь 2017 согласно счета-фактуры № на сумму 20 182 руб. 39 коп., за август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19 630 руб. 81 коп.
Не согласившись с актом проверки и с указанными начислениями, ФИО1 обратился к директору ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки с заявлением, в котором выразил своё несогласие с начислениями и незаконными обвинениями в неисправности его газового прибора учёта, указав на тот факт, что с момента установки счётчика сотрудники – контролеры ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки регулярно в отопительный сезон контролировали потребление газа именно по данному прибору учёта, и никогда никаких замечаний по поводу неисправности газового счётчика от них ему не поступало. Считает, что визуальным осмотром прибора учёта газа невозможно определить его техническое состояние. Просил руководство разобраться в сложившейся ситуации и дать ему ответ.
Однако, на данное заявление ФИО1 ответ не получил, при этом, не разобравшись в ситуации, руководство ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ дало ему разрешение на снятие газового прибора учёта № тип г. счетчика ВК – G4, для проведения очередной поверки, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем АО «Ессентукигоргаз» слесарем ФИО8
При этом, за июль 2017 по счет-фактуре №ФИО1 была начислена сумма в размере 21 709 руб. 35 коп.
В обоснование заявленных требований истцом ФИО1 представлено суду свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ООО «СТАНДАРТ – ЮГ», согласно которому счетчик газа бытовой ВК – G4, заводской №, поверен в соответствии с ГОСТ 8.324-2002 «Счетчики газа. Методика поверки».
При этом, согласно протоколу поверки № от ДД.ММ.ГГГГ к Свидетельству о поверке, счетчик газа бытовой ВК – G4, заводской № по результатам проверки, признан годным.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, представителем АО «Ессентукигоргаз» слесарем ФИО8 после проведения поверки, согласно заявки № от ДД.ММ.ГГГГ произведена установка газового прибора учёта №, тип г. счетчика ВК – G4.
ДД.ММ.ГГГГ, после установки газового прибора учёта № тип г. счетчика ВК – G4, истцом было подано заявление с просьбой об опломбировке газового счётчика по адресу: <адрес>, после проведенной поверки.
Указанное заявление было получено сотрудником АО «Ессентукигоргаз» для передачи в ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, счетчик опломбирован не был и ФИО1 за август 2017 по счет-фактуре № вновь был выставлен счёт на сумму 19 630 руб. 81 коп. не по показаниям прибора учета, а по нормативам потребления газа.
В соответствии с п. 4.10 договора не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, Стороны оформляют акт сдачи-приемки газа, в котором отражаются объемы по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения Покупателя с указанием объемной теплоты сгорания (ОТС). К акту сдачи-приемки газа Стороны оформляют приложение, в котором отражают ежесуточные сведения о плановых и фактических объемах поставки газа в целом по договору. Данный акт является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 (газ) и выставления счетов- фактур. К акту сдачи-приемки газа за отчетный период поставщик по требованию Покупателя предоставляет месячные паспорта качества газа.
В случае непредставления Покупателем Поставщику подписанного акта сдачи- приемки газа в течение 5 (пяти) дней с момента его получения или мотивированного отказа от его подписания, акт считается принятым Покупателем на условиях, указанных в нем.
Согласно представленных ответчиком Актов сдачи-приемки газа за июнь-август 2017 года по договору поставки газа № от 29.05.2015 подписаны ФИО1 с возражениями (особым мнением), где он выражает своё несогласие с расчётом объемов поставленного газа.
В качестве доказательства своих доводов, относительно исправности газового счётчика № тип г. счетчика ВК – G4, и необоснованности произведенных ответчиком начислений за период с июня 2017 по август 2017 года, истцом ФИО1 суду представлен акт №э-17 от 01.10.2017 года, составленный ООО СТП экспертиза, согласно которого газовый счётчик № ВК – G4, установленный в торговом павильоне адресу: <адрес>, соответствует требованиям инструкции «Объем природного газа. Методика измерений счетчиками газа диафрагменными с корректорами объема газа» и эксплуатационной документации в указанном в п.5 акта диапазоне измерений. Согласно п.7 указанного акта, нарушений нет.
Указанный акт №э-17 от ДД.ММ.ГГГГ, а также протокол поверки № от 01.08.2017 года ответчиком не оспорены.
Под поверкой приборов учета газа понимается совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службой с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.
При этом, стороной ответчика не представлено доказательств, опровергающих доводы истца об исправности прибора учета газа, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью определения пригодности к эксплуатации газового счётчика № ВК – G4, также в ходе рассмотрения заявлено не было. Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что основанием для проведения начислений по нормативам потребления газа послужил акт проверки от 15.06.2017 г., согласно которому визуально при осмотре были выявлены нарушения в работе прибора учёта газа№ ВК – G4, установленного у ФИО1, суд не может признать обоснованными, поскольку данный акт проверки составлен сотрудником ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» без проведения соответствующего исследования.
Кроме того, из материалов дела следует, что по заявлению истца ФИО1 прокуратурой г. Ессентуки проведена проверка, которой установлено, что актом проверки состояния и применения средств измерений-и/или технических систем и устройств с измерительными функциями 15.06.2017, проведенном сотрудниками филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> по адресу: <адрес>, выявлены нарушения, а именно имеются следы механического повреждения прибора учета, на пломбе завода изготовителя отсутствуют какие-либо оттиски. Оценив предоставленные филиалом ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> в ходе проведения проверки материалы, установлено, что при отсутствии документов, подтверждающих совершение ФИО1 действий, направленных на искажение данных прибора учета, и доказательств подтверждающих механическое повреждение прибора учета, а также отсутствие в поверительном клейме условного шифра аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя, установленных актом от ДД.ММ.ГГГГ, факт механического повреждения прибора учета не подтверждает безучетное потребление ФИО1 природного газа.
Так же при отсутствии сведений со стороны ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в г. Ессентуки, подтверждающих совершение ФИО1 действий, направленных на искажение данных прибора учета, а также безучетного потребления электроэнергии и с учетом положительного экспертного заключения ВУ Ставрополь ЦСМ, подтверждающего целостность имеющихся на приборе пломб госповерителя, не смотря на наличие на поверхности пломбы механических повреждений, признание факта безучетного потребления по формальным основаниям не допускается.
Правительство Российской Федерации, основываясь на положениях пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановлением от 21 июля 2008 г. N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. (Опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" 28.07.2008, N 30 (ч. II), ст. 3635, "Российской газете" 01.08.2008, N 163).
Пункты 23 и 31 Правил предусматривают порядок определения объема потребленного газа в том случае, когда поставщику газа не представлены сведения о показаниях прибора учета, вследствие чего отсутствует возможность определения принятого абонентом количества энергии в соответствии с данными учета энергии.
Порядок определения объема потребленных коммунальных услуг в подобном случае законом не урегулирован.
Жилищный кодекс РФ, устанавливая в части 1 статьи 157, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальных услуг, в части 1 статьи 155 предусматривает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307).
Выполнение указанных требований невозможно в случае отсутствия у поставщика газа сведений об объеме газа, потребленного абонентом за истекший месяц.
Однако в рассматриваемом случае, абонент ФИО1 представлял данные прибора учета, прошедшего поверку в установленном законом порядке и признанного компетентной организацией годным к эксплуатации.
А при таких обстоятельствах абонент - истец ФИО1 вправе потребовать перерасчета, представив основанные на показаниях исправного прибора учета данные о фактическом потреблении газа. Данный вывод вытекает из анализа статей 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и согласуется с объяснениями представителей Правительства Российской Федерации, указавших на наличие у абонента такого права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом представлены доказательства, подтверждающие исправность газового счётчика № ВК – G4, установленного в торговом павильоне, расположенном по адресу: <адрес>, а, следовательно, начисления за потребленный газ за период с июня 2017 года по август 2017 года, произведенные ответчиком по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, произведен незаконно.
Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании незаконными начисления филиалом ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес>, произведенные за период: июнь 2017 по счет-фактуре № на сумму 20 182 руб. 39 коп.; июль 2017 по счет-фактуре № на сумму 21 709 руб. 35 коп.; август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19630 руб. 81 коп., а всего: 61 522 руб. 55 коп. и обязании произвести перерасчёт по показаниям прибора учета являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая встречные требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» о взыскании со ФИО1 в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» задолженности по оплате полученного в июне-августе, октябре-ноябре 2017 природного газа по договору № от 29.05.2015 в сумме 51 774,13 руб., суммы законной неустойки, рассчитанной за период с 01.06.2017 по 25.12.2017 в связи с просрочкой оплаты за газ по договору № от 29.05.2015 в размере 3 758 руб. 53 коп., суд приходит к следующему.
Как указывалось ранее, между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и ФИО1 заключен договор поставки газа № от 29.05.2015 г. на объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно дополнительному соглашению №-П/17 к договору поставки газа поставщик обязуется поставлять с 01.06.2015 г. по 31.12.2017 г., а Покупатель получать (отбирать) газ в согласованных объемах и оплачивать стоимость газа и снабженческо-сбытовых услуг.
За период июнь-август, октябрь-ноябрь 2017 г. ответчику в соответствии с условиями договора поставки газа № от 29.05.2015 было поставлено 10,155 тыс. м3 газа, что подтверждается актами сдачи-приемки газа (Приложение № 2) по договору поставки газа № от 29.05.2015 на сумму 51 774,13 руб., которую ответчик не оплатил.
В соответствии с п. 4.10 договора не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, Стороны оформляют акт сдачи-приемки газа, в котором отражаются объемы по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения Покупателя с указанием объемной теплоты сгорания (ОТС). К акту сдачи-приемки газа Стороны оформляют приложение, в котором отражают ежесуточные сведения о плановых и фактических объемах поставки газа в целом по договору. Данный акт является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 (газ) и выставления счетов- фактур. К акту сдачи-приемки газа за отчетный период поставщик по требованию Покупателя предоставляет месячные паспорта качества газа.
В случае непредставления Покупателем Поставщику подписанного акта сдачи- приемки газа в течение 5 (пяти) дней с момента его получения или мотивированного отказа от его подписания, акт считается принятым Покупателем на условиях, указанных в нем.
Акты сдачи-приемки газа за июнь-август 2017 года по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ подписаны ответчиком с возражениями, в которых он выражает свое несогласие с расчетом поставленных объемов газа.
Поскольку судом признаны начисления ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» за поставку газа ФИО1 за июнь 2017 по счет-фактуре № на сумму 20 182 руб. 39 коп., за июль 2017 по счет-фактуре № на сумму 21 709 руб. 35 коп. и за август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19630 руб. 81 коп., а всего на сумму 61 522 руб. 55 коп., незаконными и подлежащими перерасчёту, то при таких обстоятельствах, требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» о взыскании со ФИО1 задолженности за потребленный газ за июль 2017 года в сумме 21709 рублей 35 копеек по август 2017 года в сумме 19630 рублей 81 копейки, а всего на сумму на сумму 41 318 рублей 05 копеек, удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, Акты сдачи-приемки газа за октябрь - ноябрь 2017 ответчиком/истцом ФИО1 подписаны, при этом, возражений относительно начислений, произведенных ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» за указанный период с 01 октября 2017 года по 31 ноября 2017 года ФИО1 суду не представил, факты не произведенной им оплаты за указанные месяцы не оспаривал.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
А потому встречные исковые требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» о взыскании со ФИО1 задолженности за указанный период с 01 октября 2017 года в сумме 2349 рублей 79 копеек по 31 ноября 2017 года, в сумме 8 106 рублей 29 копеек, на общую сумму 10 456 рублей 08 копеек, с учетом произведенной оплаты ФИО1 суммы в размере 22 рубля 11 копеек за период с 01.07.2017 г. по 25.12.2017 г., подлежат удовлетворению.
Что касается встречных исковых требований в части взыскания неустойки, то в соответствии с п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
С 01 января 2016 года согласно ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015г. № 307-ФЗ, действие положений ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров поставки газа, т.е. договоров, заключенных до дня вступления в силу данного закона.
На 25.12.2017 г. сумма неустойки в связи с просрочкой оплаты за газ по договору № от 29.05.2015 согласно расчёту ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" составила 3 758 руб. 53 коп.
Однако, поскольку расчёт неустойки производится исходя из всей суммы задолженности ФИО1, а ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на момент рассмотрения дела не представлен расчёт неустойки с учётом необходимого перерасчёта сумм задолженности за период с июня 2017 года по август 2017 года, то в удовлетворении требований о взыскании суммы неустойки в размере 3 758 рублей, надлежит отказать.
Истец ФИО1 просил взыскать с ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в его пользу судебные расходы за проведение метрологического исследования в сумме 11 220 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Исходя из положений ст.ст. 88, 94 и 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика расходы в размере 11 220 рублей за проведение метрологического исследования, поскольку данные расходы подтверждены счётом на оплату № от 02.10.2017 года и чеком ордером от 02.10.2017 года, при этом указанный акт метрологического исследования был положен в основу решения по требованиям ФИО1
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что истец, как потребитель, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявленными исковыми требованиями, однако уплатил её в размере 300 рублей, что подтверждается чеками – ордерами филиала Ставропольского отделения № ПАО «Сбербанк России» от 16.11.2017 года, указанная сумма госпошлины подлежит возврату истцу ФИО1
А при таких обстоятельствах, требования о взыскании с ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в пользу ФИО1 расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей, удовлетворению не подлежат.
При этом, поскольку встречные исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" к ФИО1 удовлетворены частично, то со ФИО1 в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" подлежит взысканию госпошлина, пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 418 рублей 18 копеек рублей. В остальной части расходов по оплате госпошлины, надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании начислений незаконными и обязании произвести перерасчёт, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по начислению ФИО1 за поставленный газ, произведенные за июнь 2017 по счет-фактуре № на сумму 20 182 руб. 39 коп, за июль 2017 по счет-фактуре № на сумму 21 709 руб. 35 коп., за август 2017 по счет-фактуре № на сумму 19 630 руб. 81 коп., а всего на сумму 61 522 руб. 55 коп.
Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" произвести перерасчёт суммы задолженности ФИО1 за поставленный газ по договору № от 29.05.2015 года за период с июня 2017 по август 2017 год, по показаниям прибора учёта.
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в пользу ФИО1 расходы за проведение метрологического исследования прибора учёта газа в сумме 11 220 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей - отказать.
Встречные исковые требования ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате полученного природного газа по договору, суммы законной неустойки, расходов по оплате госпошлины, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» задолженность по оплате полученного природного газа по договору № от 29.05.2015 за период с 01 октября по 30 ноября 2017 в сумме 10 456 рублей 08 копеек, госпошлину в размере 418 рублей 18 копеек, а всего 10 874 рубля 26 копеек.
В удовлетворении встречных исковых требований ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате полученного природного газа по договору № от 29.05.2015 за период с июня 2017 года по август 2017 год в сумме 41 318 рублей 05 копеек, суммы законной неустойки в сумме 3758 рублей 53 копейки, а также расходов по оплате госпошлины в размере 1334 рубля 99 копеек, - отказать.
Возвратить ФИО1 сумму государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченную чеками – ордерами филиала Ставропольского отделения № ПАО «Сбербанк России» от 16.11.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24.02.2018 г.
Председательствующий Е.В. Иванова