ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/2021 от 01.02.2021 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-115/2021

УИД 75RS0005-01-2020-001462-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2021 года г. Петровск-Забайкальский

Забайкальский край

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Калашниковой Е.А.,

с участием представителя истца – помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Шагдаровой С.Б.,

представителя ответчиков МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №6 Худобердиной В.А.,

представителя ответчика Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Федоровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Гимназия №1 г.Петровск-Забайкальский, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №2 им.В.А. Орлова, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский, Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о возложении обязанности,

установил:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванными исковыми заявлениями, ссылаясь на следующее. Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

При проведении проверки в МОУ Гимназия №1 г.Петровск-Забайкальский, в МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, в МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, в МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский, установлено, что вопреки Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 (далее -Инструкция) в учреждение отсутствуют соответствующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество. В соответствии с Уставами МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6 учредителем данных образовательных организации является Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский». В результате ненадлежащего исполнения МОУ Гимназия №1 г.Петровск-Забайкальский, в МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, в МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, в МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский, органами местного самоуправления городского округа «Город Петровск-Забайкальский», возложенных законом обязанностей нарушаются конституционные права детей и их родителей на образование. Отсутствие необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

На основании изложенного, заместитель прокурора просит суд: обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6 учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6 приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением от 01.02.2021 гражданские дела № 2-115/2021, 2-116/2021, 2-117/2021, 2-118/2021, 2-119/2021 по исковым заявлениям Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Гимназия №1 г.Петровск-Забайкальский, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №2 им.В.А. Орлова, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №3, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №4, Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ №6, Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о возложении обязанности, на основании ст.151 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, соединены в одно производство, с присвоением единого номера №2-115/2021.

В письменных возражениях на исковые заявления представитель МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6 Худобердина В.А. возражает против заявленных исковых требований заместителя прокурора, ссылаясь на следующее. Согласно п.9 Инструкции, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обязанность по участию в совершенствовании учебно-материальной базы, согласно п.8 Инструкции, возложена на военные комиссариаты. Согласно п.10 Инструкции обязанность по оказанию практической помощи, по представлению объектов учебно-материальной базы для проведения занятий образовательных учреждениях, возложена также на командиров соединений и воинских частей. Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов. Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (Приложение 1 Инструкции) являются рекомендуемыми. В соответствии с п.6 ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 обеспечение средствами обучения, в том числе учебно-практическое оборудование, учебно-наглядные пособия (Приложение 3), происходит за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края. Считает, что требования об обязании профинансировать проведение мероприятий по созданию в учебных заведений г.Петровск-Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки к администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» необоснованными. Просила в удовлетворении исковых требовании отказать.

Представитель ответчиков Худобердина В.А. также ходатайствовала о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Военный комиссариат Петровск-Забайкальского, Красночикойского районов, поскольку указанный орган обязан участвовать в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, оказанию практичекой и медотической помощи образовательным учреждениям.

В письменных возражениях на исковые заявления представитель Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Федорова И.В. просит отказать заместителю прокурора в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее. Согласно порядка расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края ежемесячно за 10 календарных дней до начала месяца, в котором осуществляется финансирование, подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по форме, устанавливаемой Министерством. Министерство на основании заявок органов местного самоуправления ежемесячно не позднее 12-го и 27-го числа каждого месяца представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субвенций по форме, устанавливаемой Министерством финансов Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края в течение 3 рабочих дней со дня получения сводной заявки перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства. Субвенции в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет перечисляются Министерством в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий год. Заявки на финансирование субвенций в Министерство образования науки и молодежной политики подаются Комитетом по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» самостоятельно. Считает, что Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» является ненадлежащим ответчиком в части обязания финансирования мероприятий по созданию в учебных заведениях г.Петровск- Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки.

В судебном заседании помощник прокурора Шагдарова С.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в просительной части исковых заявлений считает необходимым уточнить срок исполнения решения суда, исполнить возложенные обязанности в срок до 01.09.2021, то есть на начала нового учебного года. Возражала против привлечения к участию в деле в качестве соответчика Военного комиссариата Петровск-Забайкальского, Красночикойского районов, поскольку в Инструкции, на которую идет ссылка в исковых заявлениях и возражениях ответчика, обязанности финансировать и приобретать учебные и наглядные пособия, технические средства обучения именно указанным органом нет, речь идет об осуществлении содействия. Также возражала против привлечения к участию в деле в качестве соответчика Комитета по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», поскольку данный орган является структурным подразделением Администрации, который при наличии соответствующего поручения главы Администрации, должен осуществлять подачу соответсвующих заявок для приобретения необходимого учебного материала в образовательные учреждения.

В судебном заседании представители ответчиков Худобердина В.А. и Федорова И.В. возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Кроме того, указали на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика Комитет по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», который полномочен на основании заявлений директоров школ направлять соответсвующие заявки для приобретения необходимого учебного материала в образовательные учреждения, в противном случае решение суда, при удовлетворении исковых требований прокурора, будет неисполнимым.

Представитель ответчиков Худобердина В.А. также указала, что исковые требовани прокурора неконкретизированы, не указано в соответствии с каким пунктом Инструкции и приложения к нему, должна быть исполнена ответчиками обязанность, кроме того, не указан перечень конкретных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, которые должны быть приобретены учебными организациями.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив доводы искового заявления, доводы возражений на иск, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность; приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантированы общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу статьи 12 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно статье 11 этого же Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, в соответствии с которым обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); военно- патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» установлен стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, которым определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

В обязательный минимум стандарта входят элементы начальной военной подготовки, в которые включены основы технической и прикладной физической подготовки, занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.).

Приказом Министра обороны Российской Федерации №96, Министерства образования и науки Российской Федерации №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В соответствии с п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Согласно п.9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка (пп.10); знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

Приложением № 1 Инструкции утверждены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны; и их подготовки по основам военной службы.

Из буквального толкования вышеприведенных норм права следует, что наличие в образовательном учреждении учебных и наглядных пособий, технических средств обучения в соответствии с Приложением № 1 к Инструкции является обязательным требованием.

При проведении прокуратурой района проверки установлено, что:

- в МОУ Гимназия №1 отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: учебное пособие по основам медицинских знаний. Набор плакатов или электронные издания «Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин», «Несение караульной службы», «Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет», «5,6-мм малокалиберная винтовка», «Мины Российской армии», «Фортификационные сооружения», «Приборы радиационной разведки», «Приборы химической разведки», Общевойсковой защитный комплект, респираторы, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, компасы, визирные линейки, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Пакеты противохимические индивидуальные ИПП - 11, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC, косынка медицинская, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, знак нарукавного Красного Креста, лямка медицинская носилочная, флаг Красного Креста.

- в МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: массогабаритный макет 7,62 мм (или 5,45) автомата Калашникова, общевойсковыми противогазами (при потребности 25 шт. в наличии 5 шт.), общевойсковой защитный комплект, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ. Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, носилки санитарные.

- в МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, компасы, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ, манекен – тренажер для реанимационных мероприятий, носилки санитарные.

- в МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: набор плакатов или электронные издания «Воинские звания и знаки различия, «Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств», «Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет№, Мины Российской армии», «Фортификационные сооружения», «Приборы радиационной разведки», «Приборы химической разведки», Общевойсковыми противогазами, общевойсковой защитный комплект, респираторы, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ. Пакеты противохимические индивидуальные ИПП - 11, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC, булавки безопасности, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длинной 1, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, флаг Красного Креста.

- в МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: общевойсковой защитный комплект, респираторы, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или форме ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ, носилки санитарные.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8, ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных, общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу требований ч.2 ст.35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На основании ст.16 Федерального закона от 09.02.2009 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными; государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В силу абз.9 п.23 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.

Согласно п.3 ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края кроме всего прочего относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей" в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), и определение нормативов финансового обеспечения указанных государственных гарантий;

В целях реализации указанных выше норм права Правительством Забайкальского края принято постановление от 02.03.2017 №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» которым: Определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утверждена методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утверждена методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях; утвержден порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Вышеназванные нормативы включают в себя расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, и установив, что отсутствие в МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6 необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, а соответствующие субвенции бюджетам муниципальных образований выделяются Министерством финансов Забайкальского края на основании заявки, подаваемой Министерством образования и науки Забайкальского края, в которое, в свою очередь, подают заявки органы местного самоуправления муниципальных образований, исковые требования заместителя прокурора поделжат удовлетворению в полном объеме в рамках заявленных требований.

Доводы представителей ответчиков о том, что требования к оснащению спорной учебно-материальной базы носят рекомендательный характер, а учебные заведения г.Петровск-Забайкальский реализуют требования государственных образовательных стандартов среднего общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы основаны на не правильном толковании норм права, в связи с чем отклоняются, поскольку приведенными выше нормами закона на ответчиков возложена именно обязанность материально-технической базы оснащения образовательного процесса по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Доводы представителей ответчиков о том, что средства субвенции перечисляются Министерством в соответствии с заявками Комитета по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», распределение средств между образовательными учреждениями осуществляет Комитет самостоятельно, исходя из установленных обстоятельств дела, не освобождают ответчика - Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от выполнения требований, установленных законом.

Оснований для привлечения к участию в деле Комитета по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» судом не установлено, поскольку Комитет является структурным подразделением Администрации, осуществляющий полномочия администрации в области образования. Возложение обязанности по финансированию приобретения необходимой учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы именно на Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не может повлечь невозможность исполнения решения суда, поскольку данный орган местного самоуправления является учредителем образовательных учреждний города и полномочен исполнять финансовые функции в отношении них

Оснований для привлечения к участию в деле Военного комиссариата Петровск-Забайкальского, Красночикойского районов, также судом не установлено, поскольку в указанной выше Инструкции и нормах закона за данным органом обязанности по оснащению образовательных учреждений материально-технической базы по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении не закреплены, военные комиссариаты лишь содействуют этому образовательным учреждениям, а именно согласно п.10 Инстуркции оказывают практическую помощь образовательным учреждениям в обучении граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, военно-патриотическом воспитании граждан и т.д.

Доводы представителя ответчиков Худобердиной В.А. о том, что требования заместителя прокурора неконкретизированы, судом отклоняются, поскольку требования прокурора четко и ясно изложены, указаны нормы материального права на которых они основаны, в просительной части заместитель прокурора указал в соответствии с каким нормативным актом просит возложить соответствующие обязанности. Оснащение образовательных учреждений необходимой базой в соответствии с Приложением № 1 к Инструкции должно быть произведено в соответствии с поданными заявками директоров указанных учебных заведений и отсутствующей учебно-материальной базы, установленной в ходе прокурорской проверки.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98, ст.103 ГПК РФ в связи с тем, что истец –прокурор, ответчик Администрация городского округа освобождены от несения судебных расходов, в соответствии с ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежщей взысканию с ответчиков МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4 и МОУ СОШ №6, поскольку ответчики – образовательные учреждения являются бюджетными организациями, финансируемыми с бюджета городского и краевого уровня, также учитывая их финансовое состояние.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ Гимназия № 1 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский, и МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, в соответствии с Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010, в срок до 01 сентября 2021 года.

Обязать МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский, и МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010 в срок до 01 сентября 2021 года.

Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков МОУ Гимназия № 1, МОУ СОШ №2 им.В.А. Орлова, МОУ СОШ №3 г.Петровск-Забайкальский, МОУ СОШ №4 г.Петровск-Забайкальский и МОУ СОШ №6 г.Петровск-Забайкальский.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2021.