ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/2021УИД140013-01-2021-000169-88 от 18.06.2021 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-115/2021 УИД 14RS0013-01-2021-000169-88

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Сангар 18 июня 2021 года.

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Кудым А.Г., с участием

и.о. прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстова Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) об обязании Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству приюта для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и обеспечивать его функционирование либо обеспечить реконструкцию имеющегося объекта, произвести расчет затрат на строительство приюта, направить заявку о финансировании в Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), обеспечить оформление проектно-сметной документации на объект; обязать Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование расходов на строительство приюта для содержания животных без владельцев,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Кобяйского района Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения органами государственной власти республики законодательства об ответственном обращении с животными, установлено, что на территории МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) приют для содержания безнадзорных животных не создан. По фактам выявленных нарушений прокуратурой в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты.

Просит суд обязать Администрацию муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству приюта для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и обеспечивать его функционирование либо обеспечить реконструкцию имеющегося объекта, произвести расчет затрат на строительство приюта, направить заявку о финансировании в Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), обеспечить оформление проектно-сметной документации на объект; обязать Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование расходов на строительство приюта для содержания животных без владельцев.

О времени и месте судебного заседания стороны извещены.

Представитель истца Эверстов Е.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, суду пояснил, что Законом Республики Саха (Якутия) переданы полномочия местному самоуправлению по обращению с животными в соответствии с Федеральным законом № 498-ФЗ, на территории Кобяйского района такие полномочия переданы МО «п. Сангар» и МО «Кобяйский наслег». Требования Федерального закона № 498-ФЗ и Закона РС (Я) ответчиками не исполняются.

Представитель ответчика Администрации МО «Поселок Сангар» в судебное заседание не явился, ходатайством просит рассмотреть дело без их участия, с иском не согласен, отзывом суду пояснил, что строительство приюта является правом, а не обязанностью, ссылается на ч. 3 ст. 136 БК РФ о том, что бюджет является дотационным и они не имеют права расходовать их на иные цели. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в удовлетворении иска отказать, и заменить ненадлежащего ответчика.

Представитель Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, ходатайством от 17.06.2021 г. просит рассмотреть дело без его участия, в иске просит отказать, письмом от 25.05.2021 г. суду сообщил, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создание приютов является правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не обязанностью. Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 г. № 389 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия)» Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Финансирование производится через Государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы». В 2021 г. бюджетные средства на строительство приютов для животных без владельцев не предусмотрены. В части направления заявки о финансировании строительства приюта для содержания животных без владельцев, Департамент указал, что данное требование возможно исполнить в случае выделения финансирования из республиканского бюджета.

В силу положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение и.о. прокурора Эверстова Е.Е., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 7 и ч. 13 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правительство Российской Федерации утвердило методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее - правила).

Под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.

В силу ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.

При этом в соответствии с положениями п. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. № 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» городские и сельские поселения в составе муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. № 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» деятельностью по обращению с животными без владельцев признается деятельность, включающая в себя: отлов животных без владельцев; их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию); возврат на прежние места их обитания; иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проверкой прокуратуры установлено, что в 2020 г. в Отделение МВД России по Кобяйскому району поступило 10 сообщений по фактам нападения собак, из них в п. Сангар -9; за 5 месяцев 2021 г. – 2 сообщения из п. Сангар. В ГБУ РС (Я) «Кобяйская ЦРБ им. Тереховой М.С.» в 2020 г. обратилось 5 человек по поводу укусов животными, из них в п. Сангар – 2; за 5 месяцев 2021 г. – 2 человека, из них 1 в п. Сангар. Администрацией вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, поскольку в нарушение требований действующего законодательства приют для безнадзорных домашних животных не создан, при этом содействие в организации приюта для безнадзорных домашних животных иными организациями не оказывается.

В адрес главы Администрации «Поселок Сангар» 20.01.2021 г. заместителем прокурора Кобяйского района внесено представление с требованием, устранить нарушения законодательства. На момент рассмотрения настоящего дела нарушение не устранено.

Согласно ответа заместителя главы Администрации, нарушение законодательства не устранено, поскольку Администрация не имеет возможности исполнить переданные отдельные государственные полномочия Республики Саха (Якутия) по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в связи с отсутствием приюта для животных. 19.02.2021 г. направлены сведения о потребности в финансовых средствах на строительство приюта для животных - реконструкцию здания под приют животных. Также указывают, что администрация неоднократно, начиная с 2018 г. направляла письма в Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), председателю постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунального хозяйства и энергетике Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в том числе и для рассмотрения вопроса строительства приюта для животных на территории п. Сангар.

В судебном заседании, установлено, что участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей такой вид приютов, как муниципальные.

Между тем, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено ст. ст. 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений). Тем не менее, соответствующее право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством, может быть реализовано не всеми муниципальными образованиями.

На основании ст. 136 БК РФ соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.

Таким образом, строительство приюта для Администрации МО «Поселок Сангар», напрямую зависит от бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования в части выполнения приведенных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

В доказательство своих доводов Администрация МО «Поселок Сангар» представило суду информацию ФКУ АМО «Кобяйский улус (район)» РС (Я) о том, что бюджет Администрации является дотационным и относится к 3 группе с долей дотаций от 20 до 50 %.

В судебном заседании, в письменных возражениях, представитель ответчика ссылается на положения Бюджетного Кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», системно закрепляющие принцип ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах предоставленных на эти цели финансовых средств, выделенных в установленном законом порядке.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

С доводом представителя прокуратуры Эверстова Е.Е., указавшего на неверное толкование норм закона АМО «Поселок Сангар» о том, что в случае передачи полномочий по содержанию животных, то нормы ст. 136 Бюджетного кодекса РФ не применяются, таким образом, строительство и реконструкция приютов подразумевается, они их могут реализовать за свой счет, в последующем взыскать с Департамента ветеринарии или сделать передвижки в бюджетной росписи, суд не может согласиться, поскольку наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, создание приютов для безнадзорных животных (организация приютов для безнадзорных животных) все же является правом муниципального образования, а отнюдь не обязанностью, требования истца об обязании принять меры по разработке проектно-сметной документации и строительству-реконструкции приюта для животных, оставшихся без владельцев, суд считает несостоятельным.

Что касается требования об обязании Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование расходов на строительство приюта суд приходит к следующему, согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 г. № 389 «Об утверждении Порядка осуществления Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия)» Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. При этом под деятельностью по обращению с животными без владельцев подразумевается деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обеспечение финансирования на строительство либо реконструкцию приютов вышеперечисленные нормативно-правовые акты не содержат, поскольку подразумевают, что приюты могут быть как федеральными, муниципальными так и частными, соответственно финансирование на создание приютов Департаменту не предусмотрено.

При таких обстоятельствах иск подлежит отказу в удовлетворении полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) об обязании Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству приюта для содержания животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и обеспечивать его функционирование либо обеспечить реконструкцию имеющегося объекта, произвести расчет затрат на строительство приюта, направить заявку о финансировании в Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), обеспечить оформление проектно-сметной документации на объект; обязать Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование расходов на строительство приюта для содержания животных без владельцев, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).

Решение окончательно составлено 21.06.2021 г.

Судья п/п Тимофеев А.И.

Копия верна.

Судья: Тимофеев А.И.