66RS0021-01-2022-000046-10
Дело № 2-115/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 апреля 2022 года Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего АНТРОПОВОЙ Ю.Г.,
при секретаре КОРЕЛИНОЙ И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в общий и специальный трудовой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с выше указанным иском к ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ ОПФ).
В обоснование свих доводов истец ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ в г. Камышлове с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности общего стажа -20 лет.
К зачету в специальный стаж приняты период его работы на Карагандинском металлургическом комбинате 04 года 05 месяцев 05 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –горновой доменных печей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – газовщик доменной печи. К зачету в общий стаж приняты 13 лет 03 месяца 29 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в Карагандинском металлургическим институте; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа на Карагандинском металлургическом комбинате – газовщик доменной печи, мастер горячих участков работ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в Богдановичском ОАО «Огнеупоры».
Незаконно не зачтены в его специальный стаж периоды его работы на Карагандинском металлургическом комбинате (ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау) 09 лет 00 месяцев 20 дней; а также периоды его работы на данном предприятии общей продолжительностью 8 лет 11 месяцев 14 дней не включены в его общий стаж, видимо по причине отсутствия документального подтверждения уплаты страховых взносов.
Указанное решение ответчика считает незаконным и необоснованным, поскольку спорные периоды работы подтверждены документально надлежащим образом и подлежат включению в его общий и специальный трудовой стаж.
Просит решение ГУ ОПФ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости признать незаконным; обязать ГУ ОПФ включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в общий трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ГУ ОПФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласны, просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) в размере не менее 30, определяемых с учетом переходных положений ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом переходного периода в 2021 году требуемая величина ИПК-21.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (достиг 50 лет на момент обращения), обратился в ГУ – Управление пенсионного фонда в г. Камышлове Свердловской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением ГУ - Управление пенсионного фонда в г. Камышлове Свердловской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 26-27). На день обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, у заявителя зачтенный пенсионным органом общий страховой стаж составил 13 лет 03 месяца 29 дней, в специальный стаж приняты 4 года 05 месяцев 05 дней.
Согласно указанному решению в стаж на соответствующих видах работ не приняты к зачету периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03-05-14), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-06-18) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05-00-18) в должности газовщика доменной печи и мастера занятого на горячих участках работ на Карагандинском металлургическом комбинате (впоследствии АООТ «Испат-Кармет», ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау), так как наименование профессии, структурное подразделение не предусмотрено Списками № и № производств и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда на основании списков № и №, утвержденных Постановлением РК от ДД.ММ.ГГГГ№. Периоды после ДД.ММ.ГГГГ для определения права на страховую пенсию подтверждаются справкой компетентных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, документальное подтверждение отсутствует.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность на Карагандинском металлургическом комбинате, который был преобразован АООТ «Испат-Кармет», затем в ОАО «Испат-Кармет», с ДД.ММ.ГГГГ - в АО «Испат Кармет» и с ДД.ММ.ГГГГ – в АО «Миттал Стил Темиртау», что подтверждается трудовой книжкой истца, а также уточняющими справками работодателя (л.д. 10-13,14,15,16,17).
Также судом из указанных документов установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работал горновым на указанном металлургическом предприятии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ газовщиком доменной печи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – производственным мастером доменной печи на горячем участке работ доменного цеха.
Профессии, по которым истец осуществлял работу в спорные периоды (горновой доменных печей, газовщик доменной печи, производственный мастер доменной печи на горячем участке работ доменного цеха) на соответствующем предприятии (Карагандинский металлургический комбинат), предусмотрена Списком №, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, как дающая право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 1 ч. 1ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Самим пенсионным органом при оценке пенсионных прав ФИО1 в период работы на Карагандинском металлургическом комбинате зачтен первоначально по Списку №, раздел III.
В оспариваемые пенсионным органом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец продолжал осуществлять трудовую деятельность в тех же должностях, на том же предприятии, на территории Республики Казахстан.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицам, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовал до ДД.ММ.ГГГГ – даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Соглашения ДД.ММ.ГГГГ п. 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№р, для определения права на трудовую пенсию по стрости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№).Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших ме6сто за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Из изложенного следует, что решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в части оценки пенсионных прав истца относительно спорных периодов его работы надлежит руководствоваться положениям законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения, а именно в первую очередь Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, а не законодательством Республики Казахстан.
Доводы ответчика об обратном, в том числе в части отсутствия правовых оснований для включения спорного периода в стаж истца ввиду изменения пенсионного законодательства в Республике Казахстан, основаны на ошибочном толковании норма материального права и норм международных соглашений (аналогичная правовая позиция выражена в Определении судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации №-КГ18-18 от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что в спорные периоды истец осуществлял работу в должности и на предприятии, полностью соответствующих Списку № года, в условиях полной занятости.
Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с ДД.ММ.ГГГГ введена накопительная система. С указанной даты «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» ведет учет поступающих взносов для назначения пенсии на общих основаниях, то есть только по достижении пенсионного возраста.
Во исполнение реформы пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан были созданы накопительные пенсионные фонды, в которые с ДД.ММ.ГГГГ все работающие граждане в обязательном порядке производили отчисления в размере 10% дохода на свой индивидуальный пенсионный счет.
В соответствии с п.2 постановления Правительства Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании единого накопительного пенсионного фонда» Единый накопительный пенсионный фонд был переименован в Некоммерческое акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд».
В соответствии с п. 14 пенсионных правил Единого накопительного пенсионного фонда, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан № от ДД.ММ.ГГГГ, информация о состоянии пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных взносов предоставляется единым накопительным пенсионным фондом с даты открытия индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов.
Таким образом, уполномоченными органами по предоставлению сведений об уплаченных взносах являлись: Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», Единый накопительный пенсионный фонд, переименованный в последующем в Некоммерческое акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд».
Проверяя факт уплаты страховых взносов в оспариваемый период, суд руководствуется письмом акционерного общества «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, подписанный заместителем директора филиала г. Нур-Султан с приложением документа, содержащего информацию с закрытого ИПС в накопительном пенсионном фонде (НПФ) вкладчика, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателями производились за истца отчисления заработной платы в Пенсионный фонд Республики Казахстан (л.д. 18-25).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств – участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа истцу во включении в специальный и общий страховой стаж спорных периодов работы истца в должностях газовщика доменной печи, мастера, занятого на горячих участках работ, а затем начальником смены, менеджером на Карагандинском металлургическом комбинате (впоследствии АООТ «Испат-Кармет», ОАО «Испат-Кармет», АО «Испат Кармет» и «Миттал Стил Темиртау») нельзя признать законным в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ (в редакции на возникновении спорных правоотношений) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в абз. 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раненого срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Учитывая, что отказ в назначении пенсии по указанным в решении основаниям являлся незаконным, истец предоставил необходимые документы для назначения пенсии, на дату вынесения решения ответчиком добровольно был включен в специальный стаж период работы общей продолжительностью 04 года 05 месяцев 05 дней, в общий трудовой стаж период работы продолжительность 13 лет 3 месяца 29 дней; судом засчитываются в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности газовщика доменной печи и мастера, занятого на горячих участках работ на Карагандинском металлургическом комбинате (впоследствии АООТ «Испат-Кармет», ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау), на дату обращения истца в Управление Пенсионного фонда (ДД.ММ.ГГГГ), в общий трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости истцу засчитываются периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08-11-14) в должности начальника смены доменного цеха, затем исполняющего обязанности начальника доменного участка по технологии и непрерывному улучшению доменного цеха, менеджера отдела по технологии и непрерывному улучшению доменного цеха в ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау, соответственно у ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелся требуемый для назначения пенсии специальный и общий страховой стаж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в общий и специальный трудовой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области об отказе ФИО1 в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03-05-14) в должности газовщика доменной печи на Карагандинском металлургическом комбинате, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-06-18) в должности мастера, занятого на горячих участках работ, в ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05-00-18) в должности мастера, занятого на горячих участках работ, в ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области включить в общий трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08-11-14) в должностях начальника смены доменного цеха, исполняющего обязанности начальника доменного участка по технологии и непрерывному улучшению доменного цеха, менеджера отдела по технологии и непрерывному улучшению доменного цеха в ОАО «Испат-Кармет» г. Темиртау.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по стрости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.
Решение изготовлено на компьютере.
Судья Богдановичского
городского суда Антропова Ю.Г.