ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/2024 от 23.01.2024 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-115/2024

УИД 61RS0033-01-2023-002034-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года гор. Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тулаевой О.В., при секретаре Кочневой Э.Н.

с участием старшего помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Измайловой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кагальницкого района Ростовской области об обязании привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование следующее.

Прокуратурой Кагальницкого района проведена проверка постановления Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 № 256 «Об утверждении положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе» на предмет соответствия бюджетному законодательству. В ходе проверки установлено, содержание муниципального акта не соответствует Бюджетному кодексу РФ и постановлению Правительства от 18.09.2020 №1492, которым утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.

В частности п. 10 главы 3 положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе содержит не полный перечень требований к соискателям финансовой поддержки, отсутствует порядок формирования комиссии для рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора (при необходимости).

Прокуратурой Кагальницкого района в адрес главы Администрации Кагальницкого района внесено представление о необходимости устранения выявленных нарушений. Представление рассмотрено, на него поступил ответ, который не содержит сведений о принятых мерах по приведению муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями законодательства.

С учетом уточненных исковых требований от 13.12.2023 прокурор Кагальницкого района Ростовской области просит суд: обязать Администрацию Кагальницкого района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Положение «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе», утвержденное постановлением Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 №256.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Измайлова А.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объёме, ссылаясь на доводы иска, просила суд удовлетворить иск.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Кагальницкого района Ростовской области, надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подпунктом 3 пункта 7 Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе» (далее – Положение) установлена возможность предоставления иных средств финансовой поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений п. 3 ст. 78 БК РФ Правительство Российской Федерации установило общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, утвержденные соответствующим постановлением от 18.09.2020 № 1492 (далее — Требования).

На основании п. 2 Требований правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственного субсидирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержат следующие положения:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий;

в) условия и порядок предоставления субсидий;

г) требования к отчетности;

д) требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В соответствии с пп. в п. 4 Требований участники отбора должны соответствовать следующим требованиям:

у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

участники отбора - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере участника отбора, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, являющихся участниками отбора (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - оффшорные компании), а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия оффшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия оффшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие оффшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких оффшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;

участники отбора не должны получать средства из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации (нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов) на цели, установленные правовым актом;

участник отбора не должен находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).

В соответствии с пп. ж п. 4 Требований в муниципальном правовом акте должны содержаться правила рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора, включающие:

порядок рассмотрения предложений (заявок) участников отбора на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям;

порядок отклонения предложений (заявок) участников отбора, а также информацию о причинах их отклонения;

критерии и сроки оценки предложений (заявок), их весовое значение в общей оценке, правила присвоения порядковых номеров предложениям (заявкам) участников отбора по результатам оценки (при проведении конкурса);

сроки размещения информации о результатах рассмотрения предложений (заявок) на едином портале (в случае проведения отбора в системе "Электронный бюджет") или на ином сайте, на котором обеспечивается проведение отбора (с размещением указателя страницы сайта на едином портале), а также на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включающей следующие сведения:

дата, время и место проведения рассмотрения предложений (заявок);

дата, время и место оценки предложений (заявок) участников отбора (в случае проведения конкурса);

последовательность оценки предложений (заявок) участников отбора, присвоенные предложениям (заявкам) участников отбора значения по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений (заявок) участников отбора, принятое на основании результатов оценки указанных предложений решение о присвоении таким предложениям (заявкам) порядковых номеров (в случае проведения конкурса).

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно п.п. 3 п. 7 Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе» установлена возможность предоставления иных средств финансовой поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д.57).

В ходе проведенной прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проверки установлено, что п. 10 главы 3 Положения содержит не полный перечень требований к соискателям финансовой поддержки, в положении отсутствует порядок формирования комиссии по рассмотрению заявок на получение финансовой поддержки, в постановление Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 требуется внести соответствующие изменения.

По результатам проведенной проверки на имя главы администрации Кагальницкого района внесено представление от 17.08.2023 об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д. 6-10).

В ответе от 27.09.2023 на указанное представление сообщается, что возможность предоставления финансовой поддержки из средств бюджета Кагальницкого района отсутствует. Принятие нормативного акта о порядке и условиях предоставления финансовой поддержки будет обеспечено при необходимости (л.д.11).

Судом установлено, что постановление Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 «Об утверждении положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе» не соответствует положениям ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, постановлению Правительства от 18.09.2020 №1492, в частности муниципальный акт содержит полного перечня требований к соискателям финансовой поддержки, отсутствует порядок формирования комиссии для рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора (при необходимости).

До настоящего времени администрацией Кагальницкого района не представлено сведений о принятых мерах по приведению нормативного правового акта в соответствие с действующими требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Суд обращает внимание, что на момент вынесения представления (17.08.2023) об устранении нарушений бюджетного законодательства Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 (ред. от 22.12.2022) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) являлось действующим нормативным правовым актом.

Однако указанное постановление утратило силу с 01.01.2024 в связи с изданием Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий".

Между тем Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий.

Судом установлено, что по своему содержанию и структуре на момент рассмотрения гражданского дела постановление Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 № 256 не соответствует ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по приведению муниципального нормативного правового акта в соответствии с требованиями действующего законодательства, срок продолжительностью один месяц для актуализации рассматриваемого постановления суд считает разумным и достаточным.

При этом суд отмечает, что муниципальный правовой акт должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов федерального уровня, во исполнение которых он принимается, независимо от наличия либо отсутствия предоставления финансовой поддержки из средств бюджета Кагальницкого района, органы местного самоуправления обязаны своевременно вносить изменения в муниципальные нормативные правовые акты.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Иск прокурора Кагальницкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Кагальницкого района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Положение «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в Кагальницком районе», утвержденное постановлением Администрации Кагальницкого района от 26.03.2021 .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Тулаева

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024.