ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/21 от 18.03.2021 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-115/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 18 марта 2021 года.

Советский районный суд г.Владикавказа РСО-А в составе председательствующего судьи Тлатова К.А., при секретаре Кодзаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора РСО-Алания, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии готовности к использованию по предназначению, возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора РСО-А обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения: провести ремонт лестничных пролётов, входных (основных и запасных) дверей, шахтных выходов, защитных оголовков, устранить разгерметизацию полов, потолков, стен защитного сооружения, восстановить герметизацию гидроизоляции, привести в рабочее состояние санитарные узлы, фильтровентиляционное оборудование, провести ремонт воздуховода, водопровода, теплоснабжения, канализации, электросетей защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>; к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации – о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в состояние готовности к использованию по предназначению защитного сооружения.

В обоснование требований в исковом заявлении прокурора указано следующее.

Прокуратурой республики проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории республики.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ “О гражданской обороне” гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.2 данного закона одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ №583 от 15.02.2002г., статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В силу пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309,к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из положений п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Проверкой установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> под трёхэтажным зданием инв. <данные изъяты> вместимостью 1000 человек, общей площадью <данные изъяты>, класс ЗСГО – А-3, в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта имущество гражданской обороны по договору кому-либо не передавалось.

Как следует из Акта межведомственной комиссии инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения от 04.09.2018г., <данные изъяты>, в ходе осмотра содержания и использования защитного сооружения ГО выявлены многочисленные нарушения состояния ЗС ГО.

Имеющиеся нарушения ЗС ГО приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности и средств гражданской обороны.

Сведений о том, что указанный объект гражданской обороны был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, Территориальным управлением Росимущества не представлено. Назначение объекта как защитного сооружения не изменено.

Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка №21 Промышленного судебного района г.Владикавказа от 04.09.2019г., вступившим в законную силу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-Алания признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны Защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в них оборудования и путей эвакуации.

Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несёт его собственник (ст.210 Гражданского кодекса РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешён только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания.

Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждёнными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. №583, которыми были установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодно для использования по прямому назначению, не готово к приёму укрываемых, нуждается в проведении капитального ремонта.

Бездействием Территориального управления Росимущества в РСО-А нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд может обязать ответчика совершить определённые действия.

В судебном заседании иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержала представитель истца – ФИО5

Представитель ответчика – ТУ Росимущества в РСО-А – ФИО1 иск заместителя Прокурора РСО-А не признала по доводам, приведённым в ранее представленных суду письменных возражениях. В удовлетворении иска просила суд отказать.

Представитель ответчика – Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в судебное заседание не явился, о причинах неявки представителя суд извещён не был, письменные возражения на иск в суд не поступили; о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя ответчик суд не просил.Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск заместителя прокурора РСО-А подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории республики.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ “О гражданской обороне” гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.2 данного закона одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ №583 от 15.02.2002г., статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В силу пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Из положений п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Прокурорской проверкой было установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес><данные изъяты> вместимостью 1000 человек, общей площадью <данные изъяты>, класс ЗС ГО – А-3, в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта имущество гражданской обороны по договору кому-либо не передавалось.

Как следует из Акта межведомственной комиссии инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения от 04.09.2018г., <данные изъяты>, в ходе осмотра содержания и использования защитного сооружения ГО выявлены многочисленные нарушения состояния ЗС ГО.

Имеющиеся нарушения ЗС ГО приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Сведений о том, что указанный объект гражданской обороны был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, территориальным управлением Росимущества не представлено. Назначение объекта как защитного сооружения не изменено.

Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка №21 Промышленного судебного района г.Владикавказа от 04.09.2019г., вступившим в законную силу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РСО-Алания признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны Защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в них оборудования и путей эвакуации.

Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несёт его собственник (ст.210 Гражданского кодекса РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешён только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания.

Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждёнными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002г. №583, которыми были установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодно для использования по прямому назначению, не готово к приёму укрываемых, нуждается в проведении капитального ремонта.

Бездействием Территориального управления Росимущества в РСО-А нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд может обязать ответчика совершить определённые действия.

При таких установленных по делу обстоятельствах и с учётом правильно определённых и приведённых истцом правовых норм суд приходит к выводу о законности и обоснованности предъявленных заместителем прокурора РСО-А исковых требований и необходимости в силу этого их удовлетворения.

На основании изложенного, признавая доводы ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, изложенные им в представленных суду письменных возражениях на иск, несостоятельными, противоречащими имеющимся в деле письменным доказательствам, не опровергающими доводы истца, а следовательно, не заслуживающими внимания, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск заместителя прокурора РСО-Алания, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии готовности к использованию по предназначению, возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий – удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания в течение года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения: провести ремонт лестничных пролётов, входных (основных и запасных) дверей, шахтных выходов, защитных оголовков, устранить разгерметизацию полов, потолков, стен защитного сооружения, восстановить герметизацию гидроизоляции, привести в рабочее состояние санитарные узлы, фильтровентиляционное оборудование, провести ремонт воздуховода, водопровода, теплоснабжения, канализации, электросетей защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в состояние готовности к использованию по предназначению защитного сооружения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-А в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Тлатов К.А.