Борский городской суд Нижегородской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Борский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е 2-116/12 Именем Российской Федерации 18 января 2012 года.
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Блохиной С.П., при секретаре Харкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Борскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, как лицу, работавшему в плавсоставе на судах речного флота.
В назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 было отказано ввиду того, что у него отсутствует необходимый стаж в количестве 12 лет 6 месяцев работы в плавсоставе. При этом периоды работы ФИО1 на судах речного флота УПФ РФ по Борскому району зачло в специальный стаж истца периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - за полный год работы, а остальные периоды навигаций - по их фактической продолжительности, что составило лет месяцев дней.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, ФИО1 обратился в суд с иском к УПФ РФ по Борскому району, где просит зачесть в стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды навигаций с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за полные годы работы, и признать за им право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Представитель ответчика ФИО2 иск ФИО1 не признала и пояснила, что навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек.
Для определенной категории работников действующим законодательством периоды работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, могут исчисляться в льготном порядке. Так, в соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., периоды работы в течение полного навигационного учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
В границах ФГУ «Волжского бассейнного управления» ограниченный период навигации.
Сравнивая периоды навигаций, установленных в централизованном порядке с периодами работы ФИО1 которые истец простит зачесть за полные годы работы, видно, что истцом в эти годы полные навигационные периодыв качестве плавсостава не отработаны.
В некоторых случаях по причинам, не зависящим от работника, начало и окончание навигации в районе проведения работ не совпадают соответственно с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Например, в связи с тем, что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на 5-10 дней раньше закрытия навигации.
При подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течении полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Профсоюз работников водного транспорта РФ и Росморречфлот заключили Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 5.2. указанного соглашения, под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации».
Принимая во внимание Федеральное соглашение, стаж с особыми условиями труда у истца составляет лет месяцев дней.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на теплоход , С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает на судах речного флота
Данные суда не относились к портовым, постоянно работавшим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения, а относились к речному флоту, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работ истца от ДД.ММ.ГГГГ №.
УПФ РФ по Борскому району, исходя указанной справки, а также данных о периодах навигаций, установленных в централизованном порядке Волжским Объединенным пароходством, посчитало возможным зачесть навигационные периоды полностью отработанные истцом за год работы, в периоды ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно т.е. полных лет, (л.д.№).
Остальные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по Борскому району зачло в специальный стаж истца по фактической продолжительности работы в плавсоставе, куда входят периоды навигации судов, на которых работал истец, периоды отгулов и очередных отпусков.
Данный расчет является верным.
На основании ранее действующего законодательства, и на основании ныне действующих норм закона, лицам, работающим в плавсоставе на судах речного флота в течение полного навигационного периода, данные периоды работы засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за полный год работы.
Под плавсоставом следует понимать экипаж судна, который состоит, в том числе, из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
Ранее действующее законодательство не содержало четкого понятия полного навигационного периода, при этом понятие "сезонной работы" содержит ст. 293 ТК РФ. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.
При этом навигационные периоды в Нижегородской области определялись Приказами Волжского объединенного речного пароходства (ОАО СК ), и УПФ РФ по Борскому району, определяя полный навигационный период для речного флота, руководствовалось данными приказами. Как правило, периоды навигации, установленные вышеназванными приказами, не совпадали с периодами навигации конкретных судов, на которых осуществлял работу плавсостав.
В 2006 году в ч.2 ст. 293 ТК РФ были внесены изменения, согласно которых перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.
В соответствии с п. 5.2 Федерального отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта РФ на 2009-2012 г., под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации.
Суд считает, что положения указанного межотраслевого соглашения можно распространить на периоды работы истца, предшествующие принятию названного соглашения, поскольку отсутствуют другие нормы законодательства, определяющие понятие «полного навигационного периода».
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении о необходимости зачета в его специальный стаж помимо тех, которые были зачтены УПФ РФ по Борскому району, времени погрузочно-разгрузочных работ, времени межрейсового отдыха, других работ, связанных с подготовкой судна для выхода в рейс, являются обоснованными, однако истцом не представлено каких-либо доказательств наличия в его работе указанных периодов подготовительных работ и периодов межрейсового отдыха.
При указанных обстоятельствах, требования истца о зачете в его специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку как указывалось выше, данные периоды работы верно зачтены ответчиком в специальный стаж истца, как лет мес. дней.
Исходя из указанного расчета, на момент обращения ФИО1 в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе у него имелся специальный стаж, недостаточный для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии, а в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом ФИО1 отработал еще одну навигацию ДД.ММ.ГГГГ, и она отработана в полном объеме, ( л.д.№), в связи с чем подлежит зачету в специальный стаж истца за год работы. Таким образом, право у ФИО1 на досрочное назначение трудовой пенсии возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Зачесть в специальный стаж ФИО1 дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота период работы в должности на судах речного флота с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать УПФ РФ по Борскому району назначить вышеназванную пенсию ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. г.
В остальной части иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский горсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Блохина С.П.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу