Дело № 2-116
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2014 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.,
с участием прокурора Кунгурова С.Б.,
представителя администрации Чайковского муниципального района В.Ю.,
представителя Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Х.Л.,
представителя муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи» И.М.,
при секретаре Полещук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по заявлению Чайковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения, Комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района, муниципальному бюджетному учреждению «Дворец молодежи» о возложении обязанности по обеспечению бесприпятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения, Комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района, муниципальному бюджетному учреждению «Дворец молодежи» о возложении обязанности по обеспечению бесприпятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов установлено, что вход в здание муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи» по <адрес> не оборудованы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в указанное задание маломобильных групп населения. В соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> здание относится к объекту социальной инфраструктуры и подлежит оснащению специальными приспособлениями и оборудованием- пандусами и поручнями в соответствии с требованиями СНиП для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения, за счет средств местного бюджета.
К рассмотрению дела по существу в качестве соответчика привлечена администрация Чайковского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела по существу прокурором требования были уточнены, просил возложить обязанность на администрацию Чайковского муниципального района и Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района произвести финансирование мероприятий необходимых по обеспечению бесприпятственного доступа инвалидов в здание муниципальному бюджетному учреждению «Дворец молодежи» по <адрес> и обязать муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандус с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницу при входе в здание муниципальному бюджетному учреждению «Дворец молодежи» по <адрес>.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель администрации В.Ю. требования прокурора не признала в судебном заседании, указала, что Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации является самостоятельным юридическим лицом, распорядителем бюджетных средств, обязанность по ремонту и содержанию переданного в оперативное управление здания несет муниципальное бюджетное учреждение, процедура по разработке и утверждению сметы, в рамках которой осуществляется финансирование на текущий год, занимает определенный временной промежуток, в связи с чем обязанность по финансированию возлагаемая прокурором на администрацию необоснованна.
Представитель Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Х.Л. и представитель муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи» И.М. требования прокурора признали, указали, что собственником спорного здания является муниципалитет, находится в оперативном управлении Дворца молодежи, Комитет является учредителем Дворца молодежи, финансируемое им через средства администрации.
Заявление подлежит удовлетворению.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.
Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями ст. 15 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со ст. <адрес> "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры <адрес>" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения. Указанный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1957-424 устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Здание Дворца молодежи, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования Чайковского муниципального района, передано в оперативное управление муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» (л.д. 10-14). Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» зарегистрировано в качестве юридического лица, приоритетным видом его деятельности является организация и проведение различных форм культурно-просветительской, культурно-массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности (л.д.15,17-28). Учредителем, осуществляющим функции и полномочия учреждения, является Комитет по молодежной политике, физической культуры и спорта администрации Чайковского муниципального района (л.д.18). Согласно разделу Устава "Финансовое обеспечение и имущество учреждения», имущество учреждения является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за учреждением (л.д.23).
Таким образом, здание по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности, по своему назначению относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, вход в здание муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» по <адрес>, не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, что подтверждается актом, составленным сотрудниками прокуратуры, объяснениями данными в ходе проверки, что свидетельствует о том, что администрация Чайковского муниципального района, являясь органом местного самоуправления и Учредитель учреждения Комитет по молодежной политике, физической культуры и спорта администрации Чайковского муниципального района допускает нарушения требований действующего законодательства, не финансируя в полном объеме необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание учреждения пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиками суду первой инстанции представлено не было, напротив в материалах дела имеется информация-переписка по данному вопросу (л.д. 46-48,67-68,80), финансово- экономическое обоснование с выполненным сметным расчетом (л.д. 46-47).
Поскольку администрация Чайковского муниципального района является собственником спорного здания, его финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, а Комитет по молодежной политике, физической культуры и спорта администрации Чайковского муниципального района является получателем и распорядителем данных бюджетных средств, то суд возлагает обязанность осуществить финансирование действий, направленных на устранение в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод указанной в заявлении категории граждан именно на администрацию Чайковского муниципального района и Комитет по молодежной политике, физической культуры и спорта администрации Чайковского муниципального района, признавший требования в полном объеме. Учитывая, что здание передано в оперативное управление учреждения «Дворец молодежи», то суд определяет обязанность на него по установлению пандуса при соответствующем финансировании.
Руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию Чайковского муниципального района, Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Чайковского муниципального района осуществить финансирование мероприятий необходимых для обеспечения беспрепятственного доступ инвалидов в здание муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи» по <адрес>.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Дворец молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусом и поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницу при входе в здание муниципального бюджетного учреждения «Дворец молодежи» по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца.
Судья: