ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1160/16 от 10.06.2016 Клинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 10 июня 2016 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Никоноровой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1160/16 по иску ФИО1 к ООО «Домашние деньги» об ис­тре­бовании документов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требо­ва­ниями и указал, что между истцом ФИО1 и ответчиком ООО «Домашние деньги» был заключен договор займа (далее - дого­вор). Истец обязался возвратить заимодавцу полученный займ и вы­платить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, оп­ределен­ных в договоре.

/дата/ в ООО «Домашние деньги» была направлена претен­зия об истребовании копий документов по делу заемщика, а именно: ко­пию дого­вора займа, копию приложений к договору займа и копию гра­фика, в ввиду их отсутствия у заемщика (истца). Однако, ответа на выше­указан­ную претензию истец не получил. Документы, запрашиваемые у от­вет­чика, истцом получены не были.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-Ф3 «О вве­дении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федера­ции», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребите­лей»), отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной органи­зацией самим клиентам и иным указанным в законе специальным субъек­там.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», изгото­витель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять по­требителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По от­дельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения ин­формации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», указан­ная информация должна быть предоставлена истцу бесплатно (п. 14 Ин­формационного письма Высшего арбитражного суда РФ № 146 от 13.09.2011г. - «Условие кредитного договора о взимании банком платы за выдачу справок о состоянии задолженности заемщика-гражданина по кре­диту противоречит закону и нарушает права потребителя».

Орган Роспотребнадзора привлек банк к административной ответст­венности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 ста­тьи 14.8 КоАП РФ, которое выразилось во включении в кредитный дого­вор условия о том, что выдача банком справок о состоянии задолженности заемщика является платной, стоимость данной услуги определяется тари­фами банка.

Банк оспорил постановление органа Роспотребнадзора в суде.

Суд первой инстанции удовлетворил требования банка, отметив, что, выдавая заемщику справку о состоянии задолженности по кредитному договору, банк оказывает ему услугу, которая подлежит оплате. Стороны согласовали порядок определения стоимости данной услуги в договоре, указав, что она определяется тарифами банка.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой ин­станции и отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что вознаграждение за совершение банковских операций по кредитному дого­вору, заключенному с заемщиком-гражданином, не может быть изменено в одностороннем порядке, что может иметь место в результате изменения банком тарифов (часть 4 статьи 29 Закона о банках).

Суд кассационной инстанции также счел, что заявление банка не подлежит удовлетворению, однако при этом изменил мотивировочную часть постановления суда апелляционной инстанции, указав следующее.

По смыслу абзаца четвертого пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита. Реализация данного права потребителя не может быть обусловлена уплатой им какого-либо вознаграждения за пре­доставление такого рода информации. В связи с этим положение кредит­ного договора о том, что предоставление потребителю необходимой ин­формации является платным, противоречит статье 10 Закона «О защите прав потребителей». Следовательно, банк был правомерно привлечен к от­ветственности за совершение административного правонарушения.)

Таким образом, с учетом вышеизложенного, истец является потре­бителем банковских услуг и клиентом банка и в силу прямого указания за­кона ему должна быть предоставлена информация о состоянии его лице­вого счета, так как, обращаясь в банк с претензией, он настаивал на полу­чении таких сведений и их непредставление должно расцениваться как на­рушение его потребительских прав, прямо предусмотренных российским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное за­ведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотреб­ление правом).

Недостаточность предоставления информации Кредитором о кре­дите, порядке возврата кредита, очередность списания денежных средств с лицевого счета Заемщика является грубым нарушением действующего за­конодательства Российской Федерации со стороны ответчика.

Истец просит обязать ООО «Домашние деньги» предоставить копии доку­ментов по делу заемщика ФИО1, находящиеся в ООО «Домашние деньги», а именно: договор займа , приложе­ние к до­говору займа , график платежей.

Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

ООО «Домашние деньги» своевременно уведомлено о месте и вре­мени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился, представил в суд воз­ражения по исковым требованиям ФИО1, где указал, что требования истца считает незаконными и не подлежащими удовлетворению в виду их необоснованности, несостоятельности и несо­ответствию действительности, а также основанными на неверном толкова­нии норм материального права.

1. Ответчик, ОГРН /данные изъяты/ ИНН /данные изъяты/, является мик­рофинансовой организацией на основании свидетельства о внесении све­дений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций за номером /данные изъяты/ от /дата/. (приложено), ос­новным видом деятельности Общества является предоставление займов.

В своей деятельности по предоставлению займов Общество руково­дствуется действующим Законодательством РФ, а именно: ФЗ № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 г., положениями главы 28 «Заключение договора» и § 1 «Заем» главы 42 ГК РФ.

На основании положений главы 28 ГК РФ, договоры займа между Обществом и его Клиентами заключается путём оферты Клиента (заём­щика) к Обществу (заимодавцу), с предложением заключить договор займа на условиях указанной оферты и Правил предоставления и обслуживания потребительских займов (микрозаймов) ООО «Домашние деньги», и ак­цепта Обществом указанной оферты, на предложенных Клиентом в оферте условиях, а именно - перечислением суммы займа в банк на счёт банков­ской карты Клиента (заёмщика), указанной в его оферте.

Так на основании заявления - оферты о предоставлении микрозайма ФИО1 (далее по тексту - Оферта), ООО «Домашние деньги» пе­речислило предоплаченную банковскую карту ФИО1 сумму займа в размере /сумма/, чем акцептовало указанную оферту.

В результате совокупности вышеуказанных юридически значимых действий между Ответчиком (заимодавец) и Истцом (заёмщик) был за­ключен договор займа от /дата/ на /сумма/, сроком на 52 недели, который состоит из нескольких до­кументов, в соответствии с ФЗ № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», содержащих все существенные усло­вия договора займа, согласно положениям § 1 «Заем» главы 42 ГК РФ, а именно:

1. Заявление (оферта) о предоставлении потребительского займа (приложено);

2. Правила предоставления и обслуживания потребительских займов (микрозаймов) ООО «Домашние деньги» (приложено);

3. График платежей (приложено).

До момента заключения договора займа, положения Правил предос­тавления и обслуживания потребительских займов (микрозаймов) ООО «Домашние деньги» (далее - Правила), в которых содержится исчерпы­вающая информация об условиях договора займа, в том числе порядке за­ключения договора, порядке оплаты очередных платежей, доводилась до Истца, была ему хорошо известна, понятна и ясна, о чём во 2-ом разделе своего заявления (Оферты) к Ответчику он собственноручно расписался.

Вместе с тем, положениями Правил установлены все основные усло­вия предоставления микрозаймов, в том числе и порядок предоставления заемщику документов, содержащих все существенные условия договора займа, которые подписывались Истцом в 2-х экземплярах, по одному эк­земпляру для Истца и Ответчика, соответственно все перечисленные выше документы по договору займа имеются у Истца в наличии.

2. Кроме того, из содержания искового заявления следует, что Истец /дата/, якобы, направил претензию об истребовании копий доку­ментов по договору займа, голословно утверждая, что ответа на указанную претензию не получал.

Вопреки доводам Истца, /дата/ в адрес Ответчика поступила претензия Истца от /дата/., в которой, помимо требования о предос­тавлении документов, содержалось требование о расторжении договора и признании его условий кабальными. Указанное обращение было рассмот­рено Обществом и /дата/ в адрес Истца направлен исчерпывающий ответ, с приложением копий документов по договору займа и справки о задолженности и платежах. Ответ на указанную претензию получен Ист­цом /дата/., что подтверждается сведениями с официального сайта «Почта России».

При таких обстоятельствах, утверждения Истца о неполучении от­вета на претензию, копий документов по договору займа и справки о за­долженности и платежах являются необоснованными и не соответствуют действительности.

С учетом изложенного, факт обращения Истцом в суд с исковым за­явлением связан с наличием у него просроченной задолженности по вы­шеуказанному договору микрозайма, а также злоупотреблением с его сто­роны своим правом и способом уклонения от уплаты просроченной за­долженности.

Ввиду несостоятельности доводов Истца, изложенных в исковом за­явлении, и в отсутствие в действиях ООО «Домашние деньги» каких-либо нарушений прав Истца как потребителя, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

3. Аналогичные исковые заявления имеют массовый характер и, как правило, отправлены сторонними организациями, предоставляющими своим клиентам услугу «Раздолжнитель», а выдвинутые в них, якобы, от имени Истца требования, не содержат личного волеизъявления и не со­блюдают интересов Истца, в связи с чем, такие действия третьих лиц яв­ляются неправомерными и нарушают основополагающие принципы граж­данского судопроизводства. ЦБ РФ в своем информационном письме «О деятельности компаний, предлагающих услуги по урегулированию задол­женности перед банками и МФО» от 13.10.2014г. информирует о том, что указанные организации могут вводить в заблуждение потребителей фи­нансовых услуг, а их деятельность - приводить к нарушению прав граж­дан.

Предоставленная суду копия претензии разнится с претензией, фак­тически поступившей в адрес Общества. Кроме того, подпись в исковом заявлении имеет существенные отличия от подписи, содержащейся в ко­пии паспорта и договоре. Кроме того, в предоставленном суду перечне почтовых отправлений фигурируют данные других организаций, не имеющих отношения к рассматриваемому делу, и, согласно почтовому штампу, все обращения были отправлены из г. Казань, в то время как Ис­тец проживает в г. Клин, а отправителем значится неизвестное Обществу лицо ООО «Эскалат», что дает дополнительные основания полагать, что данное исковое заявление направлено сторонней организацией.

4. Согласно ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенса­цию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

В данном случае обращение Истцом в суд, несмотря на получение ответа на претензию, является ничем иным как проявлением недобросове­стности, ввиду того, что основания, на которые ссылается Истец в своем заявлении, являются ложными и не соответствуют действительности, а, следовательно, иск является неосновательным. Предоставление суду ин­формации, которая не соответствует действительности, является способом противодействия своевременному и правильному рассмотрению и разре­шению дела. Все совершенные Истцом действия, в том числе направление претензии в адрес Ответчика, изначально преследовали своей целью не получение утерянных документов, а инициирование настоящего судебного разбирательства с целью причинения Обществу материального вреда, в виде уплаты судебных расходов по уплате госпошлины, а в дальнейшем и услуг представителя. В результате инициирования данного судебного раз­бирательства Общество вынуждено потратить деньги на отправку заказной почтовой корреспонденции, повторно направлять утерянные заемщиком документы, которые на самом деле находятся у него и утерянными не яв­ляются, а также тратить время на подготовку настоящих возражений и приложенных документов. Кроме того, сотрудник, уполномоченный взаи­модействовать с судебными инстанциями, вынужден потратить рабочее время и отвлечься от наиболее важных вопросов для того, чтобы уличить Истца в ложности предоставленных сведений.

ООО «Домашние деньги» просит взыскать в пользу ООО «Домаш­ние деньги» компенсацию за фактическую потерю времени в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств, в порядке ст. 99 ГПК РФ, в размере 500 руб.

Проверив материалы дела, суд счи­тает, что иск не подлежит удовле­тво­ре­нию.

В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Фе­де­рации (далее по тексту - ГК РФ), по кредитному договору банк или иная кредитная ор­ганизация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) за­емщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязу­ется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует /тайна/ банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

В силу ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О бан­ках и банковской деятельности» кредитные организации, ЦБ РФ, органи­зации, осуществляющие функции по обязательному страхования вкладов, гарантируют сохранение /тайна/ об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Сведения, составляющие банковскую /тайна/ могут быть предостав­лены только самим клиентам и их представителям, а также бюро кредит­ных историй и на основаниях и в порядке, которые предусмотрены зако­ном (ч. 2 ст. 857 ГК РФ).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О за­щите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и досто­верной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а до­полнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных язы­ках народов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного Закона, изготовитель (испол­нитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необ­ходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обес­печивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), содержание которой в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип со­стязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно представленной в суд ответчиком копии заявления (оферты) о предоставлении потребительского займа (микрозайма), /дата/ истец направил ответчику оферту о заключении договора займа на /сумма/, сроком займа 52 не­дели, сумма еженедельного платежа /сумма/. Гра­фик платежей указан в оферте. Истец в оферте указал, что ознакомлен с Правилами предоставления и обслужи­вания потребительских займов (микрозаймов) ООО «Домашние деньги», и просит заключить с ним договор Займа на условиях, указанных в Правилах и настоящей Оферте, они ему и понятны и им получены.

/дата/ ответчику поступило Заявление истца, в котором он просит признать кабальными условия договора в части установления про­цента за пользование займом, установления завышенных тарифов за про­срочку возврата микрозайма, а также просит предоставить: договор займа, полную историю всех погашений Заемщика по Договору, с указанием в выписке даты каждой операции, суммы операции и с указанием на какие позиции списывались вносимые платежи (очередность погашения).

/дата/ ответчик направил в адрес истца ответ на вышеуказан­ное Заявление истца с приложением копии заключенного договора микро­займа от /дата/ и справки о платежах и задолженности по договору микрозайма от /дата/ Вручено адресату /дата/.

Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном за­седании доказательства, суд приходит к выводу, что копии документов, указанных в просительной части иска, по заявлению истца /дата/ уже были направлены истцу ответчиком и получены истцом /дата/., что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систе­матически противодействовавшей правильному и своевременному рас­смотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой сто­роны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоя­тельств.

Учитывая, что истребуемые истцом документы, по поступившему в адрес ответчика /дата/ заявлению истца, были получены истцом /дата/., суд приходит к выводу о том, что истцом недобросовестно заявлен неосновательный иск, и взыскивает с истца в пользу ответчика компенсацию за фактическую потерю времени в /сумма/, указанной ответчиком.

Госпошлина с указанной суммы, рассчитанная в порядке п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче иска в суд составляет 400 руб руб, которую, в порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взы­скивает с ответчика в доход государства.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

1. Иск ФИО1 к ООО «Домашние деньги» о пре­доставлении копии доку­ментов, а именно: договор займа , при­ложе­ние к до­говору займа , график платежей - оставить без удовлетворе­ния.

2. Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Домашние деньги» компенсацию за фактическую потерю времени в размере /сумма/

3. Взыскать с ФИО1 в доход государства гос­пошлину в размере /сумма/

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мос­облсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия реше­ния суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 10 июня 2016 года.

Судья - подпись