ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1160/2021 от 26.04.2020 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-1160/2021

УИД 66RS0022-01-2020-003541-13

Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2020 года.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 апреля 2021 года город Екатеринбург

Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой Н.А.,

при секретаре Юриной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль организаций» к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении потребителей,

установил:

Свердловская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль организаций» (далее - СРООЗПП «ОКО», общественная организация) обратилась в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1, в котором просила признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте, а также особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении потребителей, связанные с нарушением установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте; обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу довести до сведения потребителей данное решение путем публикации решения суда на информационном стенде во всей сети баров «Belissimo» ИП ФИО1

В обоснование требований указано, что 27 июня 2020 года в баре «Belissimo» ИП ФИО1 по адресу: ***В, были проведены контрольные мероприятия по соблюдению действующего законодательства, в части осуществления розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдения прав потребителей. По результатам проверочных мероприятий председателем СРООЗПП «ОКО» составлен акт, согласно которому выявлено нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте, а также нарушены особые требования и правила розничной продажи алкогольной спиртосодержащей продукции, в связи с чем индивидуальный предприниматель была привлечена к административной ответственности.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в ранее поданных письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что проверка была проведена с нарушением Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ. Кроме того, в действиях ответчика отсутствуют какие-либо негативные последствия для неопределенного круга лиц потребителей в части угрозы жизни и здоровью людей, доказательств причинения действиями (бездействиями) ответчика конкретного вреда потребителям не представлено.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица извещены о времени и месте судебного заседания за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дело при данной явке.

Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона № 2300-1, информация, может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Согласно пункту 1 статьи 8, пункту 2 статьи 10 Закон № 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона.

Согласно абзацу 1 пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (действующих на момент спорных правоотношений), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров (абзац 1 пункта 15 Правил от 19.01.1998 № 55).

В силу абзаца 2 пункта 15 указанных Правил объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

В силу п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должно сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортная накладная; заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона (п. 12 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя общественной организации от 26 июня 2020 года были проведены проверочные мероприятия по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав потребителей в баре «Belissimo» ИП ФИО1 по адресу: ***В.

Согласно акту о проведении проверочных мероприятий от 28 июня 2020 года, в указанном баре выявлены следующие нарушения: при продаже разливного пива была выдана «Накладная заказ № 71» без применения контрольно-кассовой техники; непроведение алкогольной продукции через систему ЕГАИС; непредоставление информации по требованию потребителя о товаре – пиве Белиссимо фильтрованное; отсутствие товарно-сопроводительной документации на приобретенный товар.

СРООЗПП «ОКО» обратилось в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу, Роспотребнадзор с жалобами на деятельность бара «Belissimo» ИП ФИО1

Постановлением Территориального отдела в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, в городе Березовский, в городе Верхняя Пышма Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 24 сентября 2020 года ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, решением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района города Екатеринбурга от 18 декабря 2020 года ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод стороны ответчика о нарушении истцом при проведении проверки положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» судом отклоняется ввиду следующего.

Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 29 января 2015 года № 202-О, данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1). Определяя для целей данного Закона понятия "государственный контроль (надзор)" и "муниципальный контроль", законодатель связывает их исключительно с деятельностью уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, не предусматривая никаких исключений для контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (пункты 1 и 4 статьи 2). Корреспондирующий приведенным нормам пункт 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты прав потребителей. Таким образом, законодатель не распространяет федеральный закон на правоотношения по контролю в области защиты прав потребителей, который осуществляется общественными организациями.

В соответствии с положениями ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (абзац 1).

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (абзац 1). В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона) (абзац 2).

Как следует из материалов проверки в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, проведенной по обращению СРООЗПП «ОКО» от 03 июля 2020 года, должностным лицом Роспотребнадзора установлен факт реализации пива разливного Белиссимо без товаросопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность. Вместе с тем установлено, что нарушение свидетельствует об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно ответу МРУ Росалкогольрегулирования по УрФО на обращение истца, ИП ФИО1 в ходе проверки представлены товарно-сопроводительные документы и документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции (декларации) в полном объеме, однако из приложенного к обращению видео установлено нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, изложенные истцом в исковом заявлении нарушения, обнаруженные в ходе проведения мероприятий по общественному контролю нарушения и допущенные ответчиком в баре «Belissimo», в последующем нашли свое подтверждение в ходе проведенных надзорным органом проверочных мероприятий в отношении ИП ФИО1

Вместе с тем, согласно ответу на запрос суда МРУ Росалкогольрегулирования по УрФО от 07 апреля 2021 года, сведений об иных нарушениях ответчиком законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции у Управления не имеется.

Таким образом, указанные в исковом заявлении и выявленные 27 июня 2020 года общественной организацией нарушения ИП ФИО1 прав потребителей являлись однократными и не свидетельствуют о систематическом характере допущенных ответчиком нарушений.

Кроме того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком прав неопределенного круга лиц продажей алкогольной продукции конкретному лицу и необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, не представлено.

Целью обращения общественной организации потребителей в суд в защиту неопределенного круга лиц является не констатация факта нарушения сама по себе, а прекращение противоправных действий, нарушающих права неопределенного круга потребителей, если таковые имеют место, вместе с тем, доказательств того, что на момент рассмотрения исковых требований имеют место противоправные действия ответчика, у суда не имеется, доказательств обратного истцом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Свердловской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный контроль организаций» к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга.

Судья Н.А. Гребенщикова