ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1161 от 31.05.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года г. Ханты-Мансийск

Тюменской области

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием представителя истца - помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Ягудина Р.Р., представителей ответчика Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО2, предоставившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ООО "Природа" ФИО4, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1161/11 по исковому заявлению Ханты-Мансийского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Управлении. Росприроднадзора по ХМАО-Югре, Северо-уральскому управлению Ростехнадзора, третье лицо ООО "Природа" о признании незаконными выводов заключения государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым требованием к ответчику о признании выводов заключения государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проектной документации обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200 куб.м., в районе куста №  месторождения, незаконными.

Свое требование мотивирует тем, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической экспертизе, в ходе которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссией, утвержденной приказом Северо - Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена проектная документация, обосновывающая строительство шламонакопителей объемом 200 куб.м. в районе куста  месторождения нефти в Ханты - Мансийском районе ХМАО - Югры (заказчик - ООО «Природа»). По результатам рассмотрения представленной документации комиссией сделан вывод о том, что по объему и содержанию она соответствует требованиям законодательных актов РФ, нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов. Заместителем руководителя Северо - Уральского управления Ростехнадзора утверждено заключение государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ проектной документации, обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200,0 куб.м. в районе куста  месторождения. Вместе с тем, установлено, что государственная экологическая экспертиза указанной выше документации проведена с нарушением требований действующего законодательства, выводы экспертизы являются незаконными. Проверкой установлено, что в администрацию Ханты - Мансийского района ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение директора ООО «Природа» с просьбой о проведении общественных слушаний по вопросу проектирования и строительства в квартале № Ханты - Мансийского участкового лесничества ТУ - Самаровское лесничество (район куста  месторождения нефти) объекта по обезвреживанию отходов «Мобильный технологический комплекс по транспортировке и переработке буровых и нефтяных шламов». Вместе с тем, установлено, что информация по вопросу размещения шламонакопителей в районе куста  месторождения нефти в средствах массовой информации не публиковалась, до населения Ханты - Мансийского района не доводилась. Представленный ООО «Природа» на государственную экологическую экспертизу протокол обсуждений жителями Ханты - Мансийского района материалов объекта государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, а также письмо главы Ханты - Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о проведении необходимых общественных обсуждений. Перечисленные нарушения напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются постоянно или временно проживающие на территории Ханты - Мансийского района ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду, реализацию своих полномочий в области экологической экспертизы.

Представитель ответчика - Северо - Уральского управления Ростехнадзора, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился. Доказательств уважительности причин своего отсутствия не предоставил.

Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика - Северо - Уральского управления Ростехнадзора.

Представитель истца - помощник Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Ягудин Р.Р., в судебном заседании, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на удовлетворении иска настаивает.

Представители ответчика Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО2, ФИО7 в судебном заседании полагают исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Природа» - ФИО4 полагает исковое требование не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в письменной отзыве на исковое заявление.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбулы Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года) установлено, что экологическая экспертиза - этоустановление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Как следует из представленных материалов дела, согласно выводов заключения экспертной комиссии Северо - Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертная комиссия рассмотрев проектную документацию, обосновывающую строительство шламонакопителей объемом 200 куб.м в районе куста  месторождения, считает, что представленная проектная документация по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов РФ, нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов. Экспертная комиссия считает допустимым представленный в проектной документации уровень воздействия на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации объекта. Реализация проектных решений возможна (л.д.12 - 35).

Приказом Северо - Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено следующее: «Утвердить заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, образованный во исполнение приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации, обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200,0 куб.м в районе куста  месторождения (л.д.11).

В связи с тем, что Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре не готовило и не утверждало заключение экспертной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает указанное лицо ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе и проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности (п.7.2 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года)).

Согласно п.1.1. ст.14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года), государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов, в том числе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

В силу ч.8 ст.18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года) заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

В обоснование искового требования истец указывает на то, что Администрацией Ханты - Мансийского района не организовывалось и не проводилось обсуждение объекта государственной экологической экспертизы, а именно проектной документации, обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200,0 куб.м. в районе куста  месторождения), с гражданами и общественными организациями (объединениями).

Частями 1,2 статьи 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года) предусмотрено, что граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право: выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения; осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

В соответствии с п.4.1. «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством (п.4.2 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372).

В соответствии с п.4.3 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372, информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком вид публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечается хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В силу п.4.4. «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372, дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Как усматривается из уведомления Администрации Ханты - Мансийского района ХМАО - Югры исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомления Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ информация по строительству шламонакопителей объемом 200 куб.м в районе куста  месторождения, информирование населения не производилось (л.д.43 - 45).

Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду (п.4.6. «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372).

При этом статьей 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного самоуправления и осуществляется путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, принятие нормативных актов, определяющих порядок организации общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной, является прерогативой органа местного самоуправления.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 в части пунктов, определяющих порядок организации проведения общественных обсуждений, противоречит нормам Конституции РФ Федеральному закону от 23 ноября 1995 года № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 17 декабря 2009 года).

Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Вопросы местного значения межпоселенческого характера - это часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Следовательно, организация общественных обсуждений, слушаний по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, на соответствующей территории является вопросом местного значения.

На территории Ханты - Мансийского района порядок организации и проведения публичных слушаний определен «Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Ханты - Мансийском районе», утвержденным решением Думы Ханты - Мансийского района № 49 от 21 сентября 2006 года.

Пунктом 3 статьи 3 вышеуказанного положения установлено, что на публичные слушания выносятся, в том числе проекты планов и программ развития района, проекты планировки территорий.

Согласно протокола обсуждений жителями Ханты - Мансийского района материалов объекта государственной экологической экспертизы - «Проектной документации, обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200,0 кубических метров в районе куста  месторождения от ДД.ММ.ГГГГ, действия ООО «Природа» по проектированию и строительству шламонакопителей объемом 200,0 кубических метров в районе куста  месторождения соответствующим интересам жителей Ханты - Мансийского района, направленным на создание нового природоохранного объекта и снижение негативной нагрузки на окружающую среду района. Администрация и жители Ханты - Мансийского района не возражают строительству (л.д.36 - 38).

Следовательно строительства объекта указанного в заключении экспертной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ было одобрено жителями Ханты - Мансийского района.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае исковое заявление носит формальный характер, выводы заключения экспертной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ прокурором не опровергнуты.

В исковом заявлении не указано и в судебном заседании не доказано, причинение какого - либо вреда окружающей среде строительством объекта, правам и законным интересам неопределенного круга лиц и Российской Федерации указанного в заключении экспертной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая что, согласно пояснениям представителей сторон, данный объект уже осуществляет функционирование с ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре, Северо-уральскому управлению Ростехнадзора о признании незаконными выводов заключения государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ проектной документации, обосновывающей строительство шламонакопителей объемом 200 куб. м в районе куста  месторождения - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 2 июня 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова

Копия верна:
Судья А.А. Литвинова