ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11612/2013 от 13.02.2014 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

 Дело № 2-441/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Якутск                                    13 февраля 2014 года

 Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Слепцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Громового А.Н., Громовой Г.Г., Громовой Л.А., Громовой И.А., Громового Ю.А. к Открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании незаконно полученных за провоз пассажиров денег, компенсации морального вреда, штрафа, процентов, судебных расходов,

 УСТАНОВИЛ:

 Истцы Громовые А.Н., Г.Г., Л.А., И.А., Ю.А. обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику ссылаясь на то, что ____ 2013 г. их семья вылетела по купленным льготным билетам к месту отдыха рейсом № Авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) по маршруту ____. Вылет данного рейса должен был состояться ____ 2013 г. в ___ часов ___ минут по местному времени. Однако, в указанное время вылет рейса задержался на ___ минуту, вылетел в ___ ч. ___ мин. В аэропорт Домодедово самолет прибыл с опозданием на ___ минут. Перед приземлением ____, при выходе из самолета не было информации как дальше действовать трансферным пассажирам, вылетающим из ____. Поскольку их места располагались в хвостовой части салона самолета, они вышли из самолета в числе последних, что сказалось на времени прибытия на регистрацию на наш рейс. При выходе на трап они увидели, что стояло два автобуса, один их них сразу же уехал, поэтому они сели на второй автобус и доехали до здания аэропорта. В здании аэровокзала они, не обладая никакой информацией, также потратили время на поиск стойки для регистрации на ____. Ни на какие другие нужды не отвлекались, по громкой связи никто не приглашал к стойке. Когда стойку нашли, регистратор сказала, что регистрация уже закончена, на посадку их не пустили, отдали багаж и направили к администрации перевозчика, где им сказали, что самолет уже на взлете, и нужно пройти к начальнику смены. Отметок на проездных документах о вынужденной задержке администрация перевозчика не сделала. Начальник смены сказала им, что льготные билеты родителей – пенсионеров пропали как до ____, так и обратно до ____ и придется покупать новые билеты. Билеты на ___ сохраняются на обратный путь, но для этого нужно купить билеты в этой же авиакомпании до ___, т.к. до ___ самолета больше нет. Деваться было некуда и им пришлось подчиниться диктату перевозчика и обслуживающего персонала аэропорта и за свой счет купили билеты с ____ на всех пятерых, а также билеты на отца и мать с ____, еще доплатили по ___ рублей на билеты ___. Всего сумма покупки билетов составила ___ руб. Кроме того, понесли убытки на проезд от аэропорта ____ в размере ___ руб. Сумма в размере ___ руб. является неосновательным обогащением перевозчика. Из-за незаконного изъятия у них этой суммы отдых оказался неполноценным, скудным, их переполняли чувство обиды и переживании, жили, экономя на всем, отдых был испорчен. Поэтому моральный вред истцы определили ко взысканию в размере ___ рублей, по ___ рублей на каждого. Кроме того, в связи с отказом добровольно исполнить обязательства о возмещении убытков, ответчик обязан уплатить штраф в размере ___ от взысканной судом суммы. Также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб. Таким образом, просили взыскать с ответчика в пользу Громового А.Н. стоимость билета от ____ в размере ___ руб., стоимость билета от ____ в размере ___ руб., стоимость такси от ____ в размере ___ руб., компенсацию морального вреда в размере ____ руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей» в размере ___ руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб., всего ___ руб.; в пользу Громовой Г.Г. стоимость билета от ____ в размере ___ руб., стоимость билета от ____ в размере ___ руб., стоимость такси от ____ в размере ___ руб., компенсацию морального вреда в размере ___ руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей» в размере ___ руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб., всего ___ руб.; в пользу Громовой Л.А. стоимость билета от ____ в размере ___ руб., стоимость такси от ____ в размере ___ руб., компенсацию морального вреда в размере ___ руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей» в размере ___ руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб., всего ___ руб.; в пользу Громовой И.А. стоимость билета от Домодедово до Ростова в размере ___ руб., стоимость такси от ____ в размере ___ руб., компенсацию морального вреда в размере ___ руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей» в размере ___ руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб., всего ___ руб.; в пользу Громового Ю.А. стоимость билета от ___ в размере ___ руб., стоимость такси от ____ в размере 2 400 руб., компенсацию морального вреда в размере ___ руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей» в размере ___ руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ___ руб., всего ___ руб.

 Определением от 22.01.2014 г. судом приняты уточнения иска, согласно которым представитель истцов уточнил исковые требования в сторону увеличения и просил взыскать с ответчика в пользу Громового А.Н. ___ руб., Громовой Г.Г. ___ руб., Громовой Л.А. ___ руб., Громовой И.А. ___ руб., Громового Ю.А. ___ руб., итого ___ руб., а также судебные расходы по уплате услуг представителя ___ руб., за нотариальные услуги ___ руб., дополнительно заявив требования о взыскании неустойки в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также увеличив размер процентов за пользование чужими денежными средствами.

 В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Альховка А.Б. и истец Громовой А.Н. поддержали полностью уточенные требования и пояснили, что из-за позднего вылета самолета из а/п ___ (опоздание на 31 минуту), прибытием в а/п ___ с опозданием на ___ минут, отсутствием должной информации, поспешного отъезда от самолета первого автобуса, на который истцы не успели из-за того, что их места были в хвостовой части самолета и они вышли самыми последними из самолета, истцы прибыли к зданию аэровокзала на ___ минут позже окончания регистрации, фактически самолет вылетел в ___. Опоздание было не по вине истцов, а перевозчик не выполнил возложенных на него обязанностей, не принял разумных мер к своевременному выполнению перевозки истцов. Перевозчик не отправил истцов другим рейсом до ____, не передал другому перевозчику, не организовал перевозку другим транспортом, не произвел возврат суммы, уплаченных ими от а/п ___ до ____. Перевозчик, продав льготные билеты по маршруту ____ и на обратный путь, в одностороннем порядке отказал в перевозке, а затем обязал оплатить по полной стоимости билеты от ____, а также родителям от ____.

 В судебное заседание надлежаще извещенный судом о времени, дате и месте судебного разбирательства представитель ответчика не явился. Суду представлен отзыв на исковое заявление истцов, в котором представитель ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по доверенности Питаева Е.Н. указывает на отсутствие оснований для удовлетворение требований истцов в связи с тем, что истцы не явились на рейс, что видно из истории бронирования билетов у пассажиров. Истцы не уведомили перевозчика о невозможности использования перелета. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира (п. 27 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82". Поскольку одним участком пассажиры не воспользовались, то по правилам информационных систем, то как настроены все системы мира, то на последующем участке пассажир не сможет воспользоваться билетом если: не возвратит деньги, не перебронирует билет на другой рейс. Как раз из истории брони видно, что пассажирам перебронировали, обменяли билеты на другой рейс. Потому что на этот рейс, они явились несвоевременно. Л. и Ю. перебронировали билеты без тарифов. Рейс ___ вылетел не в ___ а в ___. Таким образом, стыковочное время между рейсами составило ___ мин. Каждый аэропорт самостоятельно определяет время окончания регистрации на рейс и время окончания посадки, устанавливает номер выхода на посадку, отводит количество стоек для регистрации и агентов по регистрации исходя из своих функциональных возможностей, загрузки и т.п. Регистрацию пассажиров осуществляют обслуживающие организации в аэропортах. Поскольку пассажиры опоздали на регистрацию, то согласно действующему законодательству, им правомерно отказали в регистрации и в посадке на борт воздушного судна. Согласно Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР, действующее на сегодняшний день, рейс считается выполненным регулярно, если воздушное судно прибыло в аэропорт с опозданием относительно времени прибытия, установленного расписанием не более 15 минут. Другие пассажиры в количестве 8 человек, следовавшие рейсами 110, а затем так же ___, успели на рейс ___ до ____, при этом они следовали с малолетними детьми и по возрасту намного старше Громового А.Н. и Громовой Г.Г. Истец, заявляя требования о взыскании убытков по вине ответчика, не доказал наличие неправомерных действий ответчика, причинно-следственную связь между неправомерными действиями (бездействием) перевозчика и понесенными убытками отсутствует. Размер судебных расходов и морального вреда чрезмерно завышен, факт необоснованности исковых требований свидетельствует о злоупотреблении истцами своими правами.

 Определением от 24.12.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ЗАО «Международный Аэропорт «Домодедово».

 В судебное заседание представитель ЗАО «Международный Аэропорт «Домодедово» не явился, будучи надлежаще извещенным о времени, дате и месте судебного разбирательства по данному делу, посредством факсимильной связи суду направлены возражения на исковые требования, в которых представитель по доверенности Гетман Е.Н. указывает, что ЗАО «Международный Аэропорт «Домодедово» осуществляет обслуживание летного поля и аэродромного комплекса, связанных с обеспечением взлета и посадки воздушных судов и не может пояснить суду обстоятельств, при которых истцами не был осуществлен вылет по ранее купленным билетам.

 Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

 Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

 Как следует из Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа; регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок; регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости; пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом; багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру

 Судом установлено, что между истцами и ОАО "АК "Сибирь" заключен договор перевозки 5 человек и багажа в оговоренные сроки и по оговоренному маршруту ____ и обратно.

 Вылет данного рейса из а/п Якутска должен был состояться ____ 2013 г. в ___ по местному времени.

 Однако, согласно ответа на запрос суда ОАО «___» фактическое время взлета рейса ___ по маршруту ____ – ___. (по местному времени).

 Данное время согласуется выпиской из информационной системы движения ВС по рейсу №.

 Из данной же выписки следует, что по расписанию данный рейс должен был прибыть в а/п ___ в ___. (по московскому времени), однако прибыл в ___. (по московскому времени). Таким образом, опоздание прибытия рейса составило 9 минут, что истцами не оспаривается.

 Из данной же выписки следует, что по расписанию рейс № по маршруту ____ должен был вылететь в ___., однако вылетел в ___., что также истцами не оспаривается.

 Соответственно, регистрация пассажиров должна была быть окончена в ___.

 По утверждению представителя истцов согласно его письменного Расчета расхода времени для авиапассажиров Громовых после прибытия рейса №, приобщенного к материалам дела, истцы прибыли к зданию аэровокзала на ___ минут позже окончания регистрации.

 Согласно пункта 80 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

 Положениями ст. 108 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму; при отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозки.

 В п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей перечислены случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки; каких-либо объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что отказ истцов Громовых от перевозки являлся вынужденным, не имеется.

 Судом установлено, что семья Громовых опоздала на регистрацию рейса, вследствие чего их перевозка произведена не была.

 Судом проверены и признаются несостоятельными доводы истцов о том, что их опоздание на посадку было связано с ненадлежащим извещением о времени посадки, поскольку у истцов имелись билеты, на которых указано время регистрации, в назначенное время истцы на регистрацию и посадку не явились.

 В нарушение ст.56 ГПК РФ никаких достоверных доказательств того, что истцы Громовые по вине ОАО "АК "Сибирь" не смогли пройти регистрацию на рейс, не выявлено; тем самым, каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами Громовыми исковых требований не имеется.

 Довод истцов о вынужденном отказе пассажиров от перевозки, является необоснованным, поскольку в каких-либо объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что отказ истцов от перевозки являлся вынужденным, не имеется. В силу п. 226 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 28.06.2007 г. N 82 и ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажиру предоставлено право отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством РФ. При этом в п. 227 упомянутых выше Федеральных авиационных правил, указан перечень случаев, когда отказ от перевозки признается вынужденным (отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом), в других случаях согласно пункту 229 указанных Общих правил воздушных перевозок отказ от перевозки имеет добровольный характер.

 Учитывая, что опоздание прибытия рейса в а/п ___, осуществляемого АК «Сибирь», составило ___ минут, данный рейс выполнен без задержки, так как в соответствии с Руководством по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судом на руление и обеспечение безопасности воздушного движения установлено время до ___ минут.

 Доводы истцов о том, что ОАО АК "Сибирь" при заключении договора перевозки предоставил информацию об условиях перевозки не соответствующую реальной возможности пересадки на стыковочный рейс, не могут быть приняты судом.

 Согласно ст. 10 Закона РФ 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная информация должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).

 Согласно п.п. 14-15 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и, при наличии, - об особых условиях перевозки пассажира, багажа.

 В случае отказа пассажира от предоставления информации, необходимой для бронирования, бронирование не производится.

 Пассажир при бронировании может сообщить номер телефона или иной способ контакта для его информирования.

 При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию; производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

 В соответствии с п. 23 данных Правил при бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.

 Согласно п.п. 72-74 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

 Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна.

 Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.

 В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

 Доказательства того, что именно перевозчиком - ОАО "АК Сибирь" был выбран данный вариант стыковочного рейса, суду не представлены.

 Учитывая, что бронирование авиабилетов производится после получения информации о расписании движения воздушных судов, то есть с учетом имеющихся данных относительно условий перевозки, доказательств того, что указанный стыковочный рейс для истцом был определен ответчиком - ОАО "АК Сибирь" суду не представлены, кроме того, прибытие рейса из Якутска выполнено перевозчиком без существенного отклонения от расписания прибытия, оснований для вывода о продаже ответчиком услуг не соответствующих представленной информации об условиях перевозки не имеется.

 Данных о том, что перевозчиком не была исполнена обязанность по информированию пассажиров о времени задержки рейса после возникновения обстоятельств, препятствующих прибытию рейса в аэропорт Домодедово согласно расписанию суду не представлено.

 Таким образом, поскольку судом установлено отсутствие вины ответчика ОАО АК "Сибирь" в причинении истцам ущерба в виде оплаты проезда до ____, от ____ и с ____ Громовым А.Н. и Г.Г., то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Согласно ст. 784 ГК РФ, перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

 На основании ч. 1, 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

 В соответствии с ч. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

 В силу п. 27 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. N 82 (далее - ФАП N 82), отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

 На основании п. п. 226 - 227 ФАП N 82 пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

 В соответствии с п. п. 231, 232, 235 ФАП N 82 возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

 Возврат сумм производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

 В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки по причинам, не связанным с нарушением сроков перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

 В соответствии с п. 42 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. N 82 (далее - ФАП N 82) в случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира по причинам, не указанным в пункте 41 настоящих Правил (далее - добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира) до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действующих на дату начала новой воздушной перевозки.

 Суд не установил неправомерных действий со стороны ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по заключенному договору перевозки, вины в ненадлежащем исполнении обязательств, поэтому считает, что заявленные истцами требования о взыскании незаконно полученных за провоз пассажиров денег, штрафных санкций, компенсации морального вреда являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку относимые и допустимые доказательства вины ответчика в нарушение прав истцов суду представлены не были.

 В соответствии с положениями статей 94, 98, 100 ГПК РФ ввиду отказа истцам в иске не имеется оснований для возмещения стороной ответчика понесенных истцом судебных расходов.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении иска Громового А.Н., Громовой Г.Г., Громовой Л.А., Громовой И.А., Громового Ю.А. к Открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании незаконно полученных за провоз пассажиров денег, компенсации морального вреда, штрафа, процентов, судебных расходов- отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья:                                Л. И. Холмогорова