78RS0005-01-2021-013394-39 Дело №2-2653/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 16 мая 2022 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Матвейчук О.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2 и представителя ответчика по доверенности ФИО3,
при помощнике судьи Борниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов военной службы в страховой стаж, назначении пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 05.08.1978 по 30.06.1983, с 01.07.1983 по 02.07.1985, с 03.07.1985 по 09.08.1996 в страховой стаж, обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат Петроградского района Санкт-Петербурга.
С учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) истец просил обязать ответчика включить для определения расчетного размера трудовой пенсии в трудовой стаж период прохождения службы в Вооруженных силах с 05.08.1978 по 09.08.1996, назначить страховую пенсию по старости с 05.02.2021, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины, нотариальных услуг, почтовые расходы в размере 3460,21 рубль и по оплате юридических услуг в размере 75 000 рублей.
Истец и его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывала на чрезмерный размер судебных расходов по оплате юридических услуг.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен, в связи с чем судом постановлено о рассмотрении дела в его отсутствии.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения спора установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 26 марта 2021 года обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 1 апреля 2021 года №21/224076 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием права, ФИО1 рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости не ранее, чем за месяц до достижения возраста 63 года.
На момент обращения за назначением пенсии истцу исполнилось 60 лет 1 месяц 21 день.
В страховой стаж ФИО1 включены периоды осуществления трудовой деятельности с 10.08.1996 по 27.02.1998, с 28.02.1998 по 21.12.1998, с 01.04.1999 по 30.04.2016, с 01.08.2016 по 07.08.2016, с 01.09.2016 по 07.09.2016, с 01.10.2016 по 06.12.2016, с 01.01.2017 по 31.12.2020. Страховой стаж составил 23 года 08 месяцев 14 дней.
Пенсионным органом не приняты к зачету периоды нахождения службы в армии с 05.08.1978 по 30.06.1983, с 01.07.1983 по 02.07.1985, с 03.07.1985 по 09.08.1996, на том основании, что данные периоды не предусмотрены ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Кроме того, исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.01.2016 по 31.03.199, с 01.05.2016 по 31.07.2016, с 08.08.2016 по 31.08.2016, с 08.09.2016 по 30.09.2016, с 07.12.2016 по 31.12.2016 в связи с отсутствием страховых взносов.
В соответствии со статьей 8, частями 1 - 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Приложения 3 к Закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости в 2021 году возникает при одновременном выполнении трех условий: достижение определенного возраста (мужчины, достигшие возраста 63 лет); наличие минимального размера страхового стажа - 12 лет; наличие минимально установленной величины ИПК – 21.
Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 вышеуказанного федерального закона у мужчин в возрасте 60 лет возникает при наличии страхового стада не менее 42 лет.
Согласно статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ:
страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Так, величина ИПК зависит от стажа, заработка и страховых взносов, предназначенных для финансирования пенсии и отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
07 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период поступления истца на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года).
В статье 59 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.Прохождение военной службы гражданами в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", впоследствии Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Статьями 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, действовавшего в период с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года, служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, гражданин Российской Федерации, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина, Конституцией Российской Федерации обязанность гражданина Российской Федерации.
Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и места прохождения им военной службы.
В соответствии с послужным списком ФИО1 добровольно поступил на военную службу 05.08.1978, до 15.07.1983 являлся курсантом Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе, впоследствии проходил военную службу в 50 отдельном путевом железнодорожном батальоне, исключен из списков личного состава с 09.08.1996.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 09.08.1996 выслуга лет на момент увольнения составила 18 лет 00 месяцев 02 дня.
Пол сведениям ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» ФИО1 на учете в военном комиссариате г. Санкт-Петербурга не состоит и пенсию от Министерства обороны РФ не получает.
Принимая во внимание изложенное, спорный период действительной военной службы ФИО1 в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит включению в страховой стаж пенсионного органа при определении права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина.
Кроме того, судом учитывается, что согласно выписке из лицевого счета истца страховой стаж до 2015 года определен в 36 лет 4 месяца 27 дней, тогда как трудовая книжка выдана только 01.08.1996, сведения о работе внесены с 10.08.1996. Данные обстоятельства ответчиком не учтены.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаца 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
При сложении спорных периодов военной службы истца 18 лет 00 месяцев 02 дня с периодами, включенными ответчиком в страховой стаж, необходимый для пенсионного обеспечения (23 года 08 месяцев 14 дней), судом установлено, что на день обращения ФИО1 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости – 26 марта 2021 года страховой стаж составлял 41 год 08 месяцев 16 дней, то есть менее 42 лет для досрочного назначения пенсии.
Так как на дату обращения к ответчику за назначением трудовой пенсии истец не обладала правом на ее назначение в связи с не достижением требуемого возраста и отсутствием необходимого стада, то оснований для назначения такой пенсии со дня ее обращения (а также с 05.02.2021 как заявлено истцом) не имеется.
В соответствии со статьями 88, 94,98,100 ГПК РФ следует признать обоснованными почтовые расходы истца по направлению искового заявления и уточнений к нему в размере 850,96 рублей, разумными и справедливыми, соответствующими объему оказанной юридической помощи - расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей.
Оснований для возмещения судебных расходов в большем размере не имеется, почтовые расходы в остальной части являются не относимыми, так как досудебного порядка урегулирования спора не предусмотрено, а оформленная доверенность содержит широкий круг полномочий и может быть использованы в иных целях, кроме как для участия в рассмотрении настоящего дела, ее оригинал в материалы дела не представлен.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж ФИО1 период прохождения службы в Вооруженных силах с 5 августа 1978 года по 9 августа 1996 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 20 850,96 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья О.В. Матвейчук
Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2022 года