Дело № 2- 35/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2019 год г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хисматуллиной И.А., при секретаре Григорьевой И.В., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2 (доверенность от 05.10.2018г.), рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управление ПФР в Благовещенском районе и г.Благовещенск Республики Башкортостан о включении периодов работы в стаж работ дающих право на досрочную страховую пенсию по старости
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к ГУ-Управление ПФР в Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 12 дн.) в качестве судокорпусника, газосварщика, газорезчика в Министерстве речного флота РСФСР Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «ВОЛГОТАНКЕР», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 05 мес. 21 дн) в качестве рабочего по ремонту пожарной техники и оборудования склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 01 мес.) в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 мес. 01 дн) в качестве пожарного Государственного Учреждения «Отряд технической службы, противопожарной службы Республики Башкортостан», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 09 мес. 01 дн) в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №.
В обоснование иска указано, что трудовой стаж истца, согласно записям в трудовой книжке составляет более 36 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.09 2005 года составляет 12 лет 1 месяц. Общий стаж в МЧС РФ за период с 11.05.1989г. по 16.10.2018г. (работает по настоящее время) составляет 27 лет 11 месяцев 17 дней. Однако период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в его трудовой стаж не был учтен. Так с 11.05.1989г. он начал осуществлять трудовую деятельность в Благовещенской ППЧ № в должности респираторщик. 01.07.1990г. переведен пожарным 2 класса вышеуказанной части, ДД.ММ.ГГГГ переведен пожарным 1 класса в той же части, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность рабочего по ремонту пожарной техники и оборудования склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан;, ДД.ММ.ГГГГ переименованную из ГПСС в управление государственной противопожарной службы МВД РБ, а с ДД.ММ.ГГГГ преобразованную в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с вышеуказанного учреждения в порядке перевода в Государственное Учреждение «Отряд технической службы Противопожарной службы Республики Башкортостан» на должность пожарного ПЧ №, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он был принят в порядке перевода на должность пожарного по 5 разряду в ГУ ОПС РБ -26 в ПЧ №, ДД.ММ.ГГГГ преобразованного в ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы № МЧС России по РБ, а ДД.ММ.ГГГГ преобразованного в ГУ «26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», ДД.ММ.ГГГГ переименованное в Государственное казенное учреждение «26 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан»,
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с вышеуказанного учреждения в порядке перевода.
В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он официально трудоустроен в ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» и работодатель регулярно производит отчисления страховых взносов на страховую пенсию по старости в пенсионный фонд Российской федерации.
Кроме того, до поступления в противопожарную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он прошел полный курс обучения в СГПТУ № г.Благовещенска БАССР.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в должности судокорпусника, газосварщика, газорезчика в Министерстве речного флота РСФСР Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «ВОЛГОТАНКЕР». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ядах Советской Армии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в РМЦ Башкирского биохимкомбината в должности электросварщика ручной сварки 5 разряда.ДД.ММ.ГГГГ он был принят в Ремонтно-строительное управление № газорезчиком, переведен слесарем, далее переведен электросварщиком ручной сварки.С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял трудовую деятельность на фабрике ремонта и пошива одежды.
За время его работы в различных учреждениях и организациях имеются только положительные характеристики. За достигнутые трудовые успехи ему объявлялись благодарности и иные меры поощрения.
Так, за безупречное служение делу гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, качественное выполнение служебных обязанностей он был награжден памятной Медалью МЧС России «Маршал ФИО3». Кроме того он является Ветераном труда.
Он обратился в Управление Пенсионного фонда в Республике Башкортостан о назначении ему досрочной пенсии по выслуге лет, однако, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение от отказе в установлении пенсии, со ссылкой на т, что право на назначение досрочной пенсии ему не положено и не включили в общий трудовой стаж спорные периоды работ.
Полагает, что отказ в назначении досрочной пенсии по выслуге лет, и не включение указанных периодов является незаконным, поскольку все необходимые документы им были представлены.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточнили исковые требования, просили обязать ответчика включить в стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 12 дн.) на предприятии Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «Волготанкер» в должности судокорпусника-ремонтника (позиция 2150300а-18908); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 01 мес.) в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.032006 года (06 мес. 01 дн) в качестве пожарного Государственного Учреждения «Отряд технической службы, противопожарной службы Республики Башкортостан»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 09 мес. 01 дн) в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, при этом полностью поддержав иск по основаниям указанным в нем.
Представитель ответчика ГУ Управление ПФР в Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.
Из возражения на исковое заявление следует, что ответчик не согласен с требованиями истца. Относительно требования о включении в стаж периода работы с 20.07.1984г. по 01.10.1984г. в качестве судокорпусника, газорезчика, газосварщика в Министерстве речного флота РСФСР Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «Волготанкер», поскольку в соответствии с п.3 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы на должностях Государственной противопожарной службы ( пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с работой суммируются только с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суммирование с работой в тяжелых условиях труда не предусмотрено. По мнению ответчика, требования истца в качестве пожарного также необоснованны, поскольку досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы ( пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № профессия «рабочий по ремонту пожарной техники и оборудования» не предусмотрена, следовательно оспариваемый период работы в качестве рабочего по ремонту пожарной техники и оборудования склада неприкосновенного запаса базы обеспечения мобилизированной готовности спецформирования ГПС МВД РБ не может быть включен в стаж работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002г. № установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая (страховая) пенсия по старости включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственная противопожарной службой Министерства внутренних дел РФ. То есть, действующим пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не предусмотрено. В оспариваемые периоды ФИО1 работа в организациях, которые к Организациям Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального орана исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следовательно отсутствуют основания для включения рассматриваемых периодов работ ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, период работы истца с 01.09.1993г. по 30.09.2005г. в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизированной готовности спецформирования ГПС МВД РБ был предметом рассмотрения Благовещенским районным судом. Решение суда от 25.09.2018г. об отказе в удовлетворении исковых требований вступило в законную силу, следовательно, заявление в данной части не подлежит рассмотрению. Таким образом, право на досочную страховую пенсию по старости ФИО1 в оспариваемые периоды не приобрел, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать. ( л.д.115).
Из возражения ГУ-УПФ РФ в Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ, в связи с предоставлением ФИО1 справки, уточняющей особый характер работы№1 выданный АО «Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод» следует, что наименование профессии изменено работодателем по заявлению ФИО1 только 10.01.2019г. Однако на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости данная справка не была предоставлена, следовательно оснований для включения в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с 20.07.1984г. по 01.10.1984г. у Управления отсутствовали. Для включения данного периоды в подсчет стажа ФИО1 необходимо обратиться в Управление. (л.д.128)
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-585/2018г., приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО1 09.01.2017г. обратился в ГУ - УПФ РФ по Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика за № от 07.04.2017г. ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. ( л.д.46)
Как следует из выписки из решения об отказе в установлении пенсии № от 07.04.2017г., страховой стаж истца составляет 32 года 1 месяц 17 дней, стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 - 11 лет 10 месяцев 1 день, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30- 1 год 3 месяца 6 дней. Требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 6 лет 3 месяцев отсутствует.
Спорные периоды не засчитаны в льготный стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с данными трудовой книжки, ФИО1 20.07. 1984г. принят в Благовещенскую РЭБ нефтефлота пароходства «Волготанкер» корпусником, электросварщиком, газорезчиком 3 разряда, 01.10.1984г. уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. С 28.10.1984г. по 29.11.1986г. – служба в рядах Советской Армии. 11.05.1989г. принят в Благовещенскую ППЧ-18 респираторщиком, 01.07.1990г. переведен пожарным II класса. 01.06.1991г. переведен пожарным I класса. 10.03.1992г. переведен на должность рабочего по ремонту пожарной техники и оборудования склад «НЗ г.Благовещенска». 01.09.1993г. переведен на должность пожарного склада «НЗ «БОМГ спецформирований ГПС. 30.09.2009г. уволен в порядке перевода в ГУ «ОГС ПС РБ» п.5 ст.77 ТК РФ. 01.10.2005г. зачислен на должность пожарного ПЧ-5 по 5 разряду ЕТС в Государственное учреждение «Отряд технической службы противопожарной службы РБ». 31.03.2006г. уволен по ст. 77 п.5 ТК РФ переводом в ГУ ОПС РБ 26». 01.04.2006г. принят в ГУ ОПС РБ-26 в ПЧ-70 на должность пожарного по 5 разряду ЕТС. 01.05.2007г. установлен 6 разряд ЕТС по должности пожарного. 01.01.2008г. ГУ ОПС РБ 26 преобразован в ГУ отряд Государственной противопожарной службы № МЧС России по РБ. 01.01.2009г. ГУ ОГПС 26 МЧС России по РБ преобразован в ГУ 26 Отряд федеральной противопожарной службы по РБ. 31.03.2016г. трудовой договор прекращен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю. 01.04.2016г. принят в порядке перевода на должность пожарного ( л.д.60).
Сведения, содержащиеся в трудовой книжке подтверждаются справками ГУ МЧС России по РБ № от 08.12.2016г., № от 17.04.2018г., ( л.д.34,36), справкой ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» № от 08.12.2016г. (л.д.35), справкой Отдела военного комиссариата № от 17.11.2015г.( л.д.37), Архивными справками № от 23.12.2015г., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.40,42,43), приказом № л\с от 13.03.1992г. ( л.д.45), справкой ФАУ «ЦМТО ФПС по РБ № от 08.12.2016г. ( л.д.79)
Согласно Справки, уточняющей особый характер льготной работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № от 20.12.2016г., ФИО1 работал полный рабочий день:
- с 11.05.1989г. по 30.06.1990г. в должности респираторщика ППЧ-18 УПО МВД БАССР ( приказ от 12.05.1989г. №д\с);
- с 01.07.1990г. по 09.03.1992г. в должности пожарного ППЧ-18 ОПО МВД БАССР ( приказ от 28.02.1990г. №)
- с 01.04.2006г. по 31.03.2016г. – в должности пожарного ПЧ-70 ФГКУ «26 отряд ФПС по Республике Башкортостан» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№)
Отказывая во включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан, ответчик исходил из того, что организация «склад НЗ БОМГ спец.формирования ГПС» не относиться к организациям Государственной противипожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отказывая во включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного ПЧ№ ГУ «Отряд технической службы противопожарной службы Республики Башкортостан, ответчик исходил из того, что указанная организация не относиться к организациям Государственной противипожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а является ремонтно-вспомогательным подразделением в функции которого входит техническое обслуживание, ремонт, испытание и диагностика пожарной, транспортной автотехники, пожарно-технического вооружения, в том числе находящихся.на длительном хранении. Состоящих на вооружении в подразделениях Противопожарной службы республики Башкортостан, т.е. данное подразделение функции пожаротушения не осуществляло.
Отказывая во включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 09 мес. 01 дн) в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, т.к. в указанный период данная организация относилась к Управлению по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, которая являлась противопожарной службой субъекта Российской Федерации, и не относилось к Государственной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел РФ, а также в подпункте 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая вышеуказанные нормы обстоятельством, имеющим значение для дела, является факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России).
Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
Из положений подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 года № 437.
Пунктом 2 названного Постановления № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.п. л)., п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановлено установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 предусмотрена профессия пожарный, код в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих 16781.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора); пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения; пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Учитывая вышеуказанные нормы, суд полагает, что оснований для обязания ответчика включить в стаж истца позволяющего досрочное назначение пенсии периодов работы 01.09.1993года по 30.09.2005 года в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан, у суда не имеется, поскольку Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 предусмотрена профессия пожарный, в тоже время, как установлено в суде, истец в указанный период занимал должность «пожарный склада»
Кроме того, в суде установлено, что 24.05.2018г. ФИО1 обращался с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе и г.Благовещенск Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением № от 07.04.2017г. ему было незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 ст. 30 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», по причине отсутствия требуемого стажа – не менее 25 лет, в котором также просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Благовещенского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе и г. Благовещенск Республики Башкортостан о признании незаконным решение Пенсионного фонда 3012/17 от 07.04.2017г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы с 01.09.1993г. по 30.09.2005г. в качестве пожарного склада «НЗ» БОМГ спец.формирования ГПС, и назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГг. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Данным решением установлено, что согласно справки № от 07.08.2018г. Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, и которой управление просит отозвать ранее выданную ФИО1 справку «уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии подтверждающая постоянную занятость на льготной работе» от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерства охраны общественного порядка автономных республик переименованы с ДД.ММ.ГГГГ в Министерства внутренних дел автономных республик на основании Указа Президиума Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МВД РБ № от 28.02.2000г., введенным в действие с 01.02.2000г., утверждены штатные расписания Управления Государственной противопожарной службы МВД РБ и подразделений, подведомственных ему. Видно, что в подразделении при УГПС на складе военного имущества неприкосновенного запаса («НЗ») предусмотрены различные должности со специальным званием (категорией персонала). Инженеры, пожарные и подсобный рабочий отнесены к категории «работники» источник финансирования которых указан «ГПС м/б», а остальные должности – «старший прапорщик внутренней службы» и «прапорщики внутренней службы» - источник финансирования – ГПС ф/б.
Аналогичное следует из Приказа МЧС РБ №к от 14.07.2004г. об утверждении штатного расписания Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ, согласно которому на складе «НЗ» г.Благовещенска предусмотрена должность гражданского персонала – пожарные (5 чел.), финансирование оплаты труда которых производилось за счет республиканского бюджета.
Также Приказом Управления Государственной противопожарной службы МВД РБ № от 07.11.1994г. утверждены штатные расстановки, где видно, что пожарный ФИО1 относился к гражданскому персоналу.
Как указано выше, списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 п. 1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена должность пожарного (бойца, респираторщика), тогда как пожарного склада (гражданского персонала) – не предусмотрена.
Также суд полагает, что требования истца о включении в стаж его работы дающий право на назначение досрочной пенсии периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного ПЧ№ ГУ «Отряд технической службы противопожарной службы Республики Башкортостан, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании отрядов противопожарной службы РБ», государственные учреждения- отряды Противопожарной службы РБ относятся к государственной собственности РБ и переданы в ведение Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ ( п.1)
С ДД.ММ.ГГГГ государственные учреждения-отряды противопожарной службы РБ переведены в статус территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указано выше Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437. был утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Постановления, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 г.№1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.№ 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в его Определении от 5 февраля 2009 г. № 552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.
Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного ПЧ№ ГУ «Отряд технической службы противопожарной службы Республики Башкортостан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку указанными выше нормами закона включение в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, согласно представленным истцом в суд справкам, следует, что ПЧ№ ГУ «Отряд технической службы противопожарной службы Республики Башкортостан, ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, в спорные периоды финансировалось за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Относительно требования ФИО1 о включении в стаж периода работы с 20.07.84г. по 01.10.84г. на предприятии Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «Волготанкер» в должности судокорпусника-ремонтника (позиция 2150300а-18908), суд приходит к следующему.
Отказывая во включении периода работы истца с 20.07.84г. по 01.10.84г. в качестве судокорпусника, электросварщика, газорезчика, ответчик исходил из того, что профессия «судокорпусник, электросварщик, газорезчик» не предусмотрена подразделом 3 раздела ХIV (1956г.), отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости заявителя в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных в позиции 23200000-11618 или в позиции 23200000-19906 раздела ХХХIII Списка № (1991г.) а также постоянной занятости в течении полного рабочего дня на выполнении работ, в качестве газорезчика или электросварщика, предусмотренных разделом ХХХII списка № (1956 г.)
Согласно Справки уточняющей характер работы или особые условия труда № от 10.01.2019г. ФИО1 полный рабочий день работал в Благовещенской ремонтно-эксплуатационной базе флота Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер» с 20.07.1984г. приказ №-к от 10.01.2019г. по 01.10.1984г. приказ №-к от 10.01.2019г. в производстве, структурном подразделении: судоремонтные работы, в участке навигационного ремонта флота по профессии(должности)- судокорпусника-ремонтника, что предусмотрено Списком 2 разделом XIV позиции 2150300а-18908, утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № ( л.д.111)
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной пенсии и принятия решения об отказе во включении спорного периода, данные документы отсутствовали, наименование профессии «судокорпусник, электросварщик, газорезчик» на «судокорпусник-ремонтник» изменено работодателем по заявлению ФИО1 только 10.01.2019г., в связи с чем, данный отказ являлся законным и обоснованным.
Кроме того, принимая во внимание вышеизложенное, с учетом Справки уточняющей характер работы или особые условия труда № от 10.01.2019г. истец не лишен возможности повторного обращения в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии при выработке недостающего стажа.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворении иска нет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управление ПФР в Благовещенском районе и <адрес> Республики об обязании включить в стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 12 дн.) на предприятии Благовещенская РЭВ нефтефлота пароходства «Волготанкер» в должности судокорпусника-ремонтника (позиция 2150300а-18908); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 01 мес.) в качестве пожарного склада неприкосновенного запаса Базы обеспечения мобилизационной готовности спец.формирований Государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.032006 года (06 мес. 01 дн) в качестве пожарного Государственного Учреждения «Отряд технической службы, противопожарной службы Республики Башкортостан»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 09 мес. 01 дн) в качестве пожарного по 5 разряду в ГУОПС РБ- 26 в ПЧ №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: Хисматуллина И.А. Согласованно: