дело №2-1161/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Сурское Ульяновской области 19 сентября 2014 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П.,
с участием помощника прокурора Сурского района Ульяновской области Трофимова С.В.,
при секретаре Ахметшиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сурского района Ульяновской области, поданного на основании ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Сурский район» и возложении обязанности в срок до 01.06.2015 г. обеспечить единую дежурно - диспетчерскую службу МО «Сурский район» с оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к администрации МО «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Сурский район» и возложении обязанности в срок до 01.06.2015 г. обеспечить единую дежурно - диспетчерскую службу МО «Сурский район» с оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Сурского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрации МО «Сурский район», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Так, в силу ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Часть 1 ст.11 относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Статьей 24 вышеназванного №68-ФЗ от 21.12.1994 финансовое обеспечение установленных Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п.11 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. На основании п.5 вышеназванного постановления №794 от 30.12.2003 создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. Согласно п.п.4, 9 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 №160, на каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Пунктом 30 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 №160, финансовое обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций. Пунктом 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 №400-ст, определено, что узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами. Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 предусмотрено, что для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС в городах РФ предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС. В соответствии с п.1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 №5 (далее – Положение), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, с ЕДДС соседних муниципальных образований, с ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), с объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Согласно п.1.4.8 Положения средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами. В силу п.3.4.1 Положения требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №1240-р. В соответствии с п.3.4.2 Положения в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
Вместе с тем, проведенной проверкой деятельности ЕДДС МО «Сурский район» установлено, что в нарушение вышеприведенных норм ГОСТа Р 22.7.01-99 и Положения в оснащении ЕДДС, ЕДДС МО «Сурский район» системой «Глонасс», приборами радиационного контроля, радиостанцией УКВ и КВ диапазона, мини АТС, устройством записи телефонных переговоров, кнопочным телефонным аппаратом (с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов) и беспроводной гарнитурой, ЖК панелями для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи и обработки паспортов территорий, видеотерминалов до настоящего времени не укомплектована. ЕДДС МО «Сурский район» прямыми линиями связи со службами РСЧС, с потенциально-опасным объектом, с социально значимыми объектами с круглосуточным пребыванием людей до настоящего времени не обеспечено.
ЕДДС МО «Сурский район» в администрацию муниципального образования «Сурский район» до настоящего времени не переведена. Штатная численность ЕДДС в соответствии с требованиями «Положения о ЕДДС муниципального образования, утвержденного протоколом №5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011 в настоящее время не приведена.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Согласно ч.3 ст.5 вышеназванного Федерального закона №35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, которые, в силу ч.4 ст.3 настоящего Федерального закона, состоят в предупреждении терроризма, в том числе выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п.а); выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта (борьба с терроризмом) (п. б); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. в). Таким образом, надлежащее оснащение и оборудование ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 также направлено на способствование профилактике терроризма, борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, поскольку любой террористический акт приводит к чрезвычайной ситуации в месте его совершения.
Неисполнение администрацией МО «Сурский район» установленных законодательством обязанностей способствуют несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе информированию населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, что, в свою очередь, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования «Сурский район». Согласно требованиям Указа Президента РФ №1632 от 28.10.2010 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» работа по развитию ЕДДС должна быть завершена до 31.12.2012.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь статьёй 45 ГПК РФ, статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Сурский район» по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Сурский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст, Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 №5. Обязать администрацию МО «Сурский район» в срок до 01.06.2015 обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Сурский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 года № 400-ст, Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 №5: системой «Глонасс», приборами радиационного контроля, радиостанцией УКВ и КВ диапазона, мини АТС, устройством записи телефонных переговоров, кнопочным телефонным аппаратом (с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов) и беспроводной гарнитурой, ЖК панелями для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи и обработки паспортов территорий, видеотерминалов; прямыми линиями связи со службами РСЧС, с потенциально-опасным объектом, с социально значимыми объектами с круглосуточным пребыванием людей.
В судебном заседании помощник прокурора Сурского района Трофимов С.В. исковые требования поддержал в полном объёме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации МО «Сурский район» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставив отзыв из которого следует, что требования прокурора района они не признают, просят в их удовлетворении отказать.
При этом, из возражений следует, что муниципальном образовании «Сурский район» в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Сурский район» № 343-П-А от 12.07.2010 «О создании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Сурский район» создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), территориально размещена на базе 45 ПЧ УПС ОГКУ «Служба ГЗ и ПБ Ульяновской области» и содержится за счет средств муниципального бюджета. ЕДДС МО «Сурский район» не является отдельным юридическим лицом, состоит в МУ «Управление делами» администрации МО «Сурский район». Относительно отсутствия приемника ГЛОНАСС или ГJIOHACC/GPS, средств регистрации (записи) входящих и Исходящих переговоров, а также определения номера звонящего, сообщают, что согласно пункта 1.4.7 Положения о ЕДДС муниципального образования, установлен рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС, а не обязательный, кроме того организация Сурский РУС ОАО «Ростелеком» Ульяновского филиала не имеет материально-технического обеспечения для предоставления услуги автоматического определения номера звонящего. Прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДЦС соседних муниципальных образований организованы посредством видеоконференцсвязи. Специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования также прибора радиационного контроля приобретён. Единая дежурно-диспетчерская служба МО «Сурский район» (далее ЕДЦС), системой «ГЛОНАСС», прибором радиационного контроля, радиостанцией УКВ и КВ диапазона, мини АТС, устройством записи телефонных переговоров, кнопочным телефоном (с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов) и беспроводной гарнитурой, жидкокристаллическими панелями для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи и обработки паспортов территорий, видеотерминалом, не укомплектована, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации МО «Сурский район» на 2014 год. В ближайшее время запланировано перемещение ЕДЦС из здания 45 ГТЧ У ПС ОГКУ «Служба ГЗ и ПБ Ульяновской области» в здание администрации МО «Сурский район», тем самым считаем, что обеспечение ЕДЦС прямыми линиями связи со службами РСЧС, с потенциально-опасным объектом, с социально значимыми объектами с круглосуточным пребыванием людей в данный момент не целесообразно. Прямыми линиями связи со службами РСЧС, с потенциально-опасным объектом, с социально значимыми объектами с круглосуточным пребыванием людей ЕДЦС будет обеспечено после перемещения. Работа по переводу ЕДЦС в здание администрации МО «Сурский район» ведется. На данный момент ведется активное взаимодействие с организациями, занимающиеся данным видом деятельности. Перевод будет осуществлен в самое ближайшее время. Штатная численность будет приведена в соответствие после перевода ЕДЦС в здание администрации района. Работа по корректировке документации ЕДЦС и профессиональной подготовке дежурно-диспетчерского персонала организована. Просила отказать прокурору Сурского района Ульяновской области в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора района полностью поддержал, считая их законными и обоснованными, при этом суду дополнил, что при проверке работы ЕДДС администраци МО «Сурский район» были выявлены те же нарушения, что указаны в иске прокурора, что подтверждается соответствующим актом, с которым были ознакомлены в том числе председатель КЧС и ОПБ МО «Сурский район». В 2011 году всем главам администраций были разосланы письма об оснащении ЕДДС техническими средствами. Перевод ЕДДС в администрацию МО «Сурский район» никак не связан с отсутствием необходимости оснастить технически ЕДДС, вследствие чего доводы представителя ответчика о нецелесообразности технического оснащения по данной причине, считает незаконным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации МО «Сурский района» от 12.07.2010 №343-П-А была создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) МО «Сурский район», которая функционирует на базе телефонного номера «112» в МЧС и оснащена 2 компьютерами в сборе, метеостанцией, многофункциональным устройством (факс, принтер, сканер). Имеющаяся УКВ-радиостанция находится на балансе ФПС ФГКУ «45 отряд ФПС по Ульяновской области». Данное обстоятельство подтверждается объективными материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, в ЕДДС МО «Сурский район» отсутствует необходимое для её работы оснащение и оборудование: система «Глонасс», прибор радиационного контроля, радиостанция УКВ и КВ диапазона, мини АТС, устройство записи телефонных переговоров, кнопочный телефонный аппарат (с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов) и беспроводной гарнитурой, ЖК панели для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи и обработки паспортов территорий, видеотерминал; прямая линия связи со службами РСЧС, с потенциально-опасным объектом, с социально значимыми объектами с круглосуточным пребыванием людей.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон) определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и указанным Постановлением Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах РФ исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пп. «г», «з» ч. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2013 № 98-П, УТП РСЧС создаётся с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Ульяновской области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Ульяновской области, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Постоянно действующими органами управления УТП РСЧС являются: на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления. Органами повседневного управления УТП РСЧС являются: на муниципальном уровне 0 единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Ульяновской области. Финансовое обеспечение функционирования УТП РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счёт средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из п. 3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 № 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), узёл связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах РФ предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.
Согласно п. 1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5 (далее - Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с п. 1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
Как следует из п. 3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.
Согласно п. 3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
Необходимость оснащения ЕДДС муниципального образования указанным выше оборудованием предусмотрена также Типовыми техническими требованиями по оборудованию комплексом средств автоматизации, средствами радиосвязи и глобальной навигационной спутниковой системой «ГЛОНАСС» помещений ЕДДС муниципальных образований в соответствии с «Типовым размещением ОДС ЕДДС муниципального образования», разработанными Приволжским региональным центром МЧС России.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, что подтверждается в том числе и Положением о ЕДДС названного муниципалитета, и, учитывая, что ЕДДС МО «Сурский район» не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании бездействия ответчика в данной части незаконным и обязании ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием.
Судом отклоняются доводы ответчика о том, что согласно пункта 1.4.7 Положения о ЕДДС муниципального образования, установлен рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС, а не обязательный.
Указанное положение утверждено протоколом №5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011.
В соответствии с п.1 «Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Правительства РФ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из п.п. «а», «д» п.4 указанного Положения, КЧС и ОПБ Правительства РФ с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения решения КЧС и ОПБ Правительства РФ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что организация Сурский РУС ОАО «Ростелеком» Ульяновского филиала не имеет материально-технического обеспечения для предоставления услуги автоматического определения номера звонящего, соответственно, иск не подлежит удовлетворению, суд считает необоснованными, поскольку данные обстоятельства не могут свидетельствовать о необоснованности иска прокурора Сурского района о возложении на администрацию МО «Сурский район» обязанности обеспечить ЕДДС МО «Сурский район» необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями закона.
По смыслу закона, под бездействием понимается не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации МО «Сурский район» по принятию мер по надлежащему обеспечению ЕДДС МО «Сурский район» необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ.
Суд считает, что предъявление требований прокурором в интересах неопределенного круга лиц обоснованно.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а ненадлежащее принятие мер по обеспечению ЕДДС МО «Сурский район» необходимым оснащением и оборудованием создаёт непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу населения МО «Сурский район», соответственно, прокурор района правомерно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основе вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора района, а потому подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по надлежащему обеспечению ЕДДС МО «Сурский район» необходимым оснащением и оборудованием до 01.06.2015 года. Суд считает указанный срок достаточным и разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Администрация МО «Сурский район», как орган местного самоуправления, в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты госпошлины, несмотря на его процессуальное положение.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области по принятию мер по надлежащему обеспечению Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования (МО) «Сурский район» необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ.
Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.06.2015 года в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утверждённого Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст., обеспечить Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области:
-системой «Глонасс» - 1шт.;
-прибором радиационного контроля – 1 шт.;
-радиостанцией УКВ и КВ диапазона – 1шт.;
-мини АТС – 1 шт.;
-устройством записи телефонных переговоров- 1 шт.;
- кнопочным телефонным аппаратом (с консолью для набора номеров не менее 30 абонентов) и беспроводной гарнитурой – 1 шт.;
- ЖК-панелью диагональю 40 (102 см для проведения видеоконференцсвязи) - 2 шт.;
- видеотерминалом - 1 шт.;
Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.06.2015 года обеспечить наличие в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области прямых каналов связи с социальными и потенциально опасными объектами с круглосуточным пребыванием людей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.П. Мещанинова