Дело № 2-1162/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 августа 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО9, МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыла» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. обратилась в суд с иском в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО10, о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, в обоснование иска указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Автоцентр Красгазсервис» и Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла в лице начальника Департамента ФИО7 заключен контракт № о приобретении автобуса для городских перевозок на сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии с условиями контракта, <данные изъяты>% от стоимости товара подлежит оплате в течение <данные изъяты> банковских дней после подписания контракта, окончательный расчет за поставленный товар производится в течение <данные изъяты> рабочих дней на основании подписанной сторонами товарной накладной. Товар поставлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается товарной накладной. При этом заказчиком в указанный контрактом срок оплата не произведена, в связи с чем АО «Автоцентр Красгазсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Департаменту экономики. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление АО «Автоцентр Красгазсервис» о взыскании с Департамента экономики задолженности по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также неустойки в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей удовлетворено (дело №). Решение Арбитражного суда РТ исполнено ДД.ММ.ГГГГ, а именно судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей и неустойка в размере <данные изъяты> рублей взысканы со счета Департамента экономики, имущественных отношений, финансового контроля мэрии города Кызыла, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, неисполнение обязательств по вышеуказанным контрактам привело к дополнительным бюджетным расходам в виде штрафных санкций в размере <данные изъяты> рублей, не предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Город Кызыл республики Тыва». В данном случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом. Указанными действиями ФИО11 нарушены права муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», поскольку дополнительные бюджетные расходы в виде судебных издержек и штрафных санкций возмещены за счет бюджетных средств муниципального образования. Проверкой установлено, что Департаментом финансов мэрии города Кызыла в лице начальника ФИО12 финансирование вышеуказанного контракта произведено несвоевременно, что привело к излишней выплате из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» дополнительных бюджетных расходов в виде судебных издержек и штрафных санкций в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Просит взыскать с начальника Департамента финансов Мэрии г. Кызыла ФИО13<данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования – городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в счет возмещения излишне выплаченных денежных средств из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» за несвоевременную оплату обязательств по контракту в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Мэрии г. Кызыла.
Не согласившись с исковыми требованиями, ответчик ФИО5 направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил оставить иск без удовлетворения.
Старший помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить по указанным основаниям.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчиков ФИО14 МКУ «Департамент финансов мэрии г. Кызыла» ФИО6 в судебном заседании просила в иске отказать поскольку вины ответчиков не установлено, не было бюджетного финансирования, контракт не исполнен со стороны Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла».
Представители третьих лиц Мэрии г. Кызыла, МКУ «Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Автоцентр Красгазсервис» и МКУ «Департамент»экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла» в лице начальника Департамента ФИО7 заключен контракт № о приобретении автобуса для городских перевозок на сумму <данные изъяты> рублей. Источником финансирования является бюджет городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
В соответствии с условиями контракта, <данные изъяты>% от стоимости товара подлежит оплате в течение <данные изъяты> банковских дней после подписания контракта, окончательный расчет за поставленный товар производится в течение <данные изъяты> рабочих дней на основании подписанной сторонами товарной накладной.
АО «Автоцентр Красгазсервис» исполнил обязательство в полном объеме, то есть ДД.ММ.ГГГГ поставил автобус, что подтверждается товарной накладной.
Оплата за автобус была произведена частично в сумме <данные изъяты> рублей.
Неисполнение Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла обязательства по полной оплате поставленного товара послужило основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление АО «Автоцентр Красгазсервис» к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о взыскании стоимости поставленных товаров, удовлетворено. С МКУ «Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла» в пользу АО «Автоцентр Красгазсервис» взыскана задолженность по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также неустойка в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда было исполнено, а именно судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей и неустойка в размере <данные изъяты> рублей взысканы со счета Департамента экономики, имущественных отношений, финансового контроля мэрии города Кызыла, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то есть в бюджете закрепляется совокупность меняющихся обязательств публично-правового образования. Посредством бюджета достигается баланс различных интересов субъектов финансовой деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Из статьи 232 ТК РФ следует, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В соответствии с пунктами 3.17, 3.18, 3.19, 3.22, 3.24, 3.27 Положения о Департаменте финансов мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 №32, Департамент организует исполнение бюджета города и осуществляет финансирование расходов бюджета города; составляет и ведет сводную бюджетную роспись в установленном Департаментом порядке; доводит показатели сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств; утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств. Доводит лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств; устанавливает порядок исполнения бюджета города по расходам, в том числе порядок санкционирования оплаты денежных обязательств; устанавливает случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).
Согласно п. 6.1 Положения руководитель Департамента финансов мэрии г. Кызыла несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, определенных настоящим Положением, в том числе за исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках возложенных на Департамент полномочий.
Из письменного объяснения ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной несвоевременного финансирования указанных контрактов является недостаточность собственных средств муниципального образования для финансирования предусмотренных в бюджете города расходных обязательств с учетом помесячного поступления доходов, то есть основная доля собственных доходов поступает в ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно материалам дела в городе проведены мероприятия по секвестированию расходов бюджета на сумму невыполнения доходов.
Секвестированы расходы на сумму <данные изъяты>рублей, путем перераспределения бюджетных ассигнований с целью обеспечения социально-значимых и первоочередных расходов бюджета (решение Хурала представителей г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, доказательств подтверждающих виновные действия начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла ФИО16 по неисполнению обязательств по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено. Исходя из решения арбитражного суда видно, что была установлена вина Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла в не исполнении контракта. На судебное заседание при рассмотрении дела в арбитражном суде, исходя из решения представитель указанного Департамента не явился, не возражал против заявленных требований о взыскании неустойки и судебных расходов. Кроме того Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла данный контракт заключен без необходимого финансового обеспечения.
Поскольку вины начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла ФИО17. не установлена и соответственно вины МКУ «Департамента финансов мэрии г. Кызыла, исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО18 МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыла» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО19, МКУ «Департамент финансов Мэрии г. ФИО1» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья Иргит Н.Б.
Копия верна: Иргит Н.Б.