ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1162/18 от 30.08.2018 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-1162/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2018 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО9, МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыла» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. обратилась в суд с иском в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО10, о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, в обоснование иска указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Автоцентр Красгазсервис» и Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла в лице начальника Департамента ФИО7 заключен контракт о приобретении автобуса для городских перевозок на сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии с условиями контракта, <данные изъяты>% от стоимости товара подлежит оплате в течение <данные изъяты> банковских дней после подписания контракта, окончательный расчет за поставленный товар производится в течение <данные изъяты> рабочих дней на основании подписанной сторонами товарной накладной. Товар поставлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается товарной накладной. При этом заказчиком в указанный контрактом срок оплата не произведена, в связи с чем АО «Автоцентр Красгазсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Департаменту экономики. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление АО «Автоцентр Красгазсервис» о взыскании с Департамента экономики задолженности по контракту от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также неустойки в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей удовлетворено (дело ). Решение Арбитражного суда РТ исполнено ДД.ММ.ГГГГ, а именно судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей и неустойка в размере <данные изъяты> рублей взысканы со счета Департамента экономики, имущественных отношений, финансового контроля мэрии города Кызыла, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, неисполнение обязательств по вышеуказанным контрактам привело к дополнительным бюджетным расходам в виде штрафных санкций в размере <данные изъяты> рублей, не предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Город Кызыл республики Тыва». В данном случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом. Указанными действиями ФИО11 нарушены права муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва», поскольку дополнительные бюджетные расходы в виде судебных издержек и штрафных санкций возмещены за счет бюджетных средств муниципального образования. Проверкой установлено, что Департаментом финансов мэрии города Кызыла в лице начальника ФИО12 финансирование вышеуказанного контракта произведено несвоевременно, что привело к излишней выплате из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» дополнительных бюджетных расходов в виде судебных издержек и штрафных санкций в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Просит взыскать с начальника Департамента финансов Мэрии г. Кызыла ФИО13<данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования – городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в счет возмещения излишне выплаченных денежных средств из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» за несвоевременную оплату обязательств по контракту в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Мэрии г. Кызыла.

Не согласившись с исковыми требованиями, ответчик ФИО5 направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил оставить иск без удовлетворения.

Старший помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить по указанным основаниям.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчиков ФИО14 МКУ «Департамент финансов мэрии г. Кызыла» ФИО6 в судебном заседании просила в иске отказать поскольку вины ответчиков не установлено, не было бюджетного финансирования, контракт не исполнен со стороны Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла».

Представители третьих лиц Мэрии г. Кызыла, МКУ «Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

В ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Автоцентр Красгазсервис» и МКУ «Департамент»экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла» в лице начальника Департамента ФИО7 заключен контракт о приобретении автобуса для городских перевозок на сумму <данные изъяты> рублей. Источником финансирования является бюджет городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

В соответствии с условиями контракта, <данные изъяты>% от стоимости товара подлежит оплате в течение <данные изъяты> банковских дней после подписания контракта, окончательный расчет за поставленный товар производится в течение <данные изъяты> рабочих дней на основании подписанной сторонами товарной накладной.

АО «Автоцентр Красгазсервис» исполнил обязательство в полном объеме, то есть ДД.ММ.ГГГГ поставил автобус, что подтверждается товарной накладной.

Оплата за автобус была произведена частично в сумме <данные изъяты> рублей.

Неисполнение Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла обязательства по полной оплате поставленного товара послужило основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление АО «Автоцентр Красгазсервис» к Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о взыскании стоимости поставленных товаров, удовлетворено. С МКУ «Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла» в пользу АО «Автоцентр Красгазсервис» взыскана задолженность по контракту от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также неустойка в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда было исполнено, а именно судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей и неустойка в размере <данные изъяты> рублей взысканы со счета Департамента экономики, имущественных отношений, финансового контроля мэрии города Кызыла, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то есть в бюджете закрепляется совокупность меняющихся обязательств публично-правового образования. Посредством бюджета достигается баланс различных интересов субъектов финансовой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Из статьи 232 ТК РФ следует, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно статье 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии с пунктами 3.17, 3.18, 3.19, 3.22, 3.24, 3.27 Положения о Департаменте финансов мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 №32, Департамент организует исполнение бюджета города и осуществляет финансирование расходов бюджета города; составляет и ведет сводную бюджетную роспись в установленном Департаментом порядке; доводит показатели сводной бюджетной росписи до главных распорядителей бюджетных средств; утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств. Доводит лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств; устанавливает порядок исполнения бюджета города по расходам, в том числе порядок санкционирования оплаты денежных обязательств; устанавливает случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).

Согласно п. 6.1 Положения руководитель Департамента финансов мэрии г. Кызыла несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, определенных настоящим Положением, в том числе за исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках возложенных на Департамент полномочий.

Из письменного объяснения ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной несвоевременного финансирования указанных контрактов является недостаточность собственных средств муниципального образования для финансирования предусмотренных в бюджете города расходных обязательств с учетом помесячного поступления доходов, то есть основная доля собственных доходов поступает в ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно материалам дела в городе проведены мероприятия по секвестированию расходов бюджета на сумму невыполнения доходов.

Секвестированы расходы на сумму <данные изъяты>рублей, путем перераспределения бюджетных ассигнований с целью обеспечения социально-значимых и первоочередных расходов бюджета (решение Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, доказательств подтверждающих виновные действия начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла ФИО16 по неисполнению обязательств по контракту от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено. Исходя из решения арбитражного суда видно, что была установлена вина Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла в не исполнении контракта. На судебное заседание при рассмотрении дела в арбитражном суде, исходя из решения представитель указанного Департамента не явился, не возражал против заявленных требований о взыскании неустойки и судебных расходов. Кроме того Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла данный контракт заключен без необходимого финансового обеспечения.

Поскольку вины начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла ФИО17. не установлена и соответственно вины МКУ «Департамента финансов мэрии г. Кызыла, исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО18 МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыла» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» к начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыл» ФИО19, МКУ «Департамент финансов Мэрии г. ФИО1» о взыскании излишне выплаченных средств из бюджета, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья Иргит Н.Б.

Копия верна: Иргит Н.Б.