№2-1162/2020
76RS0008-01-2020-001134-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 22 октября 2020 года
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
Судьи Охапкиной О.Ю.,
при секретаре Рубищевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосервис», Администрации городского округа город Переславль-Залесский о возложении обязанности оборудовать котельные приборами учета тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор обратился в Переславский районный суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосервис», Администрации городского округа. Просит возложить на МУП «Теплосервис» обязанность выполнить работы по перечню, приведенному в пункте 1 просительной части иска на котельной, расположенной по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский п. Молодежный, обязать МУП «Теплосервис» и Администрацию городского округа город Переславль-Залесский обеспечить обслуживание специализированной организацией наружного газопровода высокого давления (до 0,06Мпа) протяженностью 795,14 п.м от места врезки на ул. Фалеевская городского округа город Переславль-Залесский до выхода из земли у здания центрального теплового пункта по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский п.Молодежный; обязать МУП «Теплосервис» и Администрацию городского округа город Переславль-Залесский в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные в с. Глебовское и п. Ивановское городского округа город Переславль-Залесский приборами учета тепловой энергии.
Определением Переславского районного суда от 27 июля 2020 года исковые требования Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосервис», Администрации городского округа города Переславля-Залесского о возложении обязанности в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные в с. Глебовское и п. Ивановское городского округа город Переславль-Залесский приборами учета тепловой энергии, выделены в отдельное производство (л.д.1-2), гражданскому делу присвоен номер - №2-1162/2020.
Исковые требования прокурора в части возложения обязанности на ответчиков по оборудованию котельных в с. Глебовское и п. Ивановское мотивированы тем, что МУП «Теплосервис» имеет статус единой теплоснабжающей организации на территории города в границах зоны деятельности, установленной схемой теплоснабжения. Постановлением администрации города от <дата скрыта>. №<номер скрыт> за ответчиком на праве хозяйственного ведения закреплены котельные в с. Глебовское и п.Ивановское городского округа город Переславль-Залесский. Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2011 г. собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используется энергетические ресурсы обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В нарушение требований указанных положений законодательства приборы учета тепловой энергии на котельных в с. Глебовское и п. ивановское отсутствуют. Несоблюдение требований законодательства о теплоснабжении, об энергосбережении не обеспечивает стабильность предоставления услуг теплоснабжения на территории городского округа и влечет за собою нарушение прав неопределенного круга лиц на получение услуг ненадлежащего качества.
В судебном заседании помощник Переславского межрайонного прокурора Порфирьева Л.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Полагала, что обязанность должна быть возложена на обоих ответчиков, в том числе на Администрацию городского округа, которая как собственник котельных обязана нести бремя их содержания.
Представитель ответчика МУП «Теплосервис» по доверенности ФИО1 (л.д.56) против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.54-55). Полагает, что прокурором не доказано наличие оснований для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц. Полагала, что заявленный прокурором срок подлежит увеличению.
Представитель Администрации городского округа г. Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, судом извещен надлежаще, в адрес суда направил письменный отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований к Администрации городского округа возражал по изложенным в отзыве доводам (л.д.38-39).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», УМС Администрации г.Переславля-Залесского, Центральное управление Ростехнадзора, МУП «Энергетик». Представители третьих лиц в судебном заседании не участвовали, судом извещены надлежаще. ООО «Газпром межрегионгаз» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.57-58).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что в собственности городского округа город Переславль-Залесский находятся здания: котельной по адресу: <...>, общей площадью 96,2 кв.м, реестровый номер <номер скрыт> (л.д.31), и котельной «Клубная», по адресу: Ярославская область, Переславский район, с.Глебовское, общей площадью 16,90 кв.м, реестровый номер <номер скрыт> (л.д.32).
Постановлением Администрации городского округа от <дата скрыта> №<номер скрыт> имущество – котельная «Клубная», инв. №0001021 <...> года ввода в эксплуатацию, здание котельной <...> инв. №<номер скрыт> года ввода в эксплуатацию, закреплены с 01.10.2018г. на праве хозяйственного ведения за МУП городского округа города Переславля-Залесского «Теплосервис» (л.д.14, 15-17).
Постановлением Администрации городского округа от 08.10.2018г. №ПОС.03-1571/18 МУП «Теплосервис» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа в границах зоны деятельности, установленной Схемой теплоснабжения города в редакции постановления от 31.07.2017г. №ПОС.03-1021/17 (л.д.22).
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (п.11).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (п.13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя регламентирован статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ).
В силу пункта 1, 2 статьи 19 Закона №190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета.
В соответствие с п.5 ст. 19 Закона №190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 6 статьи 19).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы (носитель энергии) подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: требования к приборам учета; характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем), порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013г. №1034 (далее – Правила №1034).
Согласно пункту 5 Правил №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
В соответствие с пунктами 16, 17 Правил №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
По результатам проведенной Переславской межрайонной прокуратурой проверки в отношении МУП «Теплосервис» установлен факт отсутствия приборов учета тепловой энергии на котельных в с. Глебовское и п. Ивановское городского округа город Переславль-Залесский (л.д.18)..
Факт отсутствия приборов учета тепловой энергии на указанных котельных представителем ответчика МУП «Теплосервис» в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Из письменных объяснений технического директора МУП «Теплосервис» от 04.06.2020г. следует, что потребителями тепловой энергии в п. Ивановское являются 9 бюджетных организаций, 5 прочих организаций, 3 многоквартирных дома, в с. Глебовское – 3 муниципальных бюджетных учреждения. Приборы учета на котельных отсутствуют, техническая возможность установки данных приборов учета тепловой энергии на котельных имеется. Приборы учета тепловой энергии нужны для определения технологических потерь и утечки теплоносителя (л.д.18).
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, приведенные положения законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что со стороны МУП «Теплосервис» имеет место несоблюдение требований законодательства о теплоснабжении, об энергосбережении в части отсутствия приборов учета тепловой энергии.
Обязанность МУП «Теплосервис» как единой теплоснабжающей организации на территории городского округа, по установке приборов учета тепловой энергии, вытекает из совокупного анализа положений Федерального закона «О теплоснабжении», Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя №1034.
Отсутствие приборов учета тепловой энергии не позволяет определять технологические потери, утечки теплоносителя, не обеспечивает стабильность предоставления услуг теплоснабжения конечных потребителей, влечет за собою нарушение прав неопределенного круга лиц, на получение услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, требования прокурора, предъявленные к МУП «Теплосервис» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Администрации городского округа, не имеется в силу следующего.
В силу положений Закона №190-ФЗ, №261-ФЗ, Правил №1034 обязанность по установке приборов учета тепловой энергии, организации коммерческого учета тепловой энергии законом возложена на теплоснабжающую организацию и потребителей тепловой энергии.
Администрация городского округа теплоснабжающей организацией не является, потребителем тепловой энергии, произведенной на котельных в п. Ивановское и в с. Глебовское не является. Доказательства обратного процессуальным истцом не представлены.
Само по себе нахождение котельных в с. Глебовское и п. Ивановское в муниципальной собственности городского округа не влечет возникновение обязанности Администрации по оборудованию котельных приборами учета. Указанное имущество передано на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В соответствие со ст.294 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, осуществляет соответствующее унитарное предприятие, в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (ст. 295 ГК РФ). Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия (ст. 113 ГК РФ).
В связи с чем обязанность по установке приборов учета тепловой энергии не может быть возложена на администрацию городского округа.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Процессуальным истцом заявлено об установлении процессуального срока для выполнения решения суда. Просит оборудовать котельные в с. Глебовское и п. Ивановское приборами учета в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель МУП «Теплосервис», возражая против иска, просил принять во внимание, что стоимость средств измерения составляет 150 000 -200 000 рублей, что является для предприятия непосильным бременем, установка приборов учета возможна только при остановке производства тепловой энергии, что возможно по окончании отопительного сезона 2020-2021 (л.д.54).
Принимая во внимание характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, учитывая, что заявленные работы не могут быть осуществлены без остановки производства тепловой энергии, принимая во внимание время окончания отопительного сезона 2020-2021, суд полагает, что заявленный прокурором срок подлежит увеличению, может быть определен указанием на конкретную дату после окончания отопительного сезона – до 01 сентября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Переславского межрайонного прокурора к МУП «Теплосервис» удовлетворить частично..
Обязать МУП «Теплосервис» оборудовать котельные в с. Глебовское и п. Ивановское городского округа город Переславль-Залесский приборами учета тепловой энергии, в срок до 01 сентября 2021 года.
Исковые требования к Администрации городского округа город Переславль-Залесский оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Охапкина О.Ю.