ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1162/20 от 29.07.2020 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-1162/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Лебединский Е.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Алушта Рокова А.С.,

представителя Администрации г. Алушта – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушты, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Алушты, Управлению культуры Администрации г. Алушты Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства», третье лицо: Совет Министров Республики Крым о признании незаконным бездействие Администрации г. Алушты по непринятию мер по постановке на кадастровый учет четырех объектов культурного наследия, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Алушта, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Алушты, Управлению культуры Администрации г.Алушты Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства», третье лицо: Совет Министров Республики Крым о признании незаконным бездействие Администрации г.Алушты по непринятию мер по постановке на кадастровый учет четырех объектов культурного наследия, возложении обязанности осуществить постановку на учет и зарегистрировать право собственности на объекты культурного наследия.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Алушта проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, отнесенных к тематике Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. На территории муниципального образования городской округ Алушта расположено 35 объекта культурного наследия, связанных с событиями Великой Отечественной войны. Объекты культурного наследия: «Братская могила советских воинов 1944 года» (расположен в <адрес>), «Могила героя советского ФИО5ФИО7 г.» (расположен <адрес><адрес>, территория кладбища), «Памятный знак в честь крымских партизан, погибших в годы Великой отечественной войны 1981 г.» (расположен в <адрес><адрес>), «Памятный знак в четь крымских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1985 г.» (расположен в <адрес> перевал) на кадастровый учет не поставлены, сведения в ЕГРН по ним не внесены, в связи с чем прокурором в адрес главы Администарции г. Алушта ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Администрацией г. Алушта не приняты меры по постановке на кадастровый учет указанных объектов культурного наследия и земельных участков, на которых они расположены, межевание данных участков не проведено и не определены их границы, право собственности не зарегистрировано. Отсутствие границ земельных участков, используемых под объектами культурного наследия, лишает возможности орган местного самоуправления осуществлять владение и пользование этими участками. Бездействие Администрации г. Алушта по постановке на кадастровый учет земельных участков и объектов культурного наследия, без оформления которых невозможно их надлежащее содержание, нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.

Представитель Администрации г. Алушта возражал против исковых требований, указывая, что земельные участки, на которых расположены памятники культуры, являющиеся предметом спора, находятся за границами населенных пунктов. Земельный участок, на котором расположен памятник «Братская могила советских воинов 19944 г.» расположен на территории с неурегулированными вопросами ПАО «Массандра».

Представители Управления культуры Администрации г. Алушты Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства», Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении в суд не поступало.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч.2 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Законом Республики Крым от 11.09.2014 №68-ЗРК "Об объектах культурного наследия в Республике Крым" урегулированы отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия в Республике Крым.

Согласно ст.99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся в том числе земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.

Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учёт).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. №44 утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, который устанавливает особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Согласно пункту 12 Порядка согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района и в случае, если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного или водного фонда и особо охраняемых территорий, с органами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 №627 объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Крым отнесены к выявленным объектам культурного наследия согласно приложению 2, в котором, п.17,48,35,36 указаны: «Братская могила советских воинов 1944 года» (расположена в <адрес>), «Памятный знак в четь крымских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1985 г.» (расположен в <адрес><адрес>), «Могила героя советского ФИО5ФИО8 (расположена <адрес><адрес>), «Памятный знак в честь крымских партизан, погибших в годы Великой отечественной войны 1981 г.» (расположен в <адрес><адрес>).

На указанные объекты культурного наследия выданы охранные обязательства.

Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г.Алушта, Управлению имущественных и земельных отношений в отношении схем расположения земельных участков, на которых находятся объекты культурного наследия, являющиеся предметом спора даны следующие заключения о невозможности образования земельных участков с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – историко-культурная деятельность, в том числе:

- от ДД.ММ.ГГГГ кв.м. по адресу: <адрес>, городское кладбище, сектор, в 50 м. к юго-западу от здания ритуальных услуг, образуемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в зоне специального назначения подзоне кладбища;

- от ДД.ММ.ГГГГ – 161 кв.м. по адресу: <адрес> возле винзавода. На карте разногласий с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, являющейся составной частью генерального плана муниципального образование городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен на территории с неурегулированными вопросами. На карте градостроительного зонирования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен на территории с неурегулированными вопросами ПАО Массандра;

- от ДД.ММ.ГГГГ – 32 кв.м. по адресу: <адрес> перевал – На карте функциональных зон генерального плана муниципального образования городской округ Алушта утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в зоне рекреационного назначения поздоне земель лесного фонда. На карте градостроительного зонирования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен в зоне земель лесного фонда (Р-5);

- от ДД.ММ.ГГГГ – 1057 кв.м. по адресу: <адрес> 5 <адрес>. На карте функциональных зон генерального плана муниципального образования городской округ Алушта утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в зоне рекреационного назначения поздоне лесов и естественных природных ландшафтов. На карте градостроительного зонирования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, образуемый земельный участок расположен в зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2).

Акт технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что «Могила героя советского ФИО5 Бедненко 1980 г.» имеет исправное состояние, подходная площадка и ограда отсутствуют. Проведена замена и покраска деревянных элементов подпорной скамьи. На поверхности памятника трещин, сколов не обнаружено. Произведена санитарная уборка и покраска фундамента памятника и опорной стены, обрезка кустарников и дерева.

Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ «Памятный знак в четь крымских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1985 г.» имеет исправное состояние, имеется подходная площадка, ограды нет. Памятник в удовлетворительном состоянии. Все недостатки, выявленные при осмотре ДД.ММ.ГГГГ полностью устранены. Проведена санитарная уборка памятника и территории вокруг памятника. Обновлен побелочный слой всего бордюрного камня. Мусора нет. Трещин, сколов на памятнике не обнаружено.

Из акта технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «Памятный знак в честь крымских партизан, погибших в годы Великой отечественной войны 1981 г.» имеет исправное состояние. В нижней части баральефа установлены 4 мемориальные доски с именами и фамилиями бойцов и командиров Алуштинского партизанского отряда, павших в боях в годы Великой отечественной войны. Состояние прилегающей территории удовлетворительное. Проведена санитарная уборка. Проведены посадка растений и работы по благоустройству территории вокруг памятника, обрезка кустарников и деревьев.

В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ «Братская могила советских воинов 1944 года» имеет исправное состояние. Контуры могилы ограничены широким бордюром, облицованным плитами из полированного камня и образующими нишу для цветника по всей площади захоронения. Лицевая сторона в виде параллелепипеда из сварного металла, в виде барельефа с изображением 4 воинов Сов. Армии. На обратной стороне стелы отчеканена мемориальная надпись. Есть подходная площадка. Проведена санитарная уборка, обновлен покрасочный слой скамеек. Проведена посадка растений на могильном холме. Территория памятника ухожена. При визуальном осмотре нарушения целостности памятника не обнаружено.

На представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорных объектов сообщила:

- «Братская могила советских воинов 1944 года» (расположена в <адрес>), расположена на землях, используемых ГУПРК «ПАО «Массандра» и включенных в карту разногласий Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утверждённого решением Алуштинскогого городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дорожной карте процедуру внесения изменений в Генеральный план запланировано в ДД.ММ.ГГГГ г.;

- «Могила героя советского ФИО5ФИО9.» (расположена <адрес><адрес>), находится за границами населенного пункта. Соответствующий запрос о согласовании схемы расположения земельного участка под указанным объектом направлен в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО1, с целью осуществления процедур по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность. До момента передачи земельного участка в муниципальную собственность осуществить процедуру постановки на кадастровый учет и регистрацию права объекта не представляется возможным;

- «Памятный знак в честь крымских партизан, погибших в годы Великой отечественной войны 1981 г.» (расположен в <адрес><адрес>) находится на выезде из города, за границами населённого пункта. Соответствующий запрос о согласовании схемы расположения земельного участка под указанным объектом направлен в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО1, с целью осуществления процедур по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность. До момента передачи земельного участка в муниципальную собственность осуществить процедуру постановки на кадастровый учет и регистрацию права объекта не представляется возможным;

- «Памятный знак в четь крымских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1985 г.» (расположен в <адрес><адрес> находится за границами населённого пункта. Соответствующий запрос о согласовании схемы расположения земельного участка под указанным объектом направлен в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики ФИО1, с целью осуществления процедур по передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность. До момента передачи земельного участка в муниципальную собственность осуществить процедуру постановки на кадастровый учет и регистрацию права объекта не представляется возможным (л.д.6-10,11-14).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Администрация <адрес> Республики ФИО1 в отношении спорных объектов культурного наследия направляла запросы о согласовании схемы расположения земельного участка под объектами в Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО1, с целью осуществления процедур по передаче земельных участков в муниципальную собственность. В отношении «Братской могилы советских воинов» (<адрес>) внесение изменений в Генеральный план в отношении земельного участка запланировано завершить в ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и указанные выше нормы права, суд считает, что Администрацией города Алушты Республики Крым принимались зависящие от неё меры, направленные на постановку на кадастровый учёт земельных участков под памятниками культурного наследия, в связи с чем, отсутствует виновное противоправное бездействия ответчика в неисполнении мер, направленных на постановку на кадастровый учёт земельных участков под указанными выше памятниками.

Поскольку Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает возможность государственной регистрации права собственности без постановки объекта недвижимости на кадастровый учёт, а спорные земельные участки на кадастровый учёт не поставлены, отсутствуют основания считать бездействием администрации города Алушты Республики Крым непринятие мер в осуществлении государственной регистрации прав муниципальной собственности на приведённые выше земельные участки.

Также суд учитывает, что мотивом подачи искового заявления указана невозможность надлежащего содержания памятников, что не соответствует действительности и опровергается актами технического состояния объектов культурного наследия, исследованных судом.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, как не основанных на законе.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Алушты, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Алушты, Управлению культуры Администрации г. Алушты Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства», третье лицо: Совет Министров Республики Крым о признании незаконным бездействие Администрации г. Алушты по непринятию мер по постановке на кадастровый учет четырех объектов культурного наследия, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2020 г.