Дело № 2-1162-2012РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе судьи Бородиной Т.Г.,
при секретаре Елагиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске
24 декабря 2012 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1<...> обратилась в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставления жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что решением Мариннского городского суда Кемеровской области от <...><...> ФИО1: <...>Ф. и <...>Ф. в отношении нее <...>
<...>
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <...>
Собственного жилого помещения у <...> истицы не имелось, а потому на период нахождения ФИО1 <...> за ней жилое помещение не закреплялось. Жилое помещение, в котором зарегистрирована ФИО1 с рождения, расположенное по адресу: <...>, в 2002 году было снесено, как ветхое жилье, о чем имеется справка администрации <...> от <...>
В связи с отсутствием у ФИО1 закрепленного жилого помещения <...> администрацией Мариинского муниципального района она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории <...> На сегодняшний день регистрационный номер в списках <...>
Жилое помещение по договору социального найма должно было быть предоставлено истице еще после окончания обучения в <...>
Однако до настоящего времени, жилое помещение не предоставлено, собственного жилого помещения ФИО1 не имеет, в связи с чем, она вынуждена проживать <...> в съемном жилом помещении, ежемесячно оплачивая арендную плату. В настоящее время ФИО1 проживает в съемном жилом доме, расположенном по адресу: <...>
В соответствии с ч. 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. <...> иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации <...> по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, <...> а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <...> не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав <...> по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от <...><...> установлена норма предоставления площади жилого помещения, которая на одного человека составляет 13,0 кв. м.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что местом жительства ФИО1 является <...>, считает, что жилое помещение должно быть ей предоставлено по договору социального найма, общей площадью не менее 13,0 кв.м. в черте <...>.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке <...> оставшиеся без попечения родителей вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В связи с обращением в суд ФИО1 понесла судебные расходы: <...> Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Полагает, что на основании ст.98 ГПК РФ, данные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в полном объеме в пользу ФИО1.
Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>. Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <...>
В судебное заседание ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, доверяет представлять ее интересы в суде адвокату Носковой Л.Н.
Представитель истицы адвокат Носкова Л.Н. исковые требования ФИО1 поддержала в том же объеме и по тем же основаниям, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме, а именно обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>. Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <...>
Представитель ответчика – администрации Мариинского муниципального района ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от <...> в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.
Кроме того, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.
В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из смысла ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Пункт 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки <...> органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше <...> жилых помещений (п. 9 ст. 2).
В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав <...> расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав <...> производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с п.1 ст.12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки <...> органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Следовательно, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права ФИО1
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав <...> по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта).
Согласно ч.4 ст.2 указанного Закона Кемеровской области заявление (ходатайство) о принятии на учет <...> подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче <...>
ФИО1 состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории <...> с <...>, что подтверждается информацией жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от <...>. Местом выявления истца по категории <...> является <...>.
Следовательно, местом предоставления жилого помещения является <...>.
Таким образом, поскольку истец просит предоставить жилое помещение по договору социального найма в городе <...>, считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, считает требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме <...> не подлежащим удовлетворению ввиду необоснованности суммы.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 454-О указано, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (часть 3) Конституции РФ.
Стоимость услуг складывается с учетом сложности выполненной представителем работы, с учетом объема и фактически затраченного им времени, время непосредственного участия представителя истца в судебном процессе, продолжительность рассмотрения дела. Кроме того, при заключении соглашения об оказании юридической помощи размер вознаграждения определяется соглашением между адвокатом и лицом, обратившимся за юридической помощью.
По общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 ГК Российской Федерации). К числу таких условий относятся и те, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя. Вознаграждение за оказание отдельных видов юридической помощи устанавливается в Кемеровской области в соответствии с решением Совета адвокатской палаты Кемеровской области от 10.04.2009 года № 5/3. Согласно данному документу минимальный размер вознаграждения адвокату за составление заявления в суд - <...> сумма расходов по оплате услуг представителя в данном судопроизводстве несколько завышена.
Таким образом, считает требование истца взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности на администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>, а также о взыскании с администрации Мариинского муниципального района в ее пользу судебные расходы в сумме <...>, отказать.
Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что по решению Мариинского городского суда от <...><...> – ФИО3 и <...> – ФИО4 лишены в отношении нее родительских прав. (л.д. 14-15).
Согласно постановлению Главы Мариинского района от <...><...>-П Ф. передана <...> к Б.
<...>
Согласно справке администрации Мариинского муниципального района от <...> ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района по категории <...> с <...>, регистрационный номер – <...>, что свидетельствует о признании администрацией Мариинского муниципального района за ФИО1 права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Согласно справке администрации Сусловского сельского поселения Ф. зарегистрирована по адресу: <...> В 2002 году данный дом был снесен как ветхое жилье. На территории Сусловского сельского поселения за Ф. жилье не числится.
Согласно договору аренды от <...> ФИО1 арендует у К. жилое помещение по адресу: <...> Срок действия договора по <...>.
В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. <...> иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
На основании ст.2 ЖК РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».
В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: <...> по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) <...> не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки <...> органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав <...>
Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав <...> следует, что для обеспечения <...> по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является <...>; местом регистрации рождения лица является <...>; последним местом жительства лица является территория <...>, если место его рождения находится за пределами территории <...>.
Согласно п.2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав <...> жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном <...> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче <...>
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО1 администрацией Мариинского муниципального района и именно в <...> – поскольку истица именно в <...>, а не в <...> была поставлен на учет.
Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение ФИО1, как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.».
Судом установлено, что при подаче иска в суд ФИО1 оплатила <...>
Суд считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца следующие понесенные истцом расходы: <...>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить ФИО1, <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...> за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями <...> выделяемых из бюджета Кемеровской области.
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья –подпись
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2012 года.
Судья – подпись
Верно: Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина
Решение вступило в законную силу 23.05.2013 года
Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23.05.2013 года решение Мариинского городского суда от 24 декабря 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.
Судья- Т.Г. Бородина