Дело № 2-1162/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2013 года
г.Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,
помощника Нерехтского межрайонного прокурора Дмитриевой Т.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нерехтского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений нормативно правового акта Совета депутатов ГП г.Нерехта,
у с т а н о в и л :
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, просил:
- признать недействующими пункты 2.3., 3.2., 3.5., 3.6., 4.2., 5.1., 6.1 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район N104 от 23.11.2006года «Об утверждении положения об устройстве индивидуального отопления с использованием природного газа в качестве топлива в помещениях многоквартирных домов» с момента принятия,
- опубликовать решение суда о признании недействующим нормативного акта в газете «Нерехтская правда» по вступлении решения в законную силу.
Мотивировав тем, что Нерехтской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при принятии нормативного правового акта - решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район N104 от 23.11.2006 года «Об утверждении положения об устройстве индивидуального отопления с использованием природного газа в качестве топлива в помещениях многоквартирных домов». Решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 опубликовано в газете «Нерехтская правда» 07.12.2006 года N186, т.е. является действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Отдельные положения указанного решения представительного органа являются незаконными и подлежат признанию их недействующими.
По результатам проверки прокуратурой на имя председателя Совета депутатов городского поселения г.Нерехта направлена информация об отмене решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104, поскольку с момента принятия решения внесены изменения в ст.26 ЖК РФ и принят ФЗ от 27.07.2010 года N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 22.11.2006 года N104 вступило в противоречие с действующим федеральным законодательством. Указанным нормативным правовым актом органа местного самоуправления руководствуется администрация городского поселения г.Нерехта при принятии решений по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
28.11.2013 года на заседании Совета депутатов городского поселения г.Нерехта рассмотрена информация прокуратуры. На проект решения представительного органа об оставлении без изменений решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104, прокуратурой дано отрицательное заключение. Представительным органом решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 оставлено в силе, рекомендовано администрации городского поселения г.Нерехта принять нормативный акт, регламентирующий перевод на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, после принятия указанного акта рассмотреть вопрос об отмене решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 на очередном заседании представительного органа.
Также прокуратурой 17.10.2013 года направлена информация на имя главы городского поселения г.Нерехта Цветкова С.Н. о внесении изменений в постановление главы администрации городского поселения г.Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район от 01.03.2012 года N48 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории муниципального образования городское поселение г.Нерехта».
Постановление главы администрации городского поселения г.Нерехта от 01.03.2012 года N48 опубликовано в информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения г.Нерехта от 15.10.2012 года NI8.
Учитывая информацию Нерехтской межрайонной прокуратуры администрацией городского поселения г.Нерехта постановлением главы от 18.10.2013 года N279 внесены изменений в постановление главы администрации городского поселения г.Нерехта от 01.03.2012 года N48, административный регламент утвержден в новой редакции.
Правоотношения в городском поселении г.Нерехта регулируются постановлением главы администрации городского поселения г.Нерехта от 01.03.2012 года N48, которое принято в исполнение Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ. Оснований для регламентации жилищных правоотношений еще одним актом органа местного самоуправления по переустройству и перепланировки жилых помещений, в частности нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, не имеется. Тем более, что решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ст.8 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений (ст.12 ЖК РФ).
Пунктом 7 ч.1 ст.14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Таким образом, условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений регулируется нормами федерального законодательства, а согласование переустройства и перепланировки жилых помещений нормативными актами органов местного самоуправления. При этом, нормативные правовые акты органа местного самоуправления не должны вступать в противоречие с нормами федерального законодательства, имеющим по отношению к актам органа местного самоуправления высшую юридическую силу.
В соответствии с ч.2 ст.26 ЖК РФ предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии
Частью 2.1. ст.26 ЖК РФ заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Частью 3 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно п.1 ч.1 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
В нарушение вышеуказанного федерального законодательства п.3.2. решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 на заявителя возлагается обязанность по предоставлению документов не только тех, которые могут быть запрошены органом местного самоуправления в рамках межведомственного сообщения, но и документов, которые не предусмотрены действующим законодательством. ЖК РФ (с учетом внесенных изменений) и Федеральным законом от 27.07.2010 года N210-ФЗ запрещено органам, предоставляющих муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. Перечень документов, указанных в ч.2 ст. 26 ЖК РФ, расширенному толкованию не подлежит.
Решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 изменяет порядок предоставления документов переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланировки перепланируемого жилого помещения, поскольку ЖК РФ предусматривает предоставления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения еще на стадии подачи документов в орган местного самоуправления, а нормативный акт органа местного самоуправления после получения постановления главы администрации городского поселения г.Нерехта на установку индивидуальной (поквартирной) системы отопления (п.3.4., п.3.5.).
Пунктами 1 и 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится:
- установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п.3.4. ст.6 ГрК РФ);
- установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания данной платы (п.5.2. ст. 6 ГрК РФ).
Пунктами 5 и 7 части 1 ст. 8 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В нарушение вышеуказанного законодательства п.2.3. решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 предъявляются требования по разработке и подготовке проекта, устанавливает из каких разделов и частей должен состоять проект. Также п.3.6. Проекта предусмотрено, что проект на устройство индивидуальной (поквартирной) системы теплоснабжения от газового теплогенератора согласовывается с организацией, выдавшей технические условия. Орган местного самоуправления не являясь органом, устанавливающий порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и не проводит данную экспертизу. Данные полномочия являются компетенцией государственных органов Российской Федерации.
Ч.1, ч.2 ст.39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей вправе общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Вышеуказанные положения ЖК РФ сформулированы в императивной форме, поэтому представительные органы местного самоуправления не могут устанавливать своим нормативным правовым актом иные правила определения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В нарушение жилищного законодательства пунктом 4.2. решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 установлено, что расходы тепловой энергии в местах общего пользования в конкретном случае определяется пропорционально занимаемой отапливаемой площади жилого помещения.
Согласно п.1 и п.4 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Решение Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 необоснованно вмешивается в договорные отношения между заявителем и специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт автоматизированных котлов, дымоходов, газопроводов и воздухопроводов, поскольку органом местного самоуправления дополнительно предъявляются требования по наличию своей аварийно-диспетчерской службы (п.5.1).
В данном случае специализированная организация вправе самостоятельно определять организацию своей хозяйственной деятельности, иметь свою аварийно-диспетчерскую службу или ею будет заключен иной договор на оказание данных услуг.
Аналогичное вмешательство имеет место при обязании организации, обслуживающей жилой фонд, в проведении контроля за производством работ по установке газового котла. В соответствии с ЖК РФ данными организациями являются управляющие компании, которые действуют в рамках договора на управление многоквартирного дома, заключенного между управляющей компанией и собственниками многоквартирного дома. Возложение нормативным правовым актом органа местного самоуправления на управляющие компании обязанностей, не предусмотренных договором на управление многоквартирным домом, недопустимо.
Ст.162 ЖК РФ содержит нормы, раскрывающие отдельные элементы договора управления многоквартирным домом. По своим юридическим характеристикам договор управления многоквартирным домом является взаимным и возмездным. Взаимность договора обусловлена наличием субъективных прав и обязанностей как у собственника помещения, так и у управляющей организации. Возмездность договора обусловлена наличием встречного предоставления в форме платы за оказанные услуги и выполненные работы.
Таким образом, в случае, если договором на управление многоквартирным домом на управляющую компанию собственниками не возложена обязанность по контролю за установкой газового оборудования, управляющая компания вправе не выполнять данную работу.
Исходя из положений ч.4 ст.7 ФЗ N131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Представитель Нерехтского межрайонного прокурора Дмитриева Т.Н. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представители Совета депутатов городского поселения г.Нерехта Буланова Л.С., Карпова Н.Н., исковые требования признали в части, полагали, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части признания недействующими пунктов 2.3, 3.5, 3.6, 4.2, 5.1, 6.1 решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 22.11.2006 года № 104 «Об утверждении положения об устройстве индивидуального отопления с использованием природного газа в качестве топлива в помещениях многоквартирных домов».
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПРФ сторонам разъяснялись.
Изучив материалы дела, учитывая позицию участников процесса, суд принимает признание иска в части признания недействующими пунктов 2.3, 3.5, 3.6, 4.2, 5.1, 6.1 решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 22.11.2006 года №104 с момента издания решения, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, требования истца и признание иска основаны на нормах действующего законодательства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, в т.ч. и в части признания недействующим пункта 3.2. решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район N104 от 22.11.2006 года «Об утверждении положения об устройстве индивидуального отопления с использованием природного газа в качестве топлива в помещениях многоквартирных домов».
Согласно ч.4 ст.7 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст.26 ЖК РФ предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленньrй и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Перечень документов, указанных в части 2 ст. 26 ЖК РФ, расширенному толкованию не подлежит.
Частью 2.1. ст.26 ЖК РФ предусмотрено - заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Частью 3 ст.26 ЖК РФ предусмотрено - орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
В нарушение вышеуказанного федерального законодательства пунктом 3.2. решения Совета депутатов городского поселения г.Нерехта от 23.11.2006 года N104 на заявителя возлагается обязанность по предоставлению следующих документов:
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, без каких-либо исключений. Тогда как жилищным законодательством предусмотрено, что в случае, если заявителем не представлены правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные документы запрашиваются органом местного самоуправления самостоятельно);
- согласование на проведение работ с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, с которыми непосредственно взаимосвязана система отопления;
- технические условия от специализированной организации по обследованию дымоходов и ветканалов;
- технические условия от теплоснабжающей организации;
- технические условия специализированной организации, обслуживающей внутренние газопроводы;
- заключение Госпожнадзора, территориального отдела территориального управления федеральной службы Роспотребнадзора по Костромской области;
- архитектурно-планировочное задание (в случае устройства дымохода проживания :заявителя в панельной доме, применение теплоснабжения газового теплогенератора, не нуждающегося в дымоходе);
- гарантийное письмо заявителя об устранении повреждений жилого дома и возмещении ущерба пострадавшим лицам в случае несоблюдения техники безопасности или ненадлежащего производства работ по переключению системы отопления.
То есть, на заявителя возлагается обязанность по предоставлению документов не только тех, которые могут быть запрошены органом местного самоуправления в рамках межведомственного сообщения, но и документов, которые не предусмотрены действующим законодательством с момента издания данного постановления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требованияНерехтского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими пункты 2.3., 3.2., 3.5., 3.6., 4.2., 5.1., 6.1. решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район N 104 от 22.11.2006 года «Об утверждении положения об устройстве индивидуального отопления с использованием природного газа в качестве топлива в помещениях многоквартирных домов» с момента принятия.
Опубликовать решение суда о признании недействующим нормативного акта в газете «Нерехтская правда» по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Нерехтский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: Т.В. Хабарова