ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1162/2018 от 19.06.2018 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу 000

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

/Заочное/

19 июня 2018 года Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Фомина А.В.

при секретаре Артемьевой О.Е.

с участием: помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц (...)(...) о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к (...)» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесных участков.

В обоснование заявленных требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой по результатам анализа сведений, представленных Новороссийским лесничеством – филиалом ГКУ КК «Комитет по лесу», установлено, что садоводческим некоммерческим товариществом (...)» допускаются нарушения лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в лесах при использовании лесных участков.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое товарищество – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статьями 49,51 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Преамбулой ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ леса компоненты окружающей среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, стихийные бедствия, связанные с возникновением пожаров, являются одной из основных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 53 лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 на лиц, осуществляющих деятельность на границе с землями государственного лесного фонда возлагаются обязательства по обеспечению мер по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отграничение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Кроме того, в соответствии с п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками) необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Вместе с тем, данные мероприятия (...)» не реализованы, не обеспечена очистка территории, граничащей с землями Новороссийского лесничества (квартал 5 выдела 8,10,14 квартал 9 выдела 23,26,12,13,15 Анапского участкового лесничества), противопожарная минерализованная полоса протяженностью 800 м не обустроена, при том, что фактически лесные насаждения примыкают вплотную к дачным участкам и домам, что подтверждается справками Новороссийского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 14.05.2018 № 248 и ОНДиПР г. Анапа ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 17.05.2017 № 718-8-35/2.

В условиях, связанных с аномально высокой температурой атмосферного воздуха, следствием которой является повышенная пожароопасная обстановка в лесах, названные обстоятельства могут способствовать возникновению пожаров, созданию реальной угрозы причинения вреда биологическому разнообразию лесов, жизни и здоровью неопределенного круга граждан и их имуществу. Просит суд признать незаконным бездействие СНТ «Зеленая роща», выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности в лесах. Обязать (...) обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах путем обустройства минерализованной (противопожарной) полосы протяженностью 800 м на границе с землями государственного лесного фонда – квартала 5 выдела 8,10,14 квартал 9 выдела 23,26,12,13,15 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика (...)» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в го отсутствие не просил, о причинах неявки суду не сообщил, суд принимая во внимание мнение прокурора, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое некоммерческое товарищество – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статьями 49,51 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Преамбулой ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ леса компоненты окружающей среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, стихийные бедствия, связанные с возникновением пожаров, являются одной из основных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 53 лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 на лиц, осуществляющих деятельность на границе с землями государственного лесного фонда возлагаются обязательства по обеспечению мер по очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отграничение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Кроме того, в соответствии с п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками) необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Из материалов дела видно, что (...)» не обеспечена очистка территории, граничащей с землями Новороссийского лесничества (квартал 5 выдела 8,10,14 квартал 9 выдела 23,26,12,13,15 Анапского участкового лесничества), противопожарная минерализованная полоса протяженностью 800 м не обустроена, при том, что фактически лесные насаждения примыкают вплотную к дачным участкам и домам, что подтверждается справками Новороссийского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 14.05.2018 № 248 и ОНДиПР г. Анапа ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 17.05.2017 № 718-8-35/2.

В условиях, связанных с аномально высокой температурой атмосферного воздуха, следствием которой является повышенная пожароопасная обстановка в лесах, названные обстоятельства могут способствовать возникновению пожаров, созданию реальной угрозы причинения вреда биологическому разнообразию лесов, жизни и здоровью неопределенного круга граждан и их имуществу.

Ответчиком доказательств обратного суду не предоставлено.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требуют защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в том числе неопределенного круга лиц.

В связи с чем суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к (...)» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие (...)», выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Обязать (...) обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности в лесах путем обустройства минерализованной (противопожарной) полосы протяженностью 800 м на границе с землями государственного лесного фонда – квартала 5 выдела 8,10,14 квартал 9 выдела 23,26,12,13,15 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: